Приемы запоминания информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:35, задача

Краткое описание

При всех мыслимых ухищрениях есть вещи, которые проще всего запомнить механически, зубрежкой. К ним ни в коем случае не относятся куски взаимосвязанной информации, и даже ряды не связанных друг с другом сведений (лучшим образцом которых является телефонная книга). К таким вещам относятся только одиночные элементы информации, которые невозможно увязать в систему с другими, вам уже известными (например, отдельный телефон или пароль). В этом случае остается зазубрить.

Файлы: 1 файл

приемы.docx

— 32.41 Кб (Скачать)

 Разумеется, чтобы  составить и выучить такой  список, надо попотеть. Вам придется  периодически менять и выкидывать  слова, чтобы образный ряд получился  как можно более ярким, четким  и безальтернативным. На всю  эту работу уходит обычно несколько  дней, а то и неделя. Но зато  результат будет служить вам  всю жизнь!

 Теперь самое  главное. Допустим, вам надлежит  выучить N относительно слабо  связанных друг с другом элементов  информации (например, сто телефонных  номеров), где N меньше либо равно  100. Каждый из этих элементов  свяжите ассоциацией с одним  из звеньев базового ряда. Ассоциации  должны быть столь же яркими, как и внутри самого этого  ряда. Для телефонов, например, едва  ли найдется лучший способ, чем  зримо представить себе номер  написанным на соответствующем  объекте как инвентарный, да  еще связать цифры номера (переведенные  в слова по уже известному  вам алгоритму, так же, как в  базовом ряду) с этим объектом  словесными и зрительными ассоциациями  по отдельности.

 Если важна последовательность  элементов (как в случае с  телефонами, размещаемыми в алфавитном  порядке имен владельцев), размещайте  их по базовому ряду последовательно.

 Отныне, если вам  надо припомнить любой из N элементов,  первым у вас в памяти всплывет "поплавок" — соответствующее  звено базового ряда, — а затем  он вытянет за собой и "рыбу" — весь нужный фрагмент информации, проассоциированный с ним. Если  этого не произошло, не печальтесь, а быстро скользите вдоль базового  ряда, отслеживая отходящие в  сторону ассоциации, т.е. проверяя  все "поплавки" подряд. Рано  или поздно, причем скорее рано, чем поздно (при небольшой тренировке 100-звенный ряд можно просмотреть  за полминуты -— мысль штука быстрая), вы наткнетесь на искомый фрагмент.

 Что же, однако, делать, если элементов информации  больше 100? Вообще-то такого практически  не бывает. Но если все же случилось, поступите просто: разделите эти N по любому осмысленному критерию на несколько списков, каждый из которых меньше 100, и каждым из них распорядитесь, как подсказывают вам совесть и настоящий раздел.

 На чем основан  описанный метод? (А именно он позволяет людям, наделенным так называемой чудо-памятью, воспроизводить чудовищные по объему ряды цифр, букв и т.п.) Очевидно, на том, что отсутствующая связь между элементами запоминаемого ряда искусственно подменяется отработанной заранее связью звеньев ряда базового, к каждому из которых пристегнут один из элементов искомого запоминаемого ряда. В нужную вам информацию как бы встраивается чужой скелет, которого ей самой недостает. Естественно, такой метод разумно применять только для бессистемной, хаотической, неорганизованной информации, наподобие того же списка телефонных номеров или статистических данных и списков царей. Если у информации есть собственный "скелет", зачем подменять его искусственным "новоделом"? В таком случае разумно применять предыдущие методы.

 Приведем несколько  случаев, где метод упорядоченных  ассоциаций может быть применен. 

 Фамилии и цифры  (точнее, списки фамилий и цифр) можно запоминать так же, как  описано выше.

 Если надо запомнить  как можно точнее беседу или  лекцию "на слух", свяжите ее  логические элементы со звеньями  базового ряда.

 Так же можно  готовиться к экзамену, учитывая, что материал, подлежащий выучиванию, обычно не представляет собой  единого внутренне взаимосвязанного  целого, а распадается на отдельные  логико-тематические блоки, поэтому  и в данном случае вышеописанный  метод может вас выручить.

