Проблемы периодизации психического и личностного развития человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 18:14, реферат

Краткое описание

Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Так, отставание в интеллектуальном развитии на 6 месяцев для детей 2 лет будет очень серьезным показателем неблагополучия, тогда как, то же отставание для ребенка 6 лет, будет рассматриваться как некоторое снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет оценивается незначительно.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

Периодизация развития личности З.Фрейда………………………………………...4

Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Э. Эриксона……………………………………………………………………………6

Значение социальной среды для развития личности……………………………...10

Теория привязанности……………………………………………………………….11

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина …………………………..12

Заключение………..………………………………………………………………...22

Список литературы………………………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Возрастная психология.docx

— 45.17 Кб (Скачать)

      Игра  имеет большое значение не только для развития интеллекта, но она  тесно связана с эмоциональным  развитием. Многие дети имеют любимую  мягкую игрушку или предмет, к  которому они особенно привязаны. Они  берут игрушку с собой в  кровать, возят в гости, за город, ходят в детский сад, а иногда и в школу. Психоаналитики называют такие предметы «переходными объектами». «Переходные объекты» должны помочь ребенку совершить переход от тесного физического контакта с  матерью к постепенному овладению  самостоятельным поведением, помочь ему обходиться без помощи близкого взрослого. Дети, испытывающие трудности в организации самостоятельного поведения, прибегают к помощи «переходных объектов» даже в школьном возрасте. Эти особые предметы служат заместителями матери. Они выполняют роль воображаемых друзей, которых дети наделяют своими мыслями, чувствами, надеждами и страхами. Они всегда готовы помочь ребенку в трудных ситуациях. В «переходных объектах» коренятся привычки некоторых взрослых людей использовать талисманы в своей жизни.  

      Отрочество

      Отрочеством обозначается подростковый и ранний юношеский возраст, когда ребенок переходит из мира детства во взрослый мир. Этому периоду в жизни человека придается особое значение, так как он является социально и индивидуально значимым. Для социального сообщества – это включение новой генерации людей, определяющих будущее развитие. Для индивида в отрочестве определяется жизненный путь, жизненный сценарий, личностное развитие, профессиональная ориентация и психологическое здоровье человека. Не следует думать, что все это решается именно и только в подростковом возрасте. Вся предыдущая история развития человека, его отношения с другими людьми, успехи и неудачи в школе, его психическое здоровье являются условиями прохождения подросткового возраста, одного из самых сложных в человеческой жизни. Для одних подростков этот период пройдет плавно, без потрясений, для других – драматично и трудно.

      Подростковый  возраст отмечается как биологическими, так и социальными изменениями, обуславливающими психологические  перестройки. Биологическим критерием  перехода от детства к отрочеству является достижение половой зрелости, связанное с созреванием репродуктивных функций. Социальным критерием перехода считается достижение социальной зрелости, определение которой зависит  от конкретной культуры. Большинство  западных культур определяет социальную зрелость как возможность юноши  или девушки самостоятельно решать свою судьбу – выбор профессии, места учебы, работы, решение о браке без согласия с родителями. Для западных культур разрыв между биологической и социальной зрелостью составляет 7- 9 лет, за которые человек должен многому научиться, чтобы справляться с обязанностями и правами взрослого человека. С понятиями «биологической» и «социальной» зрелости связано понятие «психологическая зрелость», включающая оба понятия, но не сводимое к ним. Психологическая зрелость человека, означает сознательную регуляцию собственного поведения человека, предполагающего реализацию человека как личности. Человек, как личность, поступает преимущественно «как должно», а не « как хочется», действия  во имя определенных, социально значимых ценностей (красоты, знания, морали, детей, других людей, собственного совершенствования, развития общества и т п.). Достижение психологической зрелости означает, что у человека сложилась иерархия мотивов, сознательная регуляция собственного поведения, система ценностных критериев и ориентаций. Безусловно, что развитие человеческой личности не имеет пределов, но психологическая зрелость означает субъективное осознание собственных возможностей, целей и личностной ответственности за себя и других людей.

      Одной из характеристик подросткового  возраста является биологическое созревание, которое отличается бурным физическим развитием, совпадающим с половым созреванием. Это выражается в так называемых «скачках роста», что является существенным биологическим показателем начала подросткового периода. Существуют значительные индивидуальные и межполовые различия во времени начала и скорости физических изменений в подростковый период. У мальчиков ускоренный рост может начаться уже в 10 лет, а может и в 16. У девочек этот возрастной диапазон от 8 до 12- 13 лет. Девочки достигают половой зрелости на 1,5 – 2 года раньше мальчиков.

