Автономное образовательное
учреждение
Высшего профессионального
образования
Ленинградский государственный
университет
имени А.С. Пушкина
Факультет психологии
Творческая работа
по дисциплине
Методика преподавания
психологии в среднем учебном заведении
на тему:
«Проведение урока
психологии в среднем учебном заведении»
Подготовила: студентка 4 курса
721 группы Верина В.Е.
Проверила: доцент,
Кандидат психологических наук
Карпова Е.А.
Санкт-Петербург
2015 год
Тема урока: Память.
I. Теоретическая
часть урока.
Определение
понятия памяти.
Память – это психическая функция
и вид умственной деятельности, предназначенная
для сохранения, накапливания и воспроизведения
информации. Способность на протяжении
длительного периода времени хранить
данные о событиях окружающего мира и
реакциях организма, и использовать её.
Выделяют следующие
процессы памяти:
- Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей, как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала. Запоминание - это очень важный процесс памяти, развитию которого будет уделено ключевое внимание в данном тренинге. Однако этот процесс не является единственным.
- Хранение - это процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации. Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека, кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь.
- Воспроизведение – это процесс репрезентации
и узнавания хранимой в памяти информации,
которая также называется воспоминаниями.
Воспроизведение бывает непроизвольным
и произвольным. В нашем курсе будет уделено
особое внимание произвольному (специальному,
осознанному) воспроизведению.
- Забывание также является процессом памяти,
а точнее проблемой ее развития. Потеря
возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной
(воспроизведение не полностью или с искажением)
или полной (невозможность воспроизведения
и узнавания).
Также память
разделяется на типологии:
- По сенсорной модальности – визуальная, кинестетическая, звуковая, вкусовая, болевая;
- По содержанию – эмоциональная,
образная, моторная;
- По организации запоминания
– процедурная, семантическая, эпизодическая;
- По временным характеристикам
– ультракратковременная, кратковременная, долговременная;
- По физиологическим признакам
- долговременная и кратковременная;
- По наличию средств – неопосредованная и опосредованная;
- По наличию цели – непроизвольная
и произвольная;
- По уровню развития – словесно-логическая,
образная, эмоциональная и моторная.
Виды памяти.
«Правила памяти».
- Запоминается лучше то, что
нам интересно, на чем мы сконцентрированы.
- Ассоциации помогают создать
в вашей голове связь между тем, что вы
хотите запомнить, и тем, что уже прочно
там закрепилось.
- Структурирование материала
является важнейшим фактором целенаправленного
запоминания.
- Память человека является процессом
динамическим, со временем что-то забывается.
- Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов.
II. Практическая
часть урока.
- Упражнение на развитие памяти
«Закодированное слово».
Ведущий ( преподаватель) называет
список слов, учащиеся должны изобразить
каждое слово в виде рисунка, который потом
подскажет ему, какое же слово находится
за этим изображением.
После изображения всех слов,
учащимся предлагается уже вербально
охарактеризовать свои рисунки.
Пример: веселый вечер, тяжелая
работа, развитие, вкусный ужин, болезнь,
горе, счастье, ядовитый вопрос, дружба,
разочарование, сомнение, обман, богатство.
2. Игра «Зрительная память»
Условия игры: пусть кто-то из
участников игры будет изображать свой
собственный портрет.
Участники разбиваются на 2
команды.
Все участники под руководством
ведущего внимательно рассматривают этот
портрет, стараются запомнить все детали.
Затем ведущий просит отвернуться всех
игроков и вносит как можно больше изменений
в этот портрет.
Затем из каждой команды по
очереди к портрету должны подходить игроки
и по одному изменению должны приводить
его в исходное положение. Какая команда
поправляет больше изменений, та и выиграла.
3. Упражнение «Перегруппировка»
Вам будет предложено несколько
слов, их необходимо перегруппировать,
объединяя по какому-либо признаку, чтобы
облегчить запоминание. Придумайте какую-нибудь
историю, которая свела бы их вместе: медведь,
тележка, пчела, колокольчик, ромашка,
воздух, ваза, солнце, кот.
А теперь вспомните и назовите
эти слова.
Список литературы и интернет
- источников:
- Маклаков А. Г. «Общая психология», - год выпуска:
2008. Издательство: ООО «Питер Пресс»
- http://4brain.ru
- http://www.trepsy.net