Проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 20:50, реферат

Краткое описание

В рамках государственной образовательной политики основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника, конкурентноспособного, ответственного, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности

Оглавление

Введение
Глава 1. Методологические и теоретические основы исследования профессионального самосознания учителя
1.1 Развитие проблемы профессионального самосознания в отечественной и зарубежной теории
1.2 Современные психологические исследования проблемы педагогического самосознания
Глава 2. Пути совершенствования профессионального самосознания педагога
2.1 Профессиональное самовоспитание педагога как условие роста профессионального самосознания
2.2 Условия развития профессионального педагогического самосознания в тренинге
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     Если  Фрейд указывал, что стремления к  самосовершенствованию проистекают  из "нарциссических" желаний, то есть представляют собой склонность к  самовозвеличиванию и превосходству над другими, то Хорни придерживается абсолютно иной точки зрения, провозглашая цель психоанализа так: "...освобождая личность от внутренних подавлений, сделать ее свободной для развития ее потенциальных возможностей".1

     Средством достижения человеком гармоничного личностного роста она считает процесс самопознания, который может осуществляться как с помощью психоаналитика, так и человеком самостоятельно. В последнем случае предлагается разработанный Хорни метод самоанализа, приемы которого дают человеку возможность более полной самореализации, под которой она понимает "не только развитие каких-либо специальных способностей или талантов, которые у него, возможно, подавлены и никак не используются, но также и, что еще важнее, развитие его потенциальных возможностей как сильного и целостного человеческого существа, свободного от калечащих его внутренних принуждений"2.

     Процесс самоанализа необычайно труден. Человеку необходимо преодолеть сильное внутреннее сопротивление, проявить мужество, говоря правду о самом себе, осознавая пути выхода из душевного смятения. Огромная ценность, придаваемая самопознанию, видится Хорни, разумеется, не только в осознании как инсайте, но и как в средстве пересмотра, изменения, контроля чувств, побуждений и отношений. Всякий ли человек способен пройти путь к своему подлинному Я, преодолевая все трудности и ограничения? К сожалению, нет, как считает Хорни. "В конечном счете, это вопрос нашей жизненной философии, сколь высоко мы ценим конструктивное недовольство собой, которое побуждает нас к дальнейшему росту и развитию".3

     Автор концепции "гуманистического психоанализа" Эрих Фромм, развивая идеи экзистенциальной философии, видел главную проблему человеческого существования в  тотальном отчуждении человека от природы, от других людей, от самого себя. Современное антигуманное общество подавляет Я человека, порождает патологические характеры. Люди перестают быть самими собой, утрачивают свое самосознание и становятся носителями многократно размноженных стереотипов мышления и поведения, навязанных обществом. Единственным верным и надежным средством решить эту проблему является любовь, которая позволяет человеку обрести свое истинное, подлинное Я (Э. Фромм, 1990).

     При обзоре работ представителей гуманистического направления (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), возникшего в начале пятидесятых годов нашего столетия и обретающего все большую популярность среди отечественных психологов, следует подчеркнуть, что во многом благодаря именно им понятие "Я" как чрезвычайно важного феномена (английский термин "self - "самость") после длительного перерыва вновь оказалось в центре внимания психологов. Первым указал на огромное значение самости Г. Олпорт, им же впервые было введено понятие "образ самого себя". К безусловным заслугам Олпорта можно с полным правом отнести и его разработку проблемы воздействия будущего на развитие личности и ее самосознание. Он отмечает, что высшие мотивы, порождающие обращение в будущее системы целей, к свободной реализации своих потенций, составляют ядро личности, или Я. Представители этого направления, объявившие себя "третьей силой" в психологической науке, строили свои концепции в острой полемике с бихевиоризмом и фрейдизмом, делая особый акцент на роль самосознания в стремлении личности к самосовершенствованию, подчеркивали ее уникальность.

     Пожалуй, наибольшее влияние из всей зарубежной психологии на современное состояние  отечественной психологической  науки оказали идеи К. Роджерса, который развил феноменалистический подход в понимании Я- концепции.

     Нужно отметить важную мысль Роджерса о том, что очень часто причиной внутренних психологических конфликтов является расхождение между представлением человека о себе реальном и тем, чем он хочет стать. Только настоящие, глубокие человеческие отношения могут, по мнению Роджерса, уничтожить этот разрыв между "реальным" и идеальным Я".

