Профессиональные требования и этические нормы психолога - консультанта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:27, контрольная работа

Краткое описание

Работа психолога требует не только теоретических познаний и практических навыков, но и обязательного выполнения моральных и этических принципов. Психолог работает с очень тонким и легкоранимым материалом – личностью. Есть такая поговорка: « Сапер, ошибается один раз». Эта поговорка применима и к профессии психолога. Ошибка, допущенная единожды, может оказаться критической как для клиента, так и для самого психолога.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…3
Основная часть:
1. Кого можно считать квалифицированным психологом-консультантом
…......................................................................................................................3-5
2. Общие требования к психологическому консультированию и к психологу-консультанту…………………………………………………………………5-7
2.1. Личностные качества психолога-консультанта…………………… 7-12
2.2. Специальные требования к ситуации и к обстановке психологического консультирования……………………………………………………………12-13
3. Этический кодекс психолога-консультанта РФ…………………………13-14
4. Основные принципы работы практического психолога………………..15-19
5. Этические проблемы работы психолога…………………………………19-23
Заключение………………………………………………………………….23-24
Источники……………………………………

Файлы: 1 файл

к.р. по психоконсультированию.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Карельская государственная педагогическая академия» 

Факультет дошкольной и социальной

педагогики  и психологии 

Кафедра физического и психического

здоровья  ребенка 
 
 
 
 
 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ И ЭТИЧЕСКИЕ  НОРМЫ ПСИХОЛОГА - КОНСУЛЬТАНТА

контрольная работа 
 
 
 

Выполнила: Лариса Рамисовна Порочкина ,

студентка 751, заочного отделения 

Проверила: Чицварина Н.А.,

старший преподаватель 
 
 
 
 
 
 
 

Петрозаводск 2011г.

      Содержание:

Введение…………………………………………………………………….…3

Основная  часть:

1.  Кого можно считать квалифицированным психологом-консультантом

 …......................................................................................................................3-5

2. Общие требования к психологическому консультированию и к психологу-консультанту…………………………………………………………………5-7

  2.1. Личностные качества психолога-консультанта…………………… 7-12

  2.2. Специальные требования к ситуации и к обстановке психологического консультирования……………………………………………………………12-13

3. Этический кодекс психолога-консультанта РФ…………………………13-14

4. Основные принципы работы практического психолога………………..15-19

5. Этические проблемы работы психолога…………………………………19-23

Заключение………………………………………………………………….23-24

Источники……………………………………………………………………….25

      Введение

            Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Так, в ряде стран мира существуют этические кодексы психолога, определяющие деятельность профессионала (Ethical Principles of Psychologists, 1981). Для тех, кто непосредственно работает с людьми в сфере психологического воздействия, эти нормы еще жестче и строже, еще больше требований и ограничений накладывают они на психолога-практика, (Speciality Guidelines for the Delivery of Services by Counseling Psychologists, 1981). Далеко не всегда существуют однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Несоблюдение профессиональных принципов и требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что психолог лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

  Работа  психолога требует не только теоретических познаний и практических навыков, но и обязательного выполнения моральных и этических принципов. Психолог работает с очень тонким и легкоранимым материалом – личностью. Есть такая поговорка: « Сапер, ошибается один раз». Эта поговорка применима и к профессии психолога. Ошибка, допущенная единожды, может оказаться критической как для клиента, так и для самого психолога.

      1. Кого можно считать квалифицированным

      психологом-консультантом

       Психологом-консультантом, если так называть человека, который достаточно профессионально, ответственно и на высоком уровне занимается психологическим консультированием, может стать только тот человек, который имеет общее и специальное высшее психологическое образование, достаточный опыт практической работы в роли психолога-консультанта, высоко оцененный специалистами и подтвержденный соответствующим сертификатом.

       Общим высшим психологическим называется такое образование, которое специалист получает после успешного окончания психологического факультета или отделения высшего учебного заведения – университета или института. Специальным психологическим называется такое образование, которое предполагает специализацию в одной из областей психологической науки и практики. Такое двойное образование необходимо психологу-консультанту для того, чтобы на современной научной основе и с глубоким практическим пониманием дела заниматься консультированием, будучи в состоянии отвечать, в частности, на следующие вопросы:

  • Какова психология современного клиента?
  • Что происходит в настоящее время с тем клиентом, который реально обратился за помощью в психологическую консультацию?
  • Почему данному клиенту необходимы именно такие, а не какие-нибудь другие рекомендации?
  • Какое действие эти рекомендации должны будут оказать на клиента?
  • Как объяснить клиенту на научной основе значимость данных конкретных рекомендаций?

     Ответы на все эти вопросы, даваемые психологом-консультантом, должны быть понятными клиенту и достаточно убедительными для профессионалов-психологов.