      Стремительное изменение тела подростка, изменяет его представления о своей  телесности, он не может больше ориентироваться  на старую схему тела. Управление движениями требует новой наладки мозговых механизмов регуляции движений, в соответствии с меняющими размерами. Отсюда неуклюжесть подростка.

      В подростковом возрасте чаще всего возникает  страх или бред физического недостатка. У мальчиков тревогу вызывает их рост. У девочек -  общее телосложение, которое должно соответствовать принятым в данное время в обществе стандартам. Иногда понятные опасения перерастают в болезненные, навязчивые состояния, требующие помощи психотерапевта.

      Интересной  особенностью стадии отрочества является тенденция к ускоренному развитию на более ранние сроки по сравнению  с предыдущими поколениями.

      Отрочество, как период биологических, социальных и психологических кардинальных перемен связан с образованием особой подростковой субкультурой, со специфическими стереотипами поведения, своим сленгом, своими нормами, установками и моралью. Прежде всего, это обусловлено «маргинальностью» (промежуточностью) положения подростков: они уже не дети, но еще и не взрослые. Специфичность подростковой социальной ситуации проявляется в  его психике, типично как внутреннее противоречие, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость  и, одновременно, агрессивность, склонность принимать крайние точки зрения. Конфликтность подростка тем  сильнее, чем резче различия между  миром детства и миром взрослых. Поэтому степень «подросткового поведения» никогда не бывает одинаковой.

      Поскольку у подростка происходит кардинальный пересмотр пердставлений о себе и окружающем мире, то в этом возрасте заметно усиливается склонность к самонаблюдению, снижается самооценка и самоуважение подростка. Эти особенности  характерны для раннего подросткового  возраста. В 15 – 16 лет начинается рост самоуважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становится самооценка подростка.

      Одной из основных психологических задач, стоящих перед подростком является становление индивидуальной идентификации (тождественности), осознание «кто Я». Процесс самоидентичности включает в себя и половую идентификацию подростка, формирование представлений о себе как представителе определенного пола. Подростку легче осваивать стереотипы полового поведения и половых отношений в подростковой среде, средства общения которой для него понятны, где его принимают и понимают, где он не боится показаться смешным. Вторая задача подросткового возраста – становление собственной идентичности, понимания своей уникальности. Эта задача предполагает построение собственной модели мира, представлений о себе как особенном, отличном от других субъекте. Подросток стремится выделиться из группы сверстников, проявить себя оригинальным образом, заявить о своей уникальности. Подростку, при этом, очень важно знать, что его любят, ему помогут, его поймут, а критика родительского поведения, которая так болезненна для большинства родителей, означает часто только поиск своего Я и быстро пройдет при партнерских, дружеских отношениях с ребенком.

      Обретение самого себя в подростковом возрасте открывает пути дальнейшего плодотворного развития человека. Однако кризис идентичности может  завершиться неблагополучно. Если подростку не удается разрешить задачи индивидуальной идентификации, то формируется неадекватная идентичность по четырем основным направлениям:

    1. уход от  психологической интимности, избегание  тесных  межличностных отношений;

    2. размывание  чувства времени, неспособность  строить жизненные планы, что  обуславливает страх взросления  и перемен;

    3. размывание  продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать внутренние  ресурсы, построить иерархию задач;

    4. формирование  «негативной идентичности» что  означает отказ от самоопределения  и выбор отрицательных образцов для подражания.

      Различные варианта неадекватной идентификации  обуславливают и различную степень смешения представлений, путаницу ролей.

      Последствием  болезненного процесса идентификации  может стать и самоубийство подростка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Развитие  человека – неравномерный процесс  становления разных психических  функций, способностей, формирования характера  и личности. В этом процессе важно  учитывать как генетические возможности  человека, так и воздействия среды, общества и культуры. В развитии человека выделяются возрастные циклы. Это периоды качественных изменений  в психической организации человека и его поведения. В зависимости  от критерия выделяются разные периоды  в жизни человека в разных психологических  концепциях. Однако, не смотря на разные основания периодизаций развития, большинство  теорий выделяют одни и те же возрастные этапы и во многом совпадают, так что, возможно, создание общей теории развития еще впереди.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы 

  1. Мухина  В.С./ Возрастная психология./ М.: Academia, 1997./ Эл. вариант.
  2. Райс Ф./ Психология подросткового и юношеского возраста./ СПб.: Питер, 2000. Эл. вариант.
  3. Для подготовки данной работы были использованы материалы сайтов   http://study.online.ks.ua/

    http://referat.students.ru;http://www.referats.comhttp://www.referats.net

      http://monax.ru/order/ 

Информация о работе Проблемы периодизации психического и личностного развития человека