Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 18:14, реферат
Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Так, отставание в интеллектуальном развитии на 6 месяцев для детей 2 лет будет очень серьезным показателем неблагополучия, тогда как, то же отставание для ребенка 6 лет, будет рассматриваться как некоторое снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет оценивается незначительно.
Введение………………………………………………………………………………3
Периодизация развития личности З.Фрейда………………………………………...4
Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Э. Эриксона……………………………………………………………………………6
Значение социальной среды для развития личности……………………………...10
Теория привязанности……………………………………………………………….11
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина …………………………..12
Заключение………..………………………………………………………………...22
Список литературы………………………………………………………………...23
Игра
имеет большое значение не только
для развития интеллекта, но она
тесно связана с эмоциональным
развитием. Многие дети имеют любимую
мягкую игрушку или предмет, к
которому они особенно привязаны. Они
берут игрушку с собой в
кровать, возят в гости, за город,
ходят в детский сад, а иногда
и в школу. Психоаналитики называют
такие предметы «переходными объектами».
«Переходные объекты» должны помочь
ребенку совершить переход от
тесного физического контакта с
матерью к постепенному овладению
самостоятельным поведением, помочь ему
обходиться без помощи близкого взрослого.
Дети, испытывающие трудности в организации
самостоятельного поведения, прибегают
к помощи «переходных объектов» даже в
школьном возрасте. Эти особые предметы
служат заместителями матери. Они выполняют
роль воображаемых друзей, которых дети
наделяют своими мыслями, чувствами, надеждами
и страхами. Они всегда готовы помочь ребенку
в трудных ситуациях. В «переходных объектах»
коренятся привычки некоторых взрослых
людей использовать талисманы в своей
жизни.
Отрочество
Отрочеством обозначается подростковый и ранний юношеский возраст, когда ребенок переходит из мира детства во взрослый мир. Этому периоду в жизни человека придается особое значение, так как он является социально и индивидуально значимым. Для социального сообщества – это включение новой генерации людей, определяющих будущее развитие. Для индивида в отрочестве определяется жизненный путь, жизненный сценарий, личностное развитие, профессиональная ориентация и психологическое здоровье человека. Не следует думать, что все это решается именно и только в подростковом возрасте. Вся предыдущая история развития человека, его отношения с другими людьми, успехи и неудачи в школе, его психическое здоровье являются условиями прохождения подросткового возраста, одного из самых сложных в человеческой жизни. Для одних подростков этот период пройдет плавно, без потрясений, для других – драматично и трудно.
Подростковый
возраст отмечается как биологическими,
так и социальными изменениями,
обуславливающими психологические
перестройки. Биологическим критерием
перехода от детства к отрочеству
является достижение половой зрелости,
связанное с созреванием
Одной из характеристик подросткового возраста является биологическое созревание, которое отличается бурным физическим развитием, совпадающим с половым созреванием. Это выражается в так называемых «скачках роста», что является существенным биологическим показателем начала подросткового периода. Существуют значительные индивидуальные и межполовые различия во времени начала и скорости физических изменений в подростковый период. У мальчиков ускоренный рост может начаться уже в 10 лет, а может и в 16. У девочек этот возрастной диапазон от 8 до 12- 13 лет. Девочки достигают половой зрелости на 1,5 – 2 года раньше мальчиков.
Стремительное изменение тела подростка, изменяет его представления о своей телесности, он не может больше ориентироваться на старую схему тела. Управление движениями требует новой наладки мозговых механизмов регуляции движений, в соответствии с меняющими размерами. Отсюда неуклюжесть подростка.
В подростковом возрасте чаще всего возникает страх или бред физического недостатка. У мальчиков тревогу вызывает их рост. У девочек - общее телосложение, которое должно соответствовать принятым в данное время в обществе стандартам. Иногда понятные опасения перерастают в болезненные, навязчивые состояния, требующие помощи психотерапевта.
Интересной
особенностью стадии отрочества является
тенденция к ускоренному
Отрочество,
как период биологических, социальных
и психологических кардинальных
перемен связан с образованием особой
подростковой субкультурой, со специфическими
стереотипами поведения, своим сленгом,
своими нормами, установками и моралью.
Прежде всего, это обусловлено «
Поскольку у подростка происходит кардинальный пересмотр пердставлений о себе и окружающем мире, то в этом возрасте заметно усиливается склонность к самонаблюдению, снижается самооценка и самоуважение подростка. Эти особенности характерны для раннего подросткового возраста. В 15 – 16 лет начинается рост самоуважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становится самооценка подростка.
Одной из основных психологических задач, стоящих перед подростком является становление индивидуальной идентификации (тождественности), осознание «кто Я». Процесс самоидентичности включает в себя и половую идентификацию подростка, формирование представлений о себе как представителе определенного пола. Подростку легче осваивать стереотипы полового поведения и половых отношений в подростковой среде, средства общения которой для него понятны, где его принимают и понимают, где он не боится показаться смешным. Вторая задача подросткового возраста – становление собственной идентичности, понимания своей уникальности. Эта задача предполагает построение собственной модели мира, представлений о себе как особенном, отличном от других субъекте. Подросток стремится выделиться из группы сверстников, проявить себя оригинальным образом, заявить о своей уникальности. Подростку, при этом, очень важно знать, что его любят, ему помогут, его поймут, а критика родительского поведения, которая так болезненна для большинства родителей, означает часто только поиск своего Я и быстро пройдет при партнерских, дружеских отношениях с ребенком.
Обретение самого себя в подростковом возрасте открывает пути дальнейшего плодотворного развития человека. Однако кризис идентичности может завершиться неблагополучно. Если подростку не удается разрешить задачи индивидуальной идентификации, то формируется неадекватная идентичность по четырем основным направлениям:
1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
2. размывание
чувства времени,
3. размывание
продуктивных, творческих способностей,
неумение мобилизовать
4. формирование
«негативной идентичности» что
означает отказ от
Различные варианта неадекватной идентификации обуславливают и различную степень смешения представлений, путаницу ролей.
Последствием
болезненного процесса идентификации
может стать и самоубийство подростка.
Заключение
Развитие
человека – неравномерный процесс
становления разных психических
функций, способностей, формирования характера
и личности. В этом процессе важно
учитывать как генетические возможности
человека, так и воздействия среды,
общества и культуры. В развитии
человека выделяются возрастные циклы.
Это периоды качественных изменений
в психической организации
Список
литературы
http://referat.students.ru;htt
http://monax.ru/order/
Информация о работе Проблемы периодизации психического и личностного развития человека