Специальным практическим называется такое психологическое образование, которое связано с практической деятельностью психолога-консультанта, с освоением им методов психологической работы с людьми, обращающимися за помощью в психологическую консультацию. Речь в первую очередь идет о таких научно обоснованных методах работы, которые преподаются на специальных факультетах, где готовят практических психологов с высшим образованием. Достаточно большой опыт практической работы психологу-консультанту необходим потому, что ему приходится иметь дело не с наукой или преподаванием психологии, а с вполне реальными и часто достаточно сложными жизненными проблемами людей. Полученные в вузе знания не превращаются в умения без опыта практической работы.

      Все без исключения тонкости практической работы психолога-консультанта, все возможные ситуации, с которыми он может столкнуться в жизни, невозможно предусмотреть заранее и включить соответствующие дисциплины в учебную программу вузовской подготовки. Следовательно, опыт практической работы психологу-консультанту в любом случае просто необходим.

      Все выше сказанное крайне важно для нормальной профессиональной работы психолога-консультанта. [1;78]

2. Общие требования к психологическому консультированию и к психологу-консультанту

     Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта. Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог» словосочетание «психолог-консультант».[ 3; 125]

  1. Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.
  2. Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы.
  3. Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.
  4. Свою работу психолог-консультант строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог-консультант уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.
  5. В работе с клиентами психолог-консультант руководствуется принципами честности и открытости (искренности). Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.
  6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.
  7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.
  8. В своей работе психолог-консультант должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.
  9. Обязательной составной частью работы психолога-консультанта является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.
  10. В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.
  11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.
  12. Психолог-консультант обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально не подготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».
  13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами.
  14. Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.
  15. Психолог-консультант несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся клиентов.

Соблюдение  всех этих правил или этических норм является обязательным в практической работе психолога-консультанта.[3;128]

  2.1. Личностные качества психолога-консультанта

  Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен обладать и проявлять в общении с клиентом, рядом специальных личностных качеств.[7]

  1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.

  2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.

3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики.

4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем.

5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.

6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.

8. Готовность  и стремление консультанта не  столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло.[1;98]

9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.

10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.

  Эмпатия – это основное межличностное качество, которым должен обладать психолог-консультант. Главным в этом качестве является готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время, забывая о своем восприятии мира, о своей собственной точке зрения. Это качество психолог-консультант проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.

  Открытость как свойство личности имеет несколько различных проявлений. Во-первых, это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента (правда, не настолько, чтобы роли консультанта и клиента поменялись между собой и клиент, узнав о проблемах консультанта, стал сопереживать и сочувствовать ему самому). Подмена ролей обычно происходит тогда, когда психолог-консультант начинает рассказывать клиенту о своих проблемах, вызывая у последнего желание помочь консультанту.

  Мера  открытости должна определяться ощущениями клиента: если он считает психолога-консультанта открытым человеком и не испытывает боязни открыться перед ним –  значит, в плане открытости консультанта клиенту все в порядке.

  Во-вторых, открытость – это стремление психолога-консультанта в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя не только свои достоинства, но, возможно, и недостатки. Будучи вполне открытым человеком, психолог-консультант демонстрирует клиенту свои недостатки не для того, чтобы эпатировать или шокировать его, не затем, чтобы вызвать сочувствие с его стороны, а для того, чтобы показать, что сам консультант – это обычный живой человек, который, как и все люди, имеет недостатки и не старается в процессе консультирования играть не свойственную ему в жизни роль.

  В-третьих, открытость проявляется в том, что  консультант показывает клиенту  готовность обсуждать с ним любые  вопросы. Эмпатия сопутствует открытости, одно без другого существовать практически не может.

  Под выражением личной заботы психолога-консультанта о клиенте понимается такое внешнее  поведение психолога-консультанта, которое выражается в действиях  и словах, демонстрирующих искреннюю  заинтересованность, заботу консультанта о клиенте. Такая забота, однако, также не должна быть чрезмерной. Психологу-консультанту в общении с клиентом не рекомендуется быть слишком эмоциональным человеком, чтобы не оказывать возбуждающего влияния на психологическое состояние клиента.

  Доброжелательность  – это также важное психологическое качество консультанта. Хотя данное качество коррелирует практически со всеми перечисленными выше качествами личности, однако, оно имеет и свои собственные индивидуальные проявления. К ним, в частности, относится умение психолога-консультанта в любых ситуациях, что бы ни случилось и как бы ни вел себя сам клиент, сохранять ровный и, безусловно, доброжелательный стиль общения с ним.

Информация о работе Профессиональные требования и этические нормы психолога - консультанта