Профилактика детских неврозов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

В последнее десятилетие вопросы происхождения неврозов стали подвергаться активному пересмотру. Отношение к неврозу как к легкой психической дисфункции в значительной степени изменяется. Принцип функциональности (легкой обратимости) не подтверждается современной клинической практикой. По опубликованным в печати данным выздоровление при неврозах наступает менее чем у 40-50% заболевших. Установлено, что в первые три года при неврозах выздоравливают лишь 10% больных. Часто страдания длятся годами и даже десятилетиями.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие невроз………………………………………………………………...4-5
Причины возникновения неврозов…………………………………………...5-7
Что такое психическая травма, как причина возникновения невроза……..7-8
Виды неврозов…………………………………………………………………8-12
Лечение и профилактика неврозов………………………………………….13-14
Заключение…………………………………………………………………...15
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Профилактика детских неврозов (контрольная).docx

— 36.67 Кб (Скачать)

2. Невроз  навязчивых состояний.

Отличается  преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки  желанию. Основными видами навязчивостей  у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно  выделяют невроз навязчивых действий (обсессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто  встречаются смешанные навязчивости.

Обсессивный невроз у детей дошкольного и  младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также  относительно простыми навязчивыми  действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания  ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.

При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны  навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх  подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх  устного ответа в школе. Изредка  у подростков встречаются контрастные  навязчивые переживания. К ним относятся  хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания  не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

3.Депрессивный  невроз.

Типичные  проявления депрессивного невроза  наблюдаются в подростковом и  предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением  активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают  психотравмирующие переживания, а  также мысли о собственной  малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический  невроз.

В младшем  детском возрасте часто встречаются  рудиментарные моторные припадки: падения  с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные  приступы, которые возникают в  связи с обидой, недовольством  при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные  расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения  (астенический невроз).

Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность  и перегрузка различными дополнительными  занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей  школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость  и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость  любого психического напряжения. Наблюдается  вегетососудистая дистония, сниженный  аппетит, расстройства сна. У детей  более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический  невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают  чрезмерная озабоченность своим  здоровьем и склонность к необоснованным  опасениям по поводу возможности  возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

     Системные невротические проявления.

7.Невротическое  заикание.

У мальчиков  заикание возникает значительно  чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в  возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые  и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука  с родителями. Вместе с тем возникновению  невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать  речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

8.Невротические  тики.

Объединяют  разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание  губ, подергивание головой, плечами, различные  движения конечностями, туловищем), а  также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные  тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного  движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят  к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у  детей дошкольного младшего школьного  возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого  характера. Невротические тики (включая  навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек  в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические  тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических  тиков играет роль местное раздражение  (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

9.Невротические  расстройства сна.

У детей  и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с  ночными пробуждениями, ночными  страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические  снохождения и сноговорения тесно  связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические  расстройства аппетита (анорексия).

Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения  в связи с первичным снижением  аппетита. Чаще всего наблюдается  в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению  невротической анорексии часто  является попытка матери насильно накормить  ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с  тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка  желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом  от многих обычных продуктов, очень  медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с  этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время  приема пищи.

11.Невротический  энурез.

Неосознанное  упускание мочи, преимущественно  во время ночного сна. В этиологии  энуреза, помимо психотравмирующих  факторов, играют роль невропатические  состояния, черты тормозимости и  тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при  обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и  т.п. Уже в конце дошкольного  и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет  к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются  другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический  энкопрез.

Проявляется в непроизвольном выделении незначительного  количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также  аномалий и других заболеваний нижнего  отдела кишечника или сфинктера  анального отверстия. Встречается  примерно в 10 раз реже энуреза, в  основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в  длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям  к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника  характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему  сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический  энурез.

13. Патологические  привычные действия.

