Профессиональная пригодность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 04:53, реферат

Краткое описание

На современном этапе развития нашего общества, в связи с бурными политическими, экономическими и социальными преобразованиями большое значение приобретает изучение человека как субъекта деятельности.
От уровня подготовки личности профессиональной, правовой, психологической - во многом зависит ее личный успех, успех предприятия в целом и развитие нашего общества. Актуальным, в связи с этим, является диагностика профессиональной пригодности.

Файлы: 1 файл

prof_prigodnost.docx

— 39.70 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО НГПУ

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

 

 

 

 

Реферат по психологии профессионального образования на тему:

«Профессиональная пригодность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Носкова Е. Ю.

23 группа

Проверила: Бирюкова Т. А.

канд. пс. Наук, доцент

кафедры ПППО ФТП НГПУ

 

 

 

г. Новосибирск 2014

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На современном этапе развития нашего общества, в связи с бурными политическими, экономическими и социальными преобразованиями большое значение приобретает изучение человека как субъекта деятельности.

От уровня подготовки личности профессиональной, правовой, психологической - во многом зависит ее личный успех, успех предприятия в целом и развитие нашего общества. Актуальным, в связи с этим, является диагностика профессиональной пригодности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Профессиональная пригодность.

1.1. Специфика  профессиональной пригодности.

 

Профессиональная пригодность - это совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии.

Понятие «профессиональная пригодность» используется только для характеристики человека с позиции его соответствия требованиям трудовой деятельности. Профессиональная пригодность к определенной выбранной трудовой деятельности непосредственно отражает, насколько человек видит себя в этой профессии, комфортно ли ему осознавать себя в данной среде, тем самым предопределяя успешность в выбранной специальности.

Профпригодность отражает реальный уровень развития профессионально значимых качеств человека, которые свойственны конкретной трудовой деятельности. Профпригодность определяется и уровнем удовлетворенности трудом, его процессом и результатами. На сегодняшний день удовлетворенность трудом и своей профессией зависит не только от самого процесса, но и от внешних факторов. К такого рода факторам относятся:

- условия деятельности;

- сложившийся микроклимат в коллективе;

- мотивационный уровень;

- престиж профессии;

- вовлеченность в профессию и т.д.

Профессиональная пригодность является свойством метасистемы «человек-профессия», «человек-деятельность», «субъект-объект», в которой проявляются свойства человека, приобретаемые им в связи с реализацией себя в деятельности (наряду со свойствами работоспособности, надежности, готовности к труду и др.), и свойством деятельности, которое отражает в ее содержании, средствах и условиях структурные и функциональные особенности организма и психики человека (например, эргономические свойства техники, рабочего места, системы подготовки и т.д.). Здесь профессиональная пригодность человека будет рассмотрена как его специфическое свойство. Сущность категории профессиональной пригодности заключается в том, что она отражает:

- выбор рода деятельности (профессии), наиболее полно соответствующей  склонностям и способностям конкретного  человека;

- удовлетворение интереса  к выбранной профессии и удовлетворенность  процессом и результатами конкретного  труда;

- меру оценки эффективности, надежности, безопасности выполнения  трудовых функций, индивидуальную  меру результативности труда;

- одно из проявлений  социального (профессионального) самоопределения  личности, ее самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в труде;

- развитие «Я-концепции», зарождение и становление образа «Я - профессионал» и стремление субъекта деятельности к достижению эталонной модели профессионала.

Профессиональная пригодность не является врожденным качеством человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность. По мере накопления опыта и его трансформации в трудовую деятельность можно говорить о становлении профессиональной пригодности. Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения и т.п.

Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине профпригодности человека. Это означает, что формирование профпригодности - всегда индивидуальный процесс. Далеко не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к этим профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных.

В профессиональной деятельности изменения личности происходят особенно интенсивно в связи с ее определяющей ролью в активности субъекта деятельности. В ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях, формируются не только отдельные профессионально ориентированные психические и физиологические функциональные системы, но и личность субъекта деятельности; складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, стилем общения и т. п.

Профессиональная пригодность характеризуется совокупностью качеств человека, отражающих его психологические, физиологические, медицинские, профессиональные и другие особенности, которые в совокупности формируют представление о субъекте деятельности на разных стадиях его профессионального становления и реализации. И в этой связи профессиональная пригодность выступает не только как свойство субъекта деятельности, как характеристика его функционального ресурса и практической готовности к деятельности, но и как мера реализации возможностей организма и психики, которая выражается через результат деятельности. Основными характеристиками человека, от которых в большей или меньшей степени зависит конечный успех в профессиональном становлении и которые в совокупности определяют (предопределяют) уровень профессиональной пригодности человека, являются следующие:

- профессиональная мотивация, как побудительная и направляющая  активность личности на удовлетворение  не только биологических потребностей, но и прежде всего потребности  в труде, познании, общении, самоутверждении, самореализации, самосовершенствовании  и т. д.;

- общая и профессиональная  подготовленность в форме предварительных (для освоения профессии) и квалификационных (с учетом уровня профессионализации) знаний, навыков и умений, необходимых  для выполнения типовых и нештатных  трудовых задач;

- уровень функциональной  готовности и резервов организма  к трудовой деятельности, развитие  профессионально важных физиологических  функций анализаторов и физических  качеств (сила, скорость, выносливость, ловкость);

- состояние индивидуально-психологических  функций человека и прежде  всего, профессионально важных качеств для конкретной деятельности, характеризующих познавательные процессы и психомоторику, темпераментальные, характерологические и эмоционально-волевые особенности личности.

