Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:04, контрольная работа
Штайнеровская педагогика с ее бережным, внимательным отношением к внутреннему миру ребенка оказывает благотворное влияние на детей с проблемами в развитии. Штайнеровская педагогика базируется на уважении к индивидуальности каждого ученика, на воспитании духовно свободной личности. Здесь человеческое мышление рассматривается не как способность вещества, а как способность самого человека, его духовного «Я». В основе принципов этой педагогики лежат эстетические идеи И.В. Гёте и Ф. Шиллера, разработанные Штайнером.
Цель штайнеровской педагогики в воспитании свободных, способных и творчески мыслящих людей.
Введение...............................................................................................3
Основные принципы и свойства штайнеровской педагогики.........4
Штайнеровская педагогика, как перспективное и развивающееся направление в нетрадиционной педагогике......................................5
1.Развитие штайнеровской педагогики..............................................5
2.Особенности штайнеровской школы, ее организация и структура...............................................................................................5
III. Особенности штайнеровской педагогики в обучении детей с
нарушение слуха...................................................................................8
Особенностьи личности детей с нарушением слуха....................8
Наглядность и метод образного обучения в работе с детьми с нарушением слуха...........................................................................9
IV. Заключение..........................................................................................11
Список литературы.............................................................................12
Своеобразие человека с нарушением слуха, его особенности требует специальных условий обучения, создание среды, адекватной для полноценного развития его личности. Определив особенности ребенка с недостатками слуха, можно ставить и решать конкретные задачи, выбирать пути обучения и воспитания.
В младшем школьном возрасте реальность познается ребенком лишь в той мере, в какой зарождается внутреннее соприкосновение с ней. А оно возникает благодаря живому и яркому повествованию, обращенному к воображению ребенка.
2. Наглядность и метод образного обучения в работе с детьми с нарушением
слуха.
В обучении детей с нарушениями слуха или интеллекта весьма значимо использование наглядных средств обучения. Штайнеровская педагогика также придает первостепенное значение в обучении детей до пубертатного периода наглядности. Вместе с тем, когда в штайнеровской педагогике говорят о наглядности в обучении, имеют в виду не только чувственную наглядность в виде картин, иллюстраций, рисунков, таблиц. Речь идет о наглядности духовного рода - образно-иносказательной, затрагивающей фантазию, чувства ребенка. В младшем школьном возрасте реальность познается ребенком лишь в той мере, в какой зарождается внутреннее соприкосновение с ней. А оно возникает благодаря живому и яркому повествованию, обращенному к воображению ребенка. Так, прежде чем приступить к обучению письму, особо занимаются развитием образного восприятия и навыков работы рук для этого существует специальный предмет - рисование форм. На нем учитель вместе с детьми, используя сюжеты игр или сказок, «прошагивает» по контуру основные геометрические фигуры большого размера, изображенные на полу (круг, прямая линия, спираль, треугольник и т.д.). После того как каждый ученик вместе с классом «прошагает» ногами ту или иную фигуру, опишет ее в воздухе рукой, у него возникает устойчивый образ этой фигуры. И только потом он переносит форму движения на бумагу. В результате подобной работы изображение формы на бумаге рождается как следствие собственного опыта, прожитого всем детским существом через соответствующее движение. Образное восприятие ребенка развивается по мере осознания формы движения. Такой подход к ознакомлению с геометрическим материалом эффективен и в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Сенсомоторное восприятие является хорошей основой для формирования последующих математических представлений о геометрических фигурах у этих детей. К ребенку, который только формирует жизнь чувства, не стоит обращаться на языке абстрактных понятий. Он усвоит их поверхностно. Ребенок до переходного возраста вживается в изучаемый материал силами своего воображения и учится на конкретных примерах в процессе практической деятельности. Поэтому в штайнеровских школах широко пользуются методом образного обучения, что также важно при построении учебного процесса с ребенком, имеющим отклонения в развитии.
К ребенку, который только формирует
жизнь чувства, не стоит обращаться на
языке абстрактных понятий. Он усвоит
их поверхностно. Ребенок до переходного
возраста вживается в изучаемый материал
силами своего воображения и учится на
конкретных примерах в процессе практической
деятельности. Поэтому в штайнеровских
школах широко пользуются методом образного
обучения, что также важно при построении
учебного процесса с ребенком, имеющим
отклонения в развитии. Семилетний ребенок
вживается в иные по своему качеству учебные
образы, чем ребенок четырнадцати лет.
