Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 21:12, контрольная работа
С целью коррекции детско-родительских отношений была разработана программа групповой работы с родителями, которая характеризуется следующими особенностями:
в ходе занятий родители обсуждают проблемы воспитания детей;
основной метод – занятия с элементами лекции, тестирования и тренинговых упражнений.
7. Рефлексия
Занятие 3. «Родительская любовь»
Цель: формирование и развитие позитивного восприятия, безусловного и безоговорочного принятия собственного ребенка; развитие умения открыто выражать свои положительные эмоции.
Ход занятия:
1. Разминка «Здравствуй, ты представляешь...»
Задача: активизация и сближение группы, снятие напряжения, повышение уверенности в себе.
Родители обращаются друг к другу по очереди, заканчивая фразу: «Здравствуй, ты представляешь...» – и начинают описывать какой-то смешной случай, произошедший с ним и его ребенком, или необычный эпизод из семейной жизни.
2. Сегодня мы с вами собрались
поговорить о родительской
3. Упражнение «Какой я родитель?»
Давайте посмотрим «вглубь себя» – какие же мы родители? Каждый участник должен записать не менее 30 характеристик – ответов на вопрос: «Какой я родитель?». Затем родители садятся в большой круг и по очереди высказываются, комментируя свой рассказ о себе и отвечая на вопросы.
4. Анкета «Стили родительского поведения». Обсуждение результатов и комментарии.
5. Упражнение «Зато он…»
Несмотря на то, что психологи говорят, что любить надо не «за что-то», а просто так или «вопреки чему-то», любим мы чаще всего «за что-то». Для этого я предлагаю вам на левой половинке листа написать все минусы вашего сына (дочери). На правой стороне листа – все его плюсы.
А теперь огласите результаты в такой форме: «Мой Юра очень упрям, зато он настойчив в достижении цели. Мой Юра ленивый, зато он очень добрый» и т.д.
Далее участникам предлагается разорвать листки вдоль пополам, оставить у себя половинки с плюсами, а половинки с минусами выбросить в мусорную корзину.
6. Упражнение «Мне в тебе
К сожалению, традиции воспитания таковы, что взрослые склонны акцентировать внимание преимущественно на недостатках подростков, а не на достоинствах. У большинства взрослых существуют так называемые «запреты на поглаживание»: они испытывают трудности при высказывании положительных оценок. Мы обычно легко формулируем недостатки других людей, но смущаемся, если нужно вслух называть их достоинства, особенно в его присутствии.
Произнесите вслух достоинства своих детей, как бы обращаясь непосредственно к ним:
• «Мне нравится твоя жизнерадостность и веселость»,
• «Я люблю тебя за твою доброту»,
• «Я восхищаюсь твоей волей к победе в спорте» и т.д.
6. Заключение: родительская любовь
принесет ребенку счастье, когда
он будет видеть добрые
На память хочу подарить вам памятки с высказываниями о любви.
7. Рефлексия «Откровенно говоря..
1. Во время занятия я понял, что...
2. Самым эффективным считаю...
3. Я не смог быть более откровенн
4. На занятии мне не удалось...
5. Больше всего мне понравилось, как работал (а)...
6. На следующем занятии я хотел бы...
7. На месте учителя, я бы...
Домашнее задание: проговорите ребенку составленные в ходе занятия высказывания и проанализируйте результаты.
Занятие 4. «Отцы и дети» (совместное занятие родителей с детьми)
Цели: в ходе занятия выяснить отношение родителей и подростков к проблеме «Отцы и дети», сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру и друг другу, повысить уровень симпатии, научить открываться перед другими людьми и открывать их для себя, расширить психолого-педагогического кругозор родителей.
Ход занятия:
1. Приветствие. Совсем недавно на
родительском собрании мной
2. Разминка «Мое имя». Каждый участник должен записать свое имя в вертикальный столбик. Затем к каждой букве своего имени подобрать позитивную, радостную характеристику себя. Если в имени две или три одинаковые буквы, необходимо найти на каждую разные слова.
3. Дискуссия по вопросам:
4. Упражнение «Идеальный родитель - идеальный ребенок».
Группа родителей и группа детей выполняют задания отдельно. В течение 10 минут на половинке листе ватмана составить портрет идеального родителя, указав на листах ромашки качества присущие идеальному родителю и на другой половинке ватмана точно также, качества присущие идеальному ребенку.
После выступлений представителей из группы родителей и группы детей, обговорив результаты, выделяем одинаковые качества у 2-х групп. Сравниваем результаты с исследованиями психологов.
5. Упражнение «Поменяемся ролями».
Чтобы взрослым и детям легче было понимать друг друга, предлагаю поменяться ролями – организуем условные семьи, где роль детей выполняют родители, а роль родителей - дети. Затем обсуждение увиденного.
Необходимо разыграть ситуацию неуспеха, где «ребенок» был явно не на высоте (или в школе, или дома, или в кругу друзей). «Ребенок» рассказывает «родителям», что с ним произошло. А для «родителей» приготовлены примеры выражений, которыми они реагируют на рассказанную ситуацию. Семьи выбирают по кусочкам цветной бумаги, через 5 минут разыгрывайте ситуацию.
