Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 07:29, реферат
Переход учащихся из начальной школы на 2 ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции. В системе развивающего обучения темп овладения знаниями и навыками определяется тем, насколько он способствует общему развитию школьников.
Однако этот уровень развития учащихся 10 - 11 лет далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других не достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов
4. Диагностика уровня и содержания адаптации 5-классников к новым условиям обучения
Методический комментарий
Период адаптации в 5-м классе является
одним из трудных периодов школьного обучения.
Это обусловлено совокупностью тех содержательных
перемен, что происходят в школьной среде
и внутреннем мире детей этого возраста.
А именно:
• увеличение объема и разнообразие содержания
образования;
• увеличение веса многопредметного обучения
и расширение круга учителей, с которыми
учащиеся вынуждены систематически вступать
в деловые взаимодействия;
• на место первой учительницы приходит
новый классный руководитель;
• завершение перехода к кабинетной системе
обучения;
• отсутствие у школьников умения как
самостоятельно, так и совместно организовывать
учебную деятельность.
Состояние детей в этот период с педагогической
точки зрения характеризуется низкой
организованностью, учебной рассеянностью
и недисциплинированностью, снижением
интереса к учебе и ее результатам; с психологической
— снижением самооценки, высоким уровнем
ситуативной тревожности.
В течение адаптационного периода (1-е
полугодие обучения) у пятиклассников
должно сформироваться так называемое
«чувство взрослости», которое проявляется
в новой личностной позиции:
1) по отношению к учебной деятельности;
2) по отношению к школе и предметам;
3) по отношению к одноклассникам;
4) в новом отношении к внутреннему миру
собственного «Я».
Сложность задач адаптационного периода
значительно увеличивает риск школьной
адаптации. Не все пятиклассники даже
с высоким уровне; психологической готовности
могут успешно справиться с трудностями
в обучении и общении внутренними психологическими
проблемами. Что уж говорить о тех учениках,
у которых были проблемы в начальной школе.
Выделяют такие виды школьной дезадаптации
пятиклассников:
1. Интеллектуальная — низкий уровень
развития мышления, несформированность
познавательной мотивации, несформированность
учебных умений и навыков.
2. Поведенческая — несоответствие поведения
ребенка правовым, и моральным нормам
(конфликтность, агрессивность, недисциплинированность
асоциалъность).
3. Коммуникативная — затруднения в общении
со сверстниками и взрослыми (тревожность
замкнутость, чрезмерная зависимость).
4. Эмоциональная — тревога и переживание
по поводу проблем в школе, страх перед
учителем нежелание посещать школу.
Исходя из перечисленных особенностей
адаптационного периода, целью диагностического
минимума в параллели 5-х классов является
получение необходимой информации о социально-психологическом
статусе школьников для преодоления трудностей
периода адаптации к средней школе.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
• организовать и провести психологическое
обследование пятиклассников (учебная
мотивация уровень самооценки, эмоциональное
самочувствие, социометрический статус);
• выявить школьников, испытывающих трудности
в адаптации, и определить характер и причину
трудностей в каждом случае;
• определить пути оказания помощи школьникам,
испытывающим трудности в процессе адаптации.
Диагностика проводится психологом в
конце 1-го семестра обучения (в декабре)
по трем основным направлениям: психологическое
обследование школьников, экспертный
опрос педагогов и родителей.
Список литературы
1. Каган В.Е. Психогенные
формы школьной дезадаптации // Вопросы
психологии. — 1984. — №4.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология
(Развитие ребенка от рождения до 17 лет):
Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 2006.
3. Овчарова Р.В. Технологи практического
психолога образования: Учебное пособие
для студентов вузов и практических работников.
— М.: ТЦ «Сфера», 2000.
4. Основи практичної психології / В.Панок,
Т.Титаренко, Н.Чепелєва та ін.: Підручник.
— К.: Либідь, 2003.
5. Практическая психология образования
/ Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: ТЦ «Сфера»,
1997.
6. Психологическая профилактика дезадаптации
учащихся в начале обучения в средней
школе. Методические рекомендации для
школьных психологов / Под ред. Л.П.Пономаренко.
— Одесса: Астро Принт, 2004.
7. Раттер М. Помощь трудным детям. — М.:
Прогресс, 1987.
Информация о работе Проблема тревожности учащихся в 5 классе