Проблема тревожности учащихся в 5 классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 07:29, реферат

Краткое описание

Переход учащихся из начальной школы на 2 ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции. В системе развивающего обучения темп овладения знаниями и навыками определяется тем, насколько он способствует общему развитию школьников.
Однако этот уровень развития учащихся 10 - 11 лет далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других не достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов

Файлы: 1 файл

практика.docx

— 41.37 Кб (Скачать)

4. Диагностика  уровня и содержания адаптации  5-классников к новым условиям  обучения

Методический комментарий 
Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно: 
• увеличение объема и разнообразие содержания образования; 
• увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия; 
• на место первой учительницы приходит новый классный руководитель; 
• завершение перехода к кабинетной системе обучения; 
• отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность. 
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. 
В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции: 
1) по отношению к учебной деятельности; 
2) по отношению к школе и предметам; 
3) по отношению к одноклассникам; 
4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я». 
Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровне; психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе. 
Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников: 
1. Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков. 
2. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность). 
3. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость). 
4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу. 
Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе. 
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
• организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус); 
• выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае; 
• определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации. 
Диагностика проводится психологом в конце 1-го семестра обучения (в декабре) по трем основным направлениям: психологическое обследование школьников, экспертный опрос педагогов и родителей.

Список  литературы

1. Каган В.Е. Психогенные  формы школьной дезадаптации // Вопросы  психологии. — 1984. — №4. 
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 2006. 
3. Овчарова Р.В. Технологи практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. 
4. Основи практичної психології / В.Панок, Т.Титаренко, Н.Чепелєва та ін.: Підручник. — К.: Либідь, 2003. 
5. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: ТЦ «Сфера», 1997. 
6. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов / Под ред. Л.П.Пономаренко. — Одесса: Астро Принт, 2004. 
7. Раттер М. Помощь трудным детям. — М.: Прогресс, 1987.


Информация о работе Проблема тревожности учащихся в 5 классе