1 семья – Старшеклассник
«Сколько раз тебе повторять…», «Неужели тебе трудно запомнить, что…», «Ты такая же (такой же), как твоя мама (твой папа)…»
2 семья - Старшеклассник рассказывает о ситуации своего неуспеха (провинности), ожидая, что его будут ругать родители, но на каждую его фразу родители произносят «Расскажи подробнее, как это произошло», «Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения. Что ты собираешься делать?», «Чем я могу тебе помочь?», «Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?»
6. Рефлексия.
На прощанье я хочу подарить рекомендации родителям и детям (приложение 3).
II блок «Общение в семье»
Занятие 5 «Роль родительских ожиданий. Стереотипы взаимодействия с детьми».
Цель: разрушение неконструктивных стереотипов, создание атмосферы благополучия и новых правил поведения.
Ход занятия:
1. Разминка «Здравствуй, мне очень нравится...».
Участник вправе закончить фразу по своему усмотрению, но начало должно быть именно таким.
2. Упражнение «Просьбы и
3. Информационная часть. Мини-лекция «Роль родительских ожиданий. Стереотипы взаимодействия в семье».
4. Упражнение «Жестокие сцены детства».
Задача: отреагирование негативных эмоций, обучение родителей новым формам общения с ребенком, повышение сензитивности к ребенку и его проблемам.
Ведущий: «Представьте себе, что мы смотрим кинофильм «Жестокие сцены моего детства». Попробуйте оказаться в своих переживаниях в том доме, где вы выросли. Вспомните какой-нибудь конкретный эпизод из жизни. Вглядитесь в лицо тех людей, которые вас окружали, услышьте снова их голоса, воскресите свои чувства, мысли. Это могут быть любые моменты из детства, связанные с жестоким обращением. Позвольте своим воспоминаниям пробиться в сегодняшний день. Посмотрите на эти сцены снова, постарайтесь что-то понять или принять их. Это будут и моменты стыда, и грустные, и страшные, и болезненные ситуации. Постарайтесь увидеть, услышать и почувствовать то, что происходило тогда. Разберитесь в том, что вы чувствуете сейчас и какое влияние эти воспоминания и события оказывают на вас сегодня. Простите взрослых за их ошибки!».
5. Упражнение «Семья».
Задача: осознание стилей общения в семье.
Каждому участнику вручается карточка, в которой указана роль, как вести себя в этой игре. Содержание карточки хранится в тайне до конца игры и лишь потом, во время обсуждения можно признаться, что кому было предложено делать. Группа отгадывает, какие типы поведения были продемонстрированы.
6. «Незаконченные предложения»
Задача: повышение уверенности родителей в том, что они могут достичь позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в семье.
Методика проведения: доброволец сидит на «горячем» стуле в центре круга, ведущий – напротив него. Он предлагает добровольцу закрыть глаза и заканчивать вслух предложения: Моя семья общается со мной, как... Я люблю своего ребенка, но... Считаю, что большинство детей... Мой ребенок для меня... Моей самой большой ошибкой было... Мой ребенок и я... Сделал бы все, чтобы забыть... Раньше я... Думаю, что я достаточно способен... Если честно...
7. Завершение.
Жизненный опыт - багаж, и чем дальше несёшь, тем тяжелее он становится. Полезно время от времени проводить ревизию - очистить и выкинуть лишнее.
8. Рефлексия.
9. Домашнее задание: использовать во взаимоотношениях с детьми новые формы реагирования на ситуации.
Занятие 5 «Вербальное и невербальное общение»
Цель: обучение родителей эффективным способам общения с подростками, оптимизация внутрисемейной обстановки.
Ход занятия:
Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого бщения.
Антуан де Сент-Экзюпери
Говорить не думая – все равно, что стрелять не целясь.
М. Сервантес
1. Приветствие. Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решать эти проблемы.
2. Разминка. Назовите свое имя,
а потом два личностных
Обсуждение: Что было легче – повторить слова другого участника или говорить о себе?
3. Упражнение «Угадай пословицу». Участники делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает листочек с пословицами и задание – изобразить пословицу без слов. Остальные угадывают.
Пословицы: у семи нянек дитя без глазу; милые бранятся – только тешатся; как аукнется, так и откликнется; слово не воробей, вылетит – не поймаешь; написано пером – не вырубишь топором; семь бед – один ответ.
Обсуждение: Какие трудности вы испытывали, когда пытались изобразить пословицу?
4. Упражнение «Рисование в парах»
Следующее упражнение даст вам возможность вволю пообщаться друг с другом. Участники разбиваются на пары, садятся спиной друг к другу и получают карточки с геометрическими фигурами, соединенными между собой различными способами. Задача для играющих: тот, кто получил листок, рассказывает другому о том, что на нем изображено. Второй участник по ходу рассказа пытается нарисовать это у себя на чистом листе. Затем участники меняются ролями.
Обсуждение: Какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания? Что было легче – рассказывать или рисовать?
5. Информационный блок. Мини-лекция «Активное слушание».
Существует определенный алгоритм действий по применению техники активного слушания. (Раздаются памятки «Активное слушание»).
Например: Вы заняты домашними делами. Ваш сын возвращается с занятий. С порога бросает сумку в дальний угол, молча раздевается, со злостью бросая вещи в шкаф. Затем идет в свою комнату, включает музыку, садится на кровать. Вам нужно начать с ним разговор. Как вы это сделаете?
Присев рядом с ним на кровать, можно взять его за руку:
Информация о работе Программа коррекции детско-родительских отношений