     Как совокупность установок, направленных на самого себя, определяет Я-концепцию  Р. Берне. Говоря о функциях Я-концепции, Берне подчеркивает, что она "определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, а во-вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной". В структуре Я-концепции Берне выделяет: установки - в них когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты; модальности - реальное Я, идеальное Я и зеркальное Я; аспекты, относящиеся к каждой из модальностей - физический, социальный, умственный, эмоциональный.

     Популярность  идей К.Роджерса и вообще гуманистической  психологии привела к появлению  на Западе большого количества педагогов-фасилитаторов, практически воплощающих гуманистические  принципы в школьном образовании. Результаты исследований говорят об эффективности этого подхода для развития самосознания и педагогов, и учащихся.

     В качестве своеобразного моста между  психоанализом и экзистенциально-гуманистической  психологией выступает Я-психология Кохута (С.А. Тобин, 1993). Кохут рассматривает Я как рефлексивную структуру, выполняющую функцию самоотражения и самоотношения. В своей концепции "оптимальной фрустрации" oн утверждает, что саморазвитие проявляется тогда, когда личность, которая выполняет функции специфического отражения себя как объекта или идеализации, перестает осуществлять эти функции и готовое к развитию Я вынуждено теперь их взять на себя.

     Большое внимание проблеме становления "Я" уделяется представителями когнитивной  психологии. Здесь представляют большой интерес теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер, 1957), теория самовосприятия (Д. Бем, 1972), теория казуальной атрибуции (Г. Келли, 1973), теория самоэффективности (А. Бандура, 1978). В последние годы когнитивная психология стремится рассматривать не только чисто рациональные, но и эмоциональные компоненты Я (теория когнитивных детерминант эмоциональных состояний С. Шехтер). Для большинства когнитивных психологов характерно понимание Я как особой установочной системы, побуждающей человека к вхождению в группу, где он оценивает себя в сравнении с другими людьми.

     Рассматривая  подходы к самосознанию, следует  особо выделить интеракционизм (Ч. Кули, Дж.Г. Мид, М. Кун, Л. Колберг и др.). Основная теоретическая позиция этого направления, восходящая к Кули, исходит из идеи о том, что в процессе межличностной коммуникации ("обмена символами") человек принимает роль другого, представляет, как его воспринимает "генерализованный другой" (партнер по общению или группа), и оказывается, что все знания личности о себе есть результат усвоения мнения других. По Ч. Кули представление человека о себе самом (self-idea) складывается под влиянием окружающих и включает три компонента:

  • представление о том, каким я кажусь другому лицу;
  • представление об оценке меня на основе этой кажимости;
  • самооценку, основанную на двух предыдущих представлениях, которая выражается в чувстве гордости и унижения (C. ELCooIey, 1964).

     Согласно  теории "зеркального Я", предложенной Ч. Кули, самосознание формируется в силу социальных факторов, когда человек применяет к себе отношения окружающих в первичной группе в результате общения.

     Однако  при таком подходе сам субъект  самосознания рассматривается как  пассивный автомат, механически  усваивающий чужие мнения о себе, а его собственная самооценка оказывается лишь следствием чужих оценок. Вследствие этого можно утверждать, что концепция "зеркального "Я" Кули не выходит за рамки плоского социологизма, абсолютизирующего межличностные отношения и рассматривающего самосознание как некритическую проекцию "значимых других".

     В своей теории символического интеракционизма  Дж.Г. Мид, опираясь на идеи Кули, строит трехкомпонентную структуру личности, в которую включает (правда, не называя его так, но имея в вид по сути) - образ Я. Он указывает на ошибочность поисков источника Я в рефлексивно-аффективном опыте и в самоощущении и настаивает на том, что предметом самосознания является субъект практической деятельности, а не рефлексии. По мнению Дж.Г. Мида, формирование образа "Я" происходит в результате общения и взаимодействий (интеракций) с другими людьми в результате "навязывания" личности представлений о себе ее микросоциальным окружением. Включаясь в отношения с другими людьми, индивид "начинает действовать по отношению к себе так же, как окружающие действуют по отношению к нему", учится "брать роль другого или отношение других к себе". Таким образом, источником самосознания, по Миду, оказывается способность "принимать роль другого", или идентификация - уподобление себя другому.

     М. Кун, Л. Колберг и другие интеракционисты придают большое значение разработке построения "Я" на основе ролевого поведения.

