Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:13, творческая работа
Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции.
ПРИРОДА
ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК
Проективные
методики характеризуются также
глобальным подходом к оценке личности.
Внимание фокусируется на общей картине
личности как таковой, а не на измерении
отдельных ее свойств. Наконец, проективные
методики рассматриваются их сторонниками
как наиболее эффективные процедуры
для обнаружения скрытых, завуалированных
или неосознаваемых сторон личности.
Более того, утверждается, что чем
менее структурирован тест, тем более
он чувствителен к подобному завуалированному
материалу. Это следует из предположения,
что чем менее структурированы
и однозначны стимулы, тем менее
вероятно, что они вызовут у
воспринимающего защитные реакции.
Проективные методы возникли в клинических
условиях и остаются в основном инструментом
клинициста. Некоторые из них развились
из терапевтических методов (например,
лечение с помощью произведений
искусства), применявшихся к психически
больным. На теоретических построениях
проективных методик
Теоретические
источники проективного
метода
Проективный метод направлен на исследование личности. На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование.
Психоанализ
как главный теоретический
С точки
зрения психоанализа
Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т. е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т. д.
Общая
характеристика проективных
методик
Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:
особенностями стимульного материала;
Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.
особенностями
поставленной перед респондентом задачи;
преимущества
и недостатки
Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.
Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.
В
некоторых методиках
Для
более точного исследования данные,
полученные с помощью проективных
методик, следует соотносить с данными,
полученными с помощью других
методов.
Классификация
проективных методик
Методики дополнения. Стимульный материал:
Набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые «приходят на ум» в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К. Г. Юнга).
Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения («Неоконченные предложения»).
Вопрос,
на который необходимо дать определенное
количество ответов («Кто Я?»).
Методики
интерпретации.
Стимульный
материал — набор картинок, фотографий.
От респондента требуется составить рассказ
(ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить
на вопросы по предложенным ситуациям
на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга,
Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные
картинки-фотографии (Тест Сонди).
Проективные
методики
Методики
структурирования.
Проективные
методики
Методики
изучения экспрессии (анализ почерка,
особенностей речевого поведения).
Проективные
методики
Методики
изучения продуктов
творчества. Предметом интерпретации
является рисунок, который рисует респондент
(«Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек»,
«Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма»,
« Автопортрет», «Картина мира», «Свободный
рисунок», «Несуществующее животное»).