Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:28, курс лекций
Важным элементом методологии любой науки является система методологических принципов, каждый из которых выступает в виде кратко сформулированной теории, не только обобщающей исторический опыт развития данной области знания и отражающей ее основные законы и закономерности, но составляющей исходное требование для дальнейших исследований. История психологии как одна из базовых отраслей психологии в своих теоретико-методологических основаниях опирается на ряд общефилософских и общепсихологических принципов, которые применительно к историко-психологическим исследо
Принципы историко-
Важным элементом методологии любой науки является система
методологических принципов, каждый из которых выступает
в виде кратко сформулированной теории,
не только обобщающей исторический опыт
развития данной области знания и отражающей
ее основные законы и закономерности,
но составляющей исходное требование
для дальнейших исследований. История
психологии как одна из базовых отраслей
психологии в своих теоретико-методологических
основаниях опирается на ряд общефилософских
и общепсихологических принципов, которые
применительно к историко-психологическим
исследованиям приобретают специфическое
звучание и формулировку, выступая как
частно-психологические принципы истории
психологии. Что же это за принципы?
1. Принцип
детерминизма, фиксирующий понимание
учеными способов объяснения процесса
становления и развития психологического
познания. В соответствии с этим принципом,
в основе любого историко-психологического
события лежит совокупность явных или
неявных причин. Нет ни одного факта в
истории психологии, которому бы не предшествовали
определенные причины. Любое событие на
всем протяжении исторического хода формирования
психологической науки является результатом,
следствием многообразной череды предшествующих
явлений или причин и, в тоже время, выступает
как одна из предпосылок последующих событий.
При этом следует иметь в виду системный
характер этих причинно-следственных
зависимостей, что позволяет понимать
смену детерминант
развития психологии в разные хронологические периоды.
Задача исследователя, в соответствии
с этим принципом, состоит, во-первых, в
раскрытии совокупности и иерархической
структуры этих причин (внутренних и внешних,
прямых и косвенных, непосредственных
и опосредованных и т.д.), обусловивших
путь к современности, а во-вторых, в установлении
закономерной связи между прошлым, настоящим
и будущим.
2. Принцип
единства логического и исторического
в понимании генезиса развития психологического
знания, который отражает понимание соотношения
внутренних, внутринаучных (влияние традиции,
изменение категориально-понятийного
аппарата, динамика структуры науки, взаимосвязи
и взаимовлияния разных научных дисциплин,
появление новых методов исследования
и т.д.) и внешних, социокультурных причин
(потребности общественной практики, идеолого-политические
влияния, воздействие научно-технического
прогресса, особенности духовной и интеллектуальной
атмосферы в обществе и т.д.) в ходе реального
процесса исторического развития психологии.
Другими словами, данный принцип фиксирует
взаимосвязь теории и истории психологии,
что предполагает, с одной стороны, изучение
отношения содержательного (т.е. логического)
аспекта объекта историко-психологического
исследования с анализом процесса его
развития (т.е. исторического), а с другой,
- выявление связи познания данного объекта
с историей человеческого общества в целом
и историей научного познания в частности.
В соответствии с данным принципом, требуется,
как отмечает Е.А. Будилова, "в сложной и конкретной
исторической действительности найти
основную логическую нить развития науки,
которая выражает закономерность этого
развития" (Категории
материалистической..., 1988. С. 234). При этом следует иметь в виду,
что каждая новая ступень в развитии теории
психологии закономерно приводит к новому
взгляду на ее историю: "Прошлое научной
мысли рисуется нам каждый раз в совершенно
иной и все новой перспективе. Каждое научное
поколение открывает в прошлом новые черты...
Случайное и неважное в глазах ученых
одного десятилетия получает в глазах
другого нередко крупное и глубокое значение"
(Вернадский
В.И., 1922. С. 58).
3. Принцип
системности. В некотором смысле обобщением,
интеграцией и, в то же время, операционализацией
указанных двух принципов в реальном историко-психологическом
исследовании выступает принцип системности
в изучении истории психологического
знания. Он предполагает понимание истории
развития психологических идей, проблем
и направлений как многоуровневого (фундаментальный
и прикладной уровни), многокачественного
(обыденное, научное, художественно-образное,
религиозное знания), многомерного (научное
творчество отдельного ученого, научных
коллективов и школ, регионального психологического
сообщества, сторонников той или иной
парадигмы, теории или концептуального
подхода) и многообразного по своим проявлениям
(донаучное, научное и паранаучное состояния)
процесса, обусловленного многовариантной
системой детерминант при оформлении ведущего, системообразующего
фактора в конкретной исторической и социокультурной
ситуации. Реализация данного принципа
требует изучения истории психологического
знания в различных аспектах: "во-первых,
в тех исторических конкретных условиях,
в которых наука включалась в общественную
жизнь, и, во-вторых, в тех логических, теоретических
связях, в которых строились психологические
знания каждого исторического этапа, с
одной стороны, и в том соотношении, в котором
они находятся в современной психологической
науке, - с другой" (Категории
материалистической..., 1988. С. 233).
