Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:27, контрольная работа
Работа психолога требует не только теоретических познаний и практических навыков, но и обязательного выполнения моральных и этических принципов. Психолог работает с очень тонким и легкоранимым материалом – личностью. Есть такая поговорка: « Сапер, ошибается один раз». Эта поговорка применима и к профессии психолога. Ошибка, допущенная единожды, может оказаться критической как для клиента, так и для самого психолога.
Введение…………………………………………………………………….…3
Основная часть:
1. Кого можно считать квалифицированным психологом-консультантом
…......................................................................................................................3-5
2. Общие требования к психологическому консультированию и к психологу-консультанту…………………………………………………………………5-7
2.1. Личностные качества психолога-консультанта…………………… 7-12
2.2. Специальные требования к ситуации и к обстановке психологического консультирования……………………………………………………………12-13
3. Этический кодекс психолога-консультанта РФ…………………………13-14
4. Основные принципы работы практического психолога………………..15-19
5. Этические проблемы работы психолога…………………………………19-23
Заключение………………………………………………………………….23-24
Источники……………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Карельская
государственная педагогическая академия»
Факультет дошкольной и социальной
педагогики
и психологии
Кафедра физического и психического
здоровья
ребенка
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПСИХОЛОГА - КОНСУЛЬТАНТА
контрольная
работа
Выполнила: Лариса Рамисовна Порочкина ,
студентка
751, заочного отделения
Проверила: Чицварина Н.А.,
старший
преподаватель
Петрозаводск 2011г.
2.1. Личностные качества психолога-консультанта…………………… 7-12
2.2. Специальные
требования к ситуации и к обстановке
психологического консультирования……………………………………
3. Этический кодекс психолога-консультанта РФ…………………………13-14
4. Основные принципы работы практического психолога………………..15-19
5. Этические проблемы работы психолога…………………………………19-23
Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Так, в ряде стран мира существуют этические кодексы психолога, определяющие деятельность профессионала (Ethical Principles of Psychologists, 1981). Для тех, кто непосредственно работает с людьми в сфере психологического воздействия, эти нормы еще жестче и строже, еще больше требований и ограничений накладывают они на психолога-практика, (Speciality Guidelines for the Delivery of Services by Counseling Psychologists, 1981). Далеко не всегда существуют однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Несоблюдение профессиональных принципов и требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что психолог лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.
Работа психолога требует не только теоретических познаний и практических навыков, но и обязательного выполнения моральных и этических принципов. Психолог работает с очень тонким и легкоранимым материалом – личностью. Есть такая поговорка: « Сапер, ошибается один раз». Эта поговорка применима и к профессии психолога. Ошибка, допущенная единожды, может оказаться критической как для клиента, так и для самого психолога.
Психологом-консультантом, если так называть человека, который достаточно профессионально, ответственно и на высоком уровне занимается психологическим консультированием, может стать только тот человек, который имеет общее и специальное высшее психологическое образование, достаточный опыт практической работы в роли психолога-консультанта, высоко оцененный специалистами и подтвержденный соответствующим сертификатом.
Общим высшим психологическим называется такое образование, которое специалист получает после успешного окончания психологического факультета или отделения высшего учебного заведения – университета или института. Специальным психологическим называется такое образование, которое предполагает специализацию в одной из областей психологической науки и практики. Такое двойное образование необходимо психологу-консультанту для того, чтобы на современной научной основе и с глубоким практическим пониманием дела заниматься консультированием, будучи в состоянии отвечать, в частности, на следующие вопросы:
Ответы на все эти вопросы, даваемые психологом-консультантом, должны быть понятными клиенту и достаточно убедительными для профессионалов-психологов.
Специальным практическим называется такое психологическое образование, которое связано с практической деятельностью психолога-консультанта, с освоением им методов психологической работы с людьми, обращающимися за помощью в психологическую консультацию. Речь в первую очередь идет о таких научно обоснованных методах работы, которые преподаются на специальных факультетах, где готовят практических психологов с высшим образованием. Достаточно большой опыт практической работы психологу-консультанту необходим потому, что ему приходится иметь дело не с наукой или преподаванием психологии, а с вполне реальными и часто достаточно сложными жизненными проблемами людей. Полученные в вузе знания не превращаются в умения без опыта практической работы.
Все без исключения тонкости практической работы психолога-консультанта, все возможные ситуации, с которыми он может столкнуться в жизни, невозможно предусмотреть заранее и включить соответствующие дисциплины в учебную программу вузовской подготовки. Следовательно, опыт практической работы психологу-консультанту в любом случае просто необходим.
Все выше сказанное крайне важно для нормальной профессиональной работы психолога-консультанта. [1;78]
Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта. Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог» словосочетание «психолог-консультант».[ 3; 125]
Соблюдение всех этих правил или этических норм является обязательным в практической работе психолога-консультанта.[3;128]
2.1. Личностные качества психолога-консультанта
Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен обладать и проявлять в общении с клиентом, рядом специальных личностных качеств.[7]
1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.
2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.
3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики.
4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем.
5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.
6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.
7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.
8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло.[1;98]
9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.
10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.
Эмпатия – это основное межличностное качество, которым должен обладать психолог-консультант. Главным в этом качестве является готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время, забывая о своем восприятии мира, о своей собственной точке зрения. Это качество психолог-консультант проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.
Открытость как свойство личности имеет несколько различных проявлений. Во-первых, это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента (правда, не настолько, чтобы роли консультанта и клиента поменялись между собой и клиент, узнав о проблемах консультанта, стал сопереживать и сочувствовать ему самому). Подмена ролей обычно происходит тогда, когда психолог-консультант начинает рассказывать клиенту о своих проблемах, вызывая у последнего желание помочь консультанту.
Мера открытости должна определяться ощущениями клиента: если он считает психолога-консультанта открытым человеком и не испытывает боязни открыться перед ним – значит, в плане открытости консультанта клиенту все в порядке.
Во-вторых, открытость – это стремление психолога-консультанта в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя не только свои достоинства, но, возможно, и недостатки. Будучи вполне открытым человеком, психолог-консультант демонстрирует клиенту свои недостатки не для того, чтобы эпатировать или шокировать его, не затем, чтобы вызвать сочувствие с его стороны, а для того, чтобы показать, что сам консультант – это обычный живой человек, который, как и все люди, имеет недостатки и не старается в процессе консультирования играть не свойственную ему в жизни роль.
В-третьих,
открытость проявляется в том, что
консультант показывает клиенту
готовность обсуждать с ним любые
вопросы. Эмпатия сопутствует
Под
выражением личной заботы психолога-консультанта
о клиенте понимается такое внешнее
поведение психолога-
Доброжелательность – это также важное психологическое качество консультанта. Хотя данное качество коррелирует практически со всеми перечисленными выше качествами личности, однако, оно имеет и свои собственные индивидуальные проявления. К ним, в частности, относится умение психолога-консультанта в любых ситуациях, что бы ни случилось и как бы ни вел себя сам клиент, сохранять ровный и, безусловно, доброжелательный стиль общения с ним.
Информация о работе Профессиональные требования и этические нормы психолога - консультанта