Наиболее  распространенными являются сосание  пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение  половых органов. Реже встречаются  болезненное стремление выдергивать  или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой  и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

  1. Лечение и профилактика неврозов

При лечении  больных неврозами прежде всего  необходимо постараться устранить  неблагоприятные факторы, которые  спровоцировали заболевание, а затем  проводить такие лечебные мероприятия, как психотерапия, медикаментозное  и физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, санаторно-курортное лечение.

Психотерапия  делится на рациональную и каузальную. К рациональной психотерапии относится, в частности, метод “перевоспитания”, при котором, как при обучении, развивается и укрепляется интеллект  больного. Его учат правильно смотреть на вещи и явления своей жизни, приучают к коррекции масштаба своих  переживаний. Больному разъясняют физиологическую  сущность невроза и его субъективных жалоб, убеждают в возможности полного  излечения. Одновременно с этим необходимо провести тщательное клиническое обследование больного. Врачу надо очень тактично отнестись к жалобам больного, добиться полного его доверия, разъяснить, почему назначено то или иное лечение. Рациональная психотерапия особенно эффективна при неврастении. При истерии  эффективной является гипнотерапия, а также суггестивная психотерапия. В случаях истерических параличей можно при помощи переменного тока вызвать сокращение той или иной мышцы или движение всей конечности и таким путем продемонстрировать больному возможность совершения им движений.

Каузальной  психотерапией добиваются осознания  больным факторов, которые привели  к возникновению невроза и  понимания причин его развития, что  помогает больному преодолеть болезнь. Важным лечебным фактором является аутогенная тренировка. Необходимы строгий режим  труда, отдыха, сна, питания, освобождение от дополнительных нагрузок. Назначают  общеукрепляющее лечение, при необходимости  — седативные средства.

Медикаментозное лечение должно быть направлено на нормализацию основных нервных процессов  — возбуждения и торможения.

Из физиотерапевтических процедур можно назначать водные процедуры (солено-хвойные, углекислые и другие ванны, душ Шарко, циркулярный  душ, влажные укутывания), массаж воротниковой зоны. Рекомендуются утренняя гимнастика, легкие спортивные игры, лечебная физкультура ( для больных с превалированием  возбудительного процесса менее  активная, а для больных с преобладанием  тормозных процессов—более активная).

Для больных, страдающих неврозом навязчивых состояний, санаторно-курортное лечение в  санаториях общего профиля не показано. Их следует направлять в санатории  невросоматического типа.

Профилактика  неврозов должна строиться на правильном понимании их сущности, повышении  культуры производства и быта, повышении  общей культуры, духовного и материального  уровня трудящихся, а также на предупреждении детской нервозности и правильном воспитании детей.

Во-первых, помните, невроз – это обратимое  расстройство психического состояния  человека, без искажения картины  мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться  и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и  мучиться! Опасность этого заболевания  кроется не в его тяжести, а  в отношении к нему. Большинство  родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных  расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Заключение.

Итак, невроз не передается по наследству; но основы его могут быть заложены в раннем детстве вследствие поведения родителей. Невроз зависит от того, как человек  использует свои душевные силы. Некоторые  из его тенденций могут зависеть, от унаследованной конституции; но его  фактическое развитие больше зависит  от того, чему он учится, наблюдая своих родителей. Что бы ни делали родители младенца, это кажется ему "естественным порядком вещей", поскольку ему редко удается сравнить их поведение с поведением других. Мы уже описали, как он, подражая им, становится приятным и любящим или злобным и жадным. Если он видит, что при столкновении с трудностями родители выходят из себя, вместо того, чтобы справляться с действительностью согласно принципу реальности, то он будет подражать их поведению. Если они используют свои душевные силы невротическим способом, то у него будет тенденция поступать так же, потому что все поведение родителей представляется младенцу "необходимым". Итак, если его родители невротики, то и он может вырасти невротиком, но не потому, что унаследовал их невроз, точно так же, как не унаследовали его отец и мать. Они научились неврозу, в свою очередь, у своих родителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Профилактика детских неврозов