При обучении чтению и письму
учитываются индивидуальные особенности
развития детей. Те дети, которые по тем
или иным причинам не научились читать
вместе со всеми к концу 1 класса, не должны
чувствовать своего отставания. для здоровья
ребенка и будущей его взрослой жизни
не имеет принципиального значения, научился
он читать к этому времени, как все, или
нет, считают педагоги штайнеровских школ.
Ценностью более высокого порядка является
утверждение в этом возрасте чувства неограниченного
доверия к миру и чувства самоуважения. Обучение музыке и искусству
рассматривается как содействие целостному
детскому развитию, и только на втором
плане стоит достижение технических результатов.
Что касается одаренных детей (таких много,
например, в сфере изобразительной, конструктивной
деятельности среди глухих детей), то здесь
важно не только то, насколько искусными
музыкантами или художниками они станут,
а то, каким образом с помощью искусства
уравновесить и сделать гармоничным процесс
детского возрастного развития и в результате
этого укрепить человеческую индивидуальность
ребенка. В штайнеровской педагогике занятиям
искусством и работе руками придается
исключительно важное значение. Последняя
особо много значит для развития мелкой
моторики и, вторично, речи в коррекционной
работе с детьми, имеющими любые отклонения
в развитии.
С особой тщательностью исследуются
вопросы: какого качества искусство, в
каких педагогических целях, в каком возрасте
и как преподавать с тем, чтобы самым оптимальным
способом поддерживать развитие ребенка.
Музыка и искусство в силу своей внутренней
природы должны быть составной частью
любого воспитания. Заметим, что в стандарте
школьного образования глухих и слабослышащих
детей музыкально-ритмические занятия
как вид коррекционно-развивающей деятельности
представлены с подготовительного по
V класс. Адепты штайнеровской педагогики
исповедуют мягкое и нетребовательное
отношение к детям. Они руководствуются
постулатом о том, что в детстве человек
должен чувствовать себя защищённым, чтобы
потом не быть беззащитным во взрослой
жизни. Основной акцент тут делается не
на интеллектуальную нагрузку, а на развитие
творческих навыков и тренировку памяти.
Детей рассматривают в первую очередь
как людей, а не как будущих математиков,
врачей или юристов. Воспитывая в ребёнке
личность и развивая в нём всё самое лучшее,
штайнеровская школа готовит его ко вхождению
во взрослую жизнь.
В заключение еще раз отметим, что сущность педагогического процесса штайнеровской школы не только в передаче взрослыми социального опыта детям, но и главным образом во всестороннем гармоничном развитии, соответствующем внутренним потребностям личности на различных возрастных этапах, направленном на свободное и творческое самоопределение индивидуальности. Это созвучно современному личностно-деятельностному подходу в отечественной общей и специальной педагогике. Даже отдельные элементы штайнеровской педагогики в работе с проблемными детьми помогают находить оригинальные пути в развитии индивидуальности каждого ребенка, расширяя возможности его реабилитации и социальной адаптации.
В нашей стране существуют специальные школы для детей с проблемами, работающие по штайнеровской методике, а в 1999 г. в московской общеобразовательной оздоровительной школе № 65 для глухих детей открылся первый в сурдопедагогике штайнеровский класс, организаторами которого выступили зав. кафедрой сурдопедагогики МПГУ, профессор Е.Г. Речицкая; президент Ассоциации в поддержку штайнеровской педагогики в странах Европы и Азии Эро Пелтонен; к. п. н. И.Л. Соловьева.
VI. Список литературы
1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. / Под ред. Е.И. Соколова / Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 336 с.
4. Корвякова, Л.П. Из опыта интегрированного обучения подростков с нарушениями слуха[Текст] / Л.П. Корвякова// Дефектология. – 2005. – № 5. – C. 39-40.
5. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999.
6. Специальная педагогика. / Под ред. М.Н. Назаровой. - М., 2000.
7. Сурдопедагогика. / Под ред. М.И. Никитиной. – М., 1989
8. Сурдопедагогика. Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 655 с.
9. Электронный ресурс Википедия - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
10. Электронные ресурсы