Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 21:01, контрольная работа
Познание - это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: Субъекта и объекта познания.
Процесс познания
Процесс познания и его стадии
Познание - это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: Субъекта и объекта познания.
Субъектом познания является познающий человек, наделённый волей и сознанием, коллектив или же все общество.
Объект познания- то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания, то есть предмет познания (процесс, явление, внутреннее состояние человека)
Результатом познания является знания.
Познание имеет два уровня, две стороны – чувственную и рациональную.
Чувственная ступень познания – представление, восприятие, ощущение;
Рациональная ступень познания – умозаключение, суждение, понятие.
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания и др. Многие явления и процессы вообще не доступны для непосредственного восприятия. Поэтому человек прибегает к различным инструментам, аппаратам6 приборам (микроскопам, телескопам, рентгеновским аппаратом и т.п.). Эти искусственные орудия восприятия являются дополнением, продолжением наших органов чувств.
С помощью чувственного познания человек воспринимает внешние качества, свойства вещей, предметов. Через органы чувств человек получает о предметах и явлениях первые впечатления.
Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, явлений, процессов.
Ощущение в отличие от ощущения дает целостную картину объекта познания (чувственно-конкретный образ).
Представление актуализирует образ объекта познания, запечатленный в памяти, а следовательно, когда-то воздействовавший на наши органы чувств.
Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко ее воспроизводят. Кроме этого, только с помощью органов чувств нельзя проникнуть в сущность вещей и явлений. Этому служит вторая ступень познания – логическая (рациональная). На этой ступени познания происходит образование понятий, суждений, умозаключений и оперирования ими.
Понятие – это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно этот предмет отличается от других того же класса, оставляя только его общие черты.
Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении.
Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Практика – это процесс чувственно-предметной деятельности людей, их воздействие на объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Практика выступает как источник познания; движущая сила познания; сфера приложения знаний; цель познания; критерий, мерило истинности результатов познания; основание формирования и развития познания. Практика выделяет явления, которые необходимо изучить; она изменяет окружающий мир; выявляет новые стороны этого мира. Практическое применение результатов науки стимулирует еe развитие: какие-то положения теории на практике получают подтверждение, другие – нет; в процессе практического использования выявляются аспекты, которые недостаточно изучены, были ошибочными, возникают вопросы, ответы на которые начинают искать учeные и т.п. Практика не только выделяет явления, которые необходимы для изучения, но и меняет окружающий мир и выявляет его новые стороны. Практическое применение результатов науки стимулирует еe развитие.
Познание начинается с взаимодействия органов чувств человека с окружающими его предметами, когда органы чувств «сигнализируют» об окружающем мире, вызывая ощущения, при помощи которых на уровне физиологии организм «вступает» во взаимоотношения с предметами. В результате взаимодействия с окружающей средой и внутренних телесных и духовных процессов человек получает ощущения, восприятия, представления. Полученные чувственные данные фиксируются, перерабатываются в сознании, на ступени рационального познания в форме понятий, суждений и умозаключений. Эту ступень называют абстрактным мышлением, или рациональным уровнем познания.