Метод свободных ассоциаций

 Слова в базовом  списке — произвольно подобранные  и цифровой ряд не используется. Объединяет их сочиненный вами  на месте рассказ, переходящий  от одного к другому (в этом  рассказе они, стало быть, играют  роль ключевых слов). Самое главное,  чтобы этот рассказ был зримым, как видеофильм. Ну, допустим, первым  словом списка у вас оказался  пеликан, вторым -— крокодил. Тогда начало вашего "видеофильма", скорее всего, будет выглядеть так: пеликан кормит крокодила из своего подклювного мешка. Представив себе такую картинку, вы ее век не забудете.

 Дальнейшее —  как в предыдущем методе. Последовательно  изучаемые вами фрагменты информации  связываете с последовательными  элементами вашего базового списка (кадрами "видеофильма"). Связываете  опять-таки зрительными, хорошо  запоминающимися ассоциациями. Теперь  прогоняете весь ваш базовый  "видеофильм", делая от каждого  кадра по мостику только что  придуманной ассоциации шаг в  сторону к соответствующему фрагменту  информации, ради которой вы все  это затеяли. Повторите прогонку  несколько раз. Схвачено!

 При этом, чтобы "видеофильм" оказался наиболее запоминающимся и ярким, старайтесь учитывать при его мысленном создании следующие советы. Предметы надо как можно больше представлять в активном действии, характерном для данных предметов, либо в действии, прямо противоположном такому "обычному" действию. Те же требования предъявляются к ассоциациям, связывающим фрагменты информации с кадрами вашего "видеофильма".

Прием "МЫСЛЕННЫХ  КАРТИН"

 Старайтесь любую  информацию переводить в кодирующую  ее схематически картинку, можно  забавную. Этим приемом активно  пользовались в средние века, а затем и все составители  схем в школьных учебниках  (принцип наглядности). Связь картинки  с информацией может быть сколь  угодно метафорической (например, информационные  блоки могут представляться в  виде соединенных линиями геометрических  фигур, помеченных соответствующими  надписями и ярлычками). Важно  лишь, чтобы она была однозначно  читаема для вас. Связывайте  картинки в большие грозди  зрительными ассоциациями.

 Чтобы применять  прием эффективно, нужно научиться  хорошо воображать себе картинки (если вы не умеете этого делать). Прекрасный способ тренировки — представлять себе бытовые сценки, предметы, движущийся экран компьютерной игры, создавать и просматривать "мысленный мультфильм".

Запоминание имен

 Рекомендуемый  способ: только наизусть, "напевной" механической зубрежкой. С данным  лицом надо ассоциировать не  только имя, но и музыкальный  аккорд, на который оно ложится. "Зубрить" имя надо, повторяя про себя и вслух, не менее 20 сек. "Гроздья" и ряды имен запоминаются проще, чем те же имена вразбивку, за счет эффекта сцепления.

Упражнение для  развития слуховой памяти

 По дороге старайтесь  схватить на слух, удержать в  голове и запомнить случайные  отрывки чужих разговоров; старайтесь  хранить в голове такое увеличивающееся  в течение дня досье весь  этот и следующий день. Вы убедитесь,  что вскоре научитесь удерживать  в памяти на редкость много  не связанных по смыслу фраз  одновременно.

 Всюду, где это возможно, старайтесь различать людей по голосу и по шагам и корректировать ваши определения.

 Учите наизусть  стихи и мотивы, проговаривая  и напевая их (самый эффективный  и приятный прием!).

 Потренируйтесь  на лекциях, слушая и внимательно  запоминая их. Раз уж судьба  предоставила вам как студенту  такую возможность, не пренебрегайте  ею даром, а воспользуйтесь  этим способом как тренажером.

 Проговаривайте  вслух прозаический текст как  можно более сухого содержания  и учите его. В первый день  проговорите и выучите наизусть  одну строчку, на другой —  добавьте следующую и повторите  обе, и так до больших объемов.  Именно так, кстати, заучивали  с голоса тексты эпические  певцы. Вот и для вас самое важное здесь — учить именно с собственного голоса, а не с текста. Для этого достаточно сконцентрировать внимание на том, что вы слышите, а не на том, что видите. В крайнем случае, можно попросить кого-нибудь ежедневно читать вам по строке.

Упражнения для  развития зрительной памяти

 Совсем очевидное  дело: разглядывайте картинки и  тренируйтесь, запоминая и воспроизводя  их мысленно с последующей автокорректировкой и идя при этом от простых картинок к сложным, от длительного рассматривания — к мгновенному взгляду и от неточного воспроизведения — к точному.

 В качестве таких  картинок используйте изображения,  знание которых вам пригодится  независимо от тренировок: схемы  устройств, предметы искусства,  географические карты и т.д.

