Проблема об’єктивного метода в психології: проблеми, пошуки, перспективи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Задача данной работы и состоит в том, чтобы рассмотреть в этом плане методологические основания и предпосылки современных психологических исследований.
Различные варианты решения проблемы объективного и психологического колеблются между двумя полюсами: либо объективность метода достигается ценой отказа от понимания психической реальности, либо сохранение психического достигается ценой отказа от объективности анализа.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..….2
Раздел 1.Анализ теоретической литературы по проблеме объективного метода в психологии.
1.1 Теории объективного метода отечественных психологов…………3
1.2 Объективный метод в психологии зарубежных исследователей….7
Раздел 2. Проблемы, поиски, перспективы объективного метода в психологии.
2.1 Проблемы и перспективы объективного метода ………………...11
2.2 Этапы формирования объективного метода. Объективные методы в психологии ……………………………………………….........................16
Выводы……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая работа 1 курс.docx

— 67.25 Кб (Скачать)

 

Пилотажный эксперимент – это пробный эксперимент, первый в серии. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента.

Подтверждающий эксперимент направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными. Проводится на заключительном этапе исследования.

В зависимости от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями.

Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых.

Контрольный эксперимент – это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная группа, не получавшая экспериментального воздействия.

По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную выделяют спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются.

 Спровоцированный эксперимент – это опыт, в котором экспериментатор сам изменяет независимую переменную, при этом наблюдаемые экспериментатором результаты (виды реакций испытуемого) считаются спровоцированными. П. Фресс называет данный тип эксперимента «классическим».[17]

 Эксперимент, на который ссылаются, – это опыт, в котором изменения независимой переменной осуществляются без вмешательства экспериментатора. К этому виду психологического эксперимента прибегают тогда, когда независимые переменные оказывают воздействие на испытуемого, значительно растянутое во времени (например, система воспитания и т. п.). Если воздействие на испытуемого может вызвать серьезное негативное физиологическое или психологическое нарушение, то такой эксперимент проводить нельзя. Однако бывают случаи, когда негативное воздействие (например, травма головного мозга) происходит в реальности. Впоследствии такие случаи могут быть обобщены и изучены.

 

 

 

 

 

 

Вывод

Прикладные отрасли психологии, не могут рассматривать человека вне условий его деятельности и даже жизни в целом. Проведение исследований в психологии предъявляет к исследователю определенные требования:

1) использование методов  должно удовлетворять принципам  марксистской философии. Это означает, что, изучение конкретного явления необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими явлениями, в развитии и единстве противоположностей, в возможном переходе количества в новое качество и т.п.;

2) каждый метод должен  быть объективным методом, т.е. вскрывать  реальные закономерности психической  деятельности, на что указывал  в своей статье "Об объективном  методе в психологии" Б.М. Теплов;

3) для решения определенной  задачи или проверки выдвинутой  гипотезы исследователь должен  выбирать конкретные методы или  проектировать новые методические  средства, т.е. методы должны быть  адекватны задаче, а не наоборот.

Это, казалось, очевидное требование нередко нарушается, особенно в научно-практических исследованиях, когда без достаточных оснований берется ряд методических средств в расчете на то, что они, может быть, позволят решить поставленную задачу. В связи с этим трудно согласиться с теми, кто считает, что в практических исследованиях можно разрешать самостоятельно пользоваться психологическими методами лицам, не имеющим достаточной психологической подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Варий М. И. Общая психология.: Учебное пособие / 3-е издание,. –  К.: Центр учебной литературы, 2009. –  1007 c.
  2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  3. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Ака¬демия», 1996. - 496 с.
  4. Гиппенрейтер Ю. Б.  Введение в общую психологию: курс лекций: учебное пособие для вузов. –М.: Изд-во МГУ, 1989.
  5. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология -- СПб: Издательство «Питер», 2000. -- 320 с.
  6. Лурия А. Р.  Эволюционное введение в психологию. –М.: Изд-во МГУ, 1975.
  7. Маклаков А. Г.  Общая психология: Учебник для вузов. – ¬¬Спб.: Питер, 2009. – 583 с.
  8. Максименко С. Д. Общая психология. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» – 2004. – 528 с.
  9. Марина Коновалова Экспериментальная психология
  10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  11. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб., 2002.
  12. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А. В. Карпова. — М.: Гардарики, 2004. — 232 с.
  13. Психология/ Под ред. Поф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. – Изд. 3-е, перераб. И доп. –М.: Учпедгиз, 1948.
  14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
  15. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., Педагогика, 1976.
  16. Рогов Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. / Сост. Е. И. Рогов. — М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002. — 448 с.
  17. Фрес П., Пиаже ж. Экспериментальная психология / Сб. статей. 1978.
  18. Фехнер Г.Т. О формуле измерения ощущений // Проблемы и методы психофизики. М., 1974. С. 13–19.
  19. Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1985.

 

 

 


Информация о работе Проблема об’єктивного метода в психології: проблеми, пошуки, перспективи