при анализе профессиональной пригодности конкретного человека к данной деятельности профессионально важные для нее качества, по мнению Е.А. Климова, в каждом случае образуют нечто целое - систему. Компоненты системы профпригодности:

 

- гражданские качества-моральный  облик человека как члена общества  и др;

- отношение к труду, профессии - мотивы, интересы, склонности, черты  характера (добросовестность, трудолюбие, ответственность, критичность и т. д.);

- дееспособность: физическая (состояние здоровья, сила, выносливость  и т.д.) и умственная (интеллектуальные  способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность и пр.);

- единичные, частные, специальные  способности. Это такие личные  качества, которые важны для данной  работы, профессии;

- профессиональная подготовленность - знания, навыки, умения, опыт.

К этому следует добавить и его высказывание о том, что «у человека не может быть полностью готовой профессиональной пригодности до того, как он практически включился в профподготовку и соответствующую трудовую деятельность (способности формируются в деятельности). В то же время некоторые необходимые слагаемые пригодности к профессии могут быть сформированы именно заблаговременно (такие как гражданские качества, отношение к труду и дееспособность), даже должны быть сформированы заблаговременно»

Степени профпригодности на основе учета характера психологических и медицинских предпосылок к успешной деятельности (по Е.А. Климову):

а) Непригодность (к данной профессии). Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклонения в здоровье несовместимы с данной профессией, кроме того, противопоказания могут быть и педагогическими.

б) Годность (к той или иной профессии или группе таковых). Эта степень характеризуется тем, что для человека нет противопоказаний к профессии, то есть у него имеется реальный шанс стать хорошим специалистом в этой области.

в) Соответствие (данного человека данной области деятельности). Характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств, которые годны для выбора данной профессии или группы профессий.

г) Призвание (данного человека данной области деятельности). Эта степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди равных себе по обучению и развитию.

1.2 Психофизиологические аспекты  профотбора и профпригодности

 

Применение психофизиологических методов в психологии труда в определении профпригодности было вызвано необходимостью разработки объективных и количественных критериев психофизиологического отбора, которая как проблема возникла в связи с развитием техники и ее усложнением, а также появлением профессий, предъявляющих к психическим качествам и психофизиологическим возможностям работающего человека все более жесткие требования.

В отечественной психологии разработка методических приемов отбора основана на знании психофизиологической природы применяемых испытаний и определенных теоретических концепциях. В процессе профотбора процедура выявления статической картины наличных знаний, навыков и умений человека была заменена системой проверки и измерения у данного индивида его способностей к приобретению новых, специфических для данной деятельности функций и навыков к обучению. Кроме того, в систему профотбора стали включать испытания, оценивающие индивидуально-психологические и личностные качества человека, одни из которых поддаются целенаправленному воздействию или воспитанию, а другие являются более стойкими и практически не меняются под влиянием жизненного опыта человека.

При профотборе различают готовность и пригодность к работе по той или иной профессии. Профессиональная готовность определяется исходя из уровня образования, опыта подготовки исполнителя. Профессиональная пригодность устанавливается с учетом степени соответствия индивидуальных психофизиоло-гических качеств данного человека конкретному виду деятельности.

Для изучения профессионально важных качеств человека используют:

- анкетный;

- аппаратурный;

- тестовый.

Анкетный метод заключается в том, что с помощью вопросов получают информацию о профессиональных интересах и некоторых свойствах человека. Аппаратурный метод состоит в том, что отдельные психофизиологические факторы выявляют и оценивают с помощью специально сконструированных приборов и аппаратуры. Тестовый метод располагает наборами тестов, предлагаемых испытуемому. Исходным материалом для проведения работы по профессиональному подбору (отбору) являются профессиограммы. Профессиограммы представляют собой описание профессионально важных свойств и качеств данной профессии. Перечень этих показателей приведен в табл. 1

Таблица 1. Профессиональные показатели важных свойств и качеств личности:

Группы

Виды показателей

 

I

Физические

Выносливость к физическим усилиям. Затраты мышечной энергии. Динамическая и статическая нагрузки. Выносливость к климатическим изменениям. Сила рук

II

Психосенсорные

Острота и точность зрения, слуха, тактильных и кинестетических ощущений. Чувствительность к различию ощущений. Восприятие предметов в статическом положении и движении

III

Психомоторные

Восприятие пространства и времени. Темп движения. Скорость двигательных реакций, ритм, координация движений. Устойчивость движений. Точность движений

IV

Интеллектуальная сфера

Особенность внимания. Наблюдательность. Зрительная, слуховая, двигательная память. Воображение. Особенности мышления. Понимание технических устройств и существа техпроцессов

V

Темперамент и характер

Тип наивысшей нервной деятельности. Эмоциональные и волевые качества. Целеустремленность. Настойчивость. Старательность. Инициативность. Активность. Организованность. Способность к сотрудничеству

VI

Социально-психологические

Чувство товарищества и коллективизма. Отношение к труду


 

 

Обоснованному профессиональному отбору должны предшествовать:

- профессиографические исследования;

- определение списка профессионально  важных качеств, необходимых для  выполнения соответствующей профессиональной  деятельности и подлежащих измерению  и оценке (психограмма);

- разработка методик и  организационных процедур определения  профессиональной пригодности претендентов  при отборе в процессе найма;

- организация специального  кабинета и подготовка специалистов  для проведения профессионального  отбора.

Профессиографические исследования состоят в изучении и анализе условий, содержания и опасностей определенного вида работ или определенной профессии. Профессиограмма как конечный результат профессиографического исследования содержит список профессионально важных качеств и требований, которыми должен обладать работник для успешного (производительного и безопасного) выполнения данного вида работ (данной профессии или должности) и степени их выраженности. Для каждого вида требований и качеств специалисты и психологи разрабатывают специальные тесты, направленные на оценку уровня их развития, а также способностей и склада ума, необходимых работнику для результативного выполнения заданий на месте.

Информация о работе Профессиональная пригодность