4. Принцип
объективности историко-психологического
исследования, определяющий позицию
историка психологии в его отношении к
изучаемому объекту. Учитывая вытекающее
из самой природы историко-психологического
исследования взаимодействие как минимум
двух научных позиций (позиция самого
исследователя истории психологии и позиция,
представленная в идеях, взглядах, содержании
исследуемой им реальности) и двух временных
координат (познаваемое время и время
осуществления исследования), актуальным
является решение вопроса о концептуальном
подходе самого исследователя ("аникваристическом"
или "презентистском") в ходе решения задач историко-психологического
исследования. Данный принцип предполагает,
что при такой процедуре, как оценка значимости
тех или иных идей и результатов творчества,
необходимо исходить не только из современного
состояния знания, на которое опирается
и от которого отталкивается исследователь,
но и учитывать то реальное место, которое
занимают те или иные рассматриваемые
идеи в психологии и культуре своего времени
("героя судят по законам его времени").
Это позволит историку психологии преодолеть
собственные предпочтения (научные и личностные)
в восприятии развития психологического
знания. В то же время очевидно, что в ходе
операции воссоздания, реконструкции
пути психологического познания историк
психологии не может не опираться на совокупность
современных знаний, составляющих фундамент
его профессионального мышления (мировоззрения).
В этом случае, чтобы оставаться объективным,
он должен, исходя из современного уровня
познания, следовать тем не менее не только
стилю и логике современных размышлений,
но и логике и наличным представлениям
изучаемой эпохи, руководствоваться при
отборе фактов не только критерием актуальности
и полезности для дальнейшего развития психологического
знания, но и критерием полноты описания
реального процесса познания во всей его
противоречивости и альтернативности.
Это даст возможность избежать модернизации,
осовременивания, достраивания, и, как
следствие, - искажения реальной картины
развития психологического знания, - т.е.
поможет преодолеть презентистские
тенденции в истории психологии. Таким
образом, в соответствии с данным принципом,
перед ученым стоит задача в ходе историко-психологического
исследования сформировать и выдержать
позицию объективного, строго говоря,
не предвзятого (ни как человека с его
личностными симпатиями и антипатиями,
ни как ученого, приверженного тем или
иным теориям и концепциям) в отношении
конечного результата наблюдателя по
отношению к исследуемому объекту.
5. Принцип
конструктивно-позитивного анализа.
Принцип объективности непосредственно
связан и дополняется принципом конструктивно-позитивного
анализа истории психологии, который акцентирует
внимание в историко-психологических
исследованиях не на ошибках, недостатках
и просчетах в развитии психологической
мысли какой-либо отстоящей от ученого
исторической эпохи, а на выявлении в совокупности
историко-психологических фактов, событий,
теорий и концепций того позитивного,
конструктивного и прогрессивного, что
сумела достичь психологическая мысль
данного периода; ориентация не на критику
несовершенного, а на поиск рационального
и перспективного. Однако это не означает
отказа от реалистической оценки (включая
и ее критические моменты) тех или иных
идей, взглядов, подходов. При этом критический
анализ из самоцели становится средством
научного познания.
6. Принцип
периодизации и преемственности развития
психологического знания, который предполагает
наличие качественно различных этапов
и периодов (содержательно и логически
связанных между собой) в динамике единого
и непрерывного процесса научного познания.
Руководствуясь данным принципом, историк
психологии должен не только выделить
ключевые, наиболее значимые вехи и моменты
этого процесса, не только описать историческую
и логическую специфику выделенных ступеней
развития знания, но и показать их эволюционную
взаимосвязь и взаимопроникновение.
7. Принцип
единства прошлого, настоящего и будущего
фиксирует понимание роли и целевой функции
историко-психологических исследований.
Познание истории психологической науки
не является только самоцелью с точки
зрения собирания и уточнения исторического
материала, характеризующего формирование
и развитие психологических
знаний (архивирование фактов), или
воссоздания и реконструкции недостающих
(неявных) звеньев в единой цепочке развития
психологической мысли. Данный принцип
ориентирует ученого на прогностическую
стратегию исследования, связанную, во-первых,
с выявлением перспективных линий, позиций,
идей и подходов, сформировавшихся в прошлом,
а во-вторых, с их актуализацией в контексте
современных достижений психологической
науки. Лишь прошлое, рассмотренное в контексте
современности, позволяет очертить проблемное
поле будущих исследований и тем самым
имеет не только чисто познавательный
интерес, но и носит установочно-ориентировочный
характер для дальнейшего развития психологического
знания.
8. Принцип
единства коллективного и индивидуального
творчества в развитии психологического
знания предполагает понимание истории
психологии как результата деятельности
не только отдельных, хотя и выдающихся
ученых, но как совокупного усилия всего
научного сообщества. Этот принцип ориентирует
исследователя на выявление всех предпосылок
формирования той или иной идеи, анализ
того контекста, который в конечном итоге
привел к оформлению в трудах конкретного
ученого определенной концепции или теории.
Он также предостерегает историка психологии
от абсолютизации вклада отдельного ученого
или научной школы в формирование совокупного
психологического знания. В данном случае
имеется в виду понимание историком психологии
того факта, что психология, даже в творчестве
особенно выдающихся ее представителей,
не начинается каждый раз с "чистого
листа", а получает лишь свое закономерное
развитие. Соответственно и психологическое
познание как совокупность идей и теорий,
как результат коллективного творчества
многих поколений исследователей в работах
конкретного ученого получает творческое,
порой оригинальное и новаторское, развитие
или более четкое концептуальное оформление.
Информация о работе Принципы историко-психологического исследования