     Многие  отечественные психологи в своих  исследованиях рассматривают вопрос о структуре самосознания (В.С. Мерлин, Л.Д. Олейник, И.И. Чеснокова, В.В. Столин) и, исходя из предположения о самосознании, как средстве саморегуляции субъекта деятельности, считают, что структура самосознания состоит из следующих компонентов: моральный и нравственный компоненты; осознание себя как субъекта деятельности; осознание и оценка своих психических особенностей и свойств; осознание различных отношений; осознание себя во временной связи, в развитии.

     В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее  по своему содержанию. Если в общем  самосознании человек осознает себя как личность, играющие различные роли в различных ситуациях, участвующую. Изучая работы отечественных психологов, касающиеся вопроса о структуре самосознания (В.С. Мерлин, Л.Д. Олейник, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др.) и исходя из предположения о самосознании как средстве саморегуляции субъекта деятельности, можно предположить, что структура самосознания состоит из следующих компонентов: моральный и нравственный компоненты; осознание себя как субъекта деятельности; осознание и оценка во всевозможных видах жизнедеятельности, то в профессиональном самосознании на первый план выдвигается содержание, касающееся профессиональной деятельности.

     Отечественные ученые А.А. Деркач и О.В. Москаленко в своих работах выделяют функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, реализующийся в самопознании; мотивационный, реализующийся в самоактуализации; эмоциональный, реализующийся в самопонимании; операциональный, реализующийся в саморегуляции.

     Данные  функциональные компоненты профессионального самосознания между собой взаимосвязаны, и их выделение может быть принято только условно. Эти компоненты реализуются в двух планах. В объективном плане их показателем выступает профессиональное мастерство, в субъективном - Я-концепция. На профессиональное мастерство как целостное образование воздействуют внешние (профессиональное обучение, социум, его требования, мораль и др.) и внутренние (самоактуализация, самопознание, саморегуляция, самопонимание) условия, в результате чего изменяется Я-концепция. И наоборот, изменяющаяся Я-концепция воздействует на профессиональное мастерство.

     Таким образом, теоретический анализ литературы по данному вопросу показал, что  для понятия профессионального  самосознания родовым является понятие самосознания личности. Это дает основание говорить о совпадении общих принципов развития, закономерностей и механизмов этих двух категорий. Однако это не исключает, а как раз подразумевает проявление определенных специфических закономерностей и особенностей развития профессионального самосознания учителя как частного случая самосознания личности в целом. 

 

     1.2 Современные психологические  исследования проблемы  педагогического  самосознания

 

     Сущность  профессионального самосознания педагога заключается в осознании будущим учителем себя в системе собственной личности, педагогической деятельности и профессионально-педагогического общения.

     В настоящее время современные  психологические и педагогические исследования по проблеме педагогического самосознания ведутся по нескольким направлениям: определение его сущности и структуры, изучение особенностей его функционирования, анализ состояния и средств формирования и т.д.

     В определении сущности и структуры  педагогического самосознания особую значимость имеют разработанные Ю.Н. Кулюткиным и Г.С. Сухобской концепции самосознания.

     С точки зрения Ю.Н. Кулюткина, профессиональное самосознание является инстанцией, в которой происходит оценка имеющихся достижений, планирование направления саморазвития, его осуществление и т. д.. Только в том случае, если педагог знает, с одной стороны, какими качествами он должен обладать, а с другой – сознает, в какой мере у него развиты данные качества, он может сознательно стремиться к формированию и развитию данных качеств у себя.4

     Такой подход послужил основой для определения структуры педагогического самосознания:

     «Актуальное Я» – каким себя видит и оценивает  учитель в настоящее время, оно  является центральным элементом  профессионального самосознания учителя.

     «Ретроспективное  Я» – каким себя видит учитель по отношению к начальным этапам работы в школе. Отношение к «актуальному Я» дает учителю шкалу собственных достижений.

     «Идеальное  Я» – каким бы хотел стать учитель. Оно является ценностной перспективой личности, которое обуславливает  саморазвитие личности в профессиональной сфере.

     4) «Зеркальное Я» – как, с  точки зрения учителя, его рассматривают  и оценивают другие люди –  его коллеги, его учащиеся. Зеркальное  «Я» включает в себя учет  отношения других людей к личности  учителя.5

     Дабы  развить в себе эти качества, студент должен осознать их значимость для своей профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность будет эффективной, если у будущего педагога сформировано стремление улучшить свою педагогическую деятельность, развить в себе профессионально необходимые качества. А это возможно только при развитом самосознании учителя.

Информация о работе Проблемы и пути их решения