 Помните, что  зрительная память очень важна  для восприятия любой информации: часто мы помним нужный нам  смысл только потому, что нам  зримо представляется та страница, тот ее угол и те печатные  или рукописные строчки, коими  этот смысл был запечатлен.

Также есть ряд специальных  принципов и методов, которые  помогут вам запомнить и рассортировать информацию. Остановимся на наиболее интересных:

Принцип семерки: если в материале более семи частей, блоков – он плохо усваивается. Чтобы  облегчить усвоения материала, его  разбивают на главы, параграфы и  абзацы.

Принцип оптимального режима: 40-50 минут работы и 10-15 минут перерыва.

Метод мысленного воспроизведения  обстановки: мысленно вспомнить место, звучащую тогда музыку, освещение.

Тонизирующий прием: если информация плохо запоминается, нужно попробовать повторять  ее на разный лад – нараспев, громче, тише, с необычным акцентом. Все  это тонизирует память.

 Метод сокращения

Использование базовых  понятий: если вывести и запомнить  основные понятия, можно по ним восстановить весь текст.

Литературный прием + уплотнение материала: выписываем и  запоминаем начальные буквы слов, их сокращения, вмещаем предложение  в пару слов. Сразу вспоминаем институт и конспекты… кто их вел, конечно.

Блочный прием: составляем блок-схему.

 Метод цепи

Прием “крючка”: надо связать уже имеющуюся информацию с новой с помощью “крючка” – по смыслу, созвучию, цвету, внешнему виду.

“Город знаний”: для  хранения разнородной информации можно  “выстроить” целый город –  вспоминая, мы мысленно путешествуем по нему.

Смысловое “дерево”: основная мысль – ствол дерева, а от него отходят основные ветви-идеи (не больше семи), затем идут “веточки”, также послушные принципу семерки.

 Логический метод

Поиск закономерностей: найти в запоминаемом материале  какие-либо закономерности – смысловые, числовые, ритмические.

Использование аналогий: найти, на что похож объект.

Прием логического  вывода: логическая связь объекта  с известной информацией.

 Метод художественного оформления

Картинное изображение  материала: стараемся нарисовать зрительный образ того, о чем речь.

Эмпатия: человек мысленно перевоплощается в объект запоминания.

“Улыбка”: ищите в  материале что-то веселое. Можно  найти шутливое сравнение, смешно связать  элементы материала.

Способ 1. Рифма, ритм

Запоминаете с легкостью  песни и стихи? Значит, зарифмуйте необходимую вам информацию:

- запомнить телефонный  номер 663-15-14:

"Шесть шесть  три один пять один четыре

Я все помню в  целом мире"

- задайте ритм, любой,  который придет вам в голову.

Эти рифмы не должны быть полны смысла как "Ода" Некрасова, это просто слова и мотив для запоминания.

Способ 2. Гиперболизация, искажение действительности. Связывание расположения предметов и любых  необычностей

Любите детские  сказки и мультики, предпочитаете  фантастические рассказы? Создайте свою историю из слов, которые необходимо запомнить:

- запомнить слова  кастрюля-стул-ванная-ножницы-очки

"Большая 10-ти  литровая кастрюля и стильный  деревянный стул в модных очках  на всю спинку являются почетными  гостями на открытии новой  ванной комнаты и с удовольствием,  под всплеск оваций, разрезают ножницами красную ленту".

Театр абсурда - подумаете  Вы. Зато запоминаемо!

Способ 3.Связывание запоминаемой информации с самим предметом или образом.

Не можете запомнить  фамилию и имя человека, хотя прекрасно  помните его в лицо? "Зашел  незнакомый мужчина, принес вам розы - фамилия Розанов". Где связка? Догадались??

Нужно запомнить бессмысленный  набор букв и слогов - дайте им свое понимание, наполните смыслом:

"Ресторан "Куросава" - Сава сел поесть курицу"

Способ 4. Способ пространственного воображения (Метод Цицерона)

Делая доклад, не можете сосредоточиться на мысли? Потренируйтесь дома на обстановке.

"Политический деятель  Древнего Рима Цицерон прибегал  к воображаемому связыванию конкретной ситуации из доклада с одним из предметов в обстановке своего дома, более-менее схожим с предметами в зале Римского Сената. Переводя взгляд с одного на другой предмет, вспоминал, о чем еще должна пойти речь в докладе и мог разговаривать часами".

Информация о работе Приемы запоминания информации