Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:35, задача
При всех мыслимых ухищрениях есть вещи, которые проще всего запомнить механически, зубрежкой. К ним ни в коем случае не относятся куски взаимосвязанной информации, и даже ряды не связанных друг с другом сведений (лучшим образцом которых является телефонная книга). К таким вещам относятся только одиночные элементы информации, которые невозможно увязать в систему с другими, вам уже известными (например, отдельный телефон или пароль). В этом случае остается зазубрить.
Разумеется, чтобы
составить и выучить такой
список, надо попотеть. Вам придется
периодически менять и
Теперь самое
главное. Допустим, вам надлежит
выучить N относительно слабо
связанных друг с другом
Если важна
Отныне, если вам
надо припомнить любой из N элементов,
первым у вас в памяти всплывет
"поплавок" — соответствующее
звено базового ряда, — а затем
он вытянет за собой и "рыбу"
— весь нужный фрагмент
Что же, однако, делать, если элементов информации больше 100? Вообще-то такого практически не бывает. Но если все же случилось, поступите просто: разделите эти N по любому осмысленному критерию на несколько списков, каждый из которых меньше 100, и каждым из них распорядитесь, как подсказывают вам совесть и настоящий раздел.
На чем основан описанный метод? (А именно он позволяет людям, наделенным так называемой чудо-памятью, воспроизводить чудовищные по объему ряды цифр, букв и т.п.) Очевидно, на том, что отсутствующая связь между элементами запоминаемого ряда искусственно подменяется отработанной заранее связью звеньев ряда базового, к каждому из которых пристегнут один из элементов искомого запоминаемого ряда. В нужную вам информацию как бы встраивается чужой скелет, которого ей самой недостает. Естественно, такой метод разумно применять только для бессистемной, хаотической, неорганизованной информации, наподобие того же списка телефонных номеров или статистических данных и списков царей. Если у информации есть собственный "скелет", зачем подменять его искусственным "новоделом"? В таком случае разумно применять предыдущие методы.
Приведем несколько
случаев, где метод
Фамилии и цифры (точнее, списки фамилий и цифр) можно запоминать так же, как описано выше.
Если надо запомнить
как можно точнее беседу или
лекцию "на слух", свяжите ее
логические элементы со
Так же можно
готовиться к экзамену, учитывая,
что материал, подлежащий выучиванию,
обычно не представляет собой
единого внутренне
Метод свободных ассоциаций
Слова в базовом
списке — произвольно
Дальнейшее —
как в предыдущем методе. Последовательно
изучаемые вами фрагменты
При этом, чтобы "видеофильм" оказался наиболее запоминающимся и ярким, старайтесь учитывать при его мысленном создании следующие советы. Предметы надо как можно больше представлять в активном действии, характерном для данных предметов, либо в действии, прямо противоположном такому "обычному" действию. Те же требования предъявляются к ассоциациям, связывающим фрагменты информации с кадрами вашего "видеофильма".
Прием "МЫСЛЕННЫХ КАРТИН"
Старайтесь любую
информацию переводить в
Чтобы применять прием эффективно, нужно научиться хорошо воображать себе картинки (если вы не умеете этого делать). Прекрасный способ тренировки — представлять себе бытовые сценки, предметы, движущийся экран компьютерной игры, создавать и просматривать "мысленный мультфильм".
Запоминание имен
Рекомендуемый
способ: только наизусть, "напевной"
механической зубрежкой. С
Упражнение для развития слуховой памяти
По дороге старайтесь
схватить на слух, удержать в
голове и запомнить случайные
отрывки чужих разговоров; старайтесь
хранить в голове такое
Всюду, где это возможно, старайтесь различать людей по голосу и по шагам и корректировать ваши определения.
Учите наизусть стихи и мотивы, проговаривая и напевая их (самый эффективный и приятный прием!).
Потренируйтесь
на лекциях, слушая и
Проговаривайте
вслух прозаический текст как
можно более сухого содержания
и учите его. В первый день
проговорите и выучите
Упражнения для развития зрительной памяти
Совсем очевидное дело: разглядывайте картинки и тренируйтесь, запоминая и воспроизводя их мысленно с последующей автокорректировкой и идя при этом от простых картинок к сложным, от длительного рассматривания — к мгновенному взгляду и от неточного воспроизведения — к точному.
В качестве таких
картинок используйте
Помните, что
зрительная память очень важна
для восприятия любой
Также есть ряд специальных
принципов и методов, которые
помогут вам запомнить и
Принцип семерки: если в материале более семи частей, блоков – он плохо усваивается. Чтобы облегчить усвоения материала, его разбивают на главы, параграфы и абзацы.
Принцип оптимального режима: 40-50 минут работы и 10-15 минут перерыва.
Метод мысленного воспроизведения обстановки: мысленно вспомнить место, звучащую тогда музыку, освещение.
Тонизирующий прием: если информация плохо запоминается, нужно попробовать повторять ее на разный лад – нараспев, громче, тише, с необычным акцентом. Все это тонизирует память.
Метод сокращения
Использование базовых понятий: если вывести и запомнить основные понятия, можно по ним восстановить весь текст.
Литературный прием + уплотнение материала: выписываем и запоминаем начальные буквы слов, их сокращения, вмещаем предложение в пару слов. Сразу вспоминаем институт и конспекты… кто их вел, конечно.
Блочный прием: составляем блок-схему.
Метод цепи
Прием “крючка”: надо
связать уже имеющуюся
“Город знаний”: для хранения разнородной информации можно “выстроить” целый город – вспоминая, мы мысленно путешествуем по нему.
Смысловое “дерево”: основная мысль – ствол дерева, а от него отходят основные ветви-идеи (не больше семи), затем идут “веточки”, также послушные принципу семерки.
Логический метод
Поиск закономерностей: найти в запоминаемом материале какие-либо закономерности – смысловые, числовые, ритмические.
Использование аналогий: найти, на что похож объект.
Прием логического вывода: логическая связь объекта с известной информацией.
Метод художественного оформления
Картинное изображение материала: стараемся нарисовать зрительный образ того, о чем речь.
Эмпатия: человек мысленно перевоплощается в объект запоминания.
“Улыбка”: ищите в материале что-то веселое. Можно найти шутливое сравнение, смешно связать элементы материала.
Способ 1. Рифма, ритм
Запоминаете с легкостью песни и стихи? Значит, зарифмуйте необходимую вам информацию:
- запомнить телефонный номер 663-15-14:
"Шесть шесть три один пять один четыре
Я все помню в целом мире"
- задайте ритм, любой, который придет вам в голову.
Эти рифмы не должны быть полны смысла как "Ода" Некрасова, это просто слова и мотив для запоминания.
Способ 2. Гиперболизация, искажение действительности. Связывание расположения предметов и любых необычностей
Любите детские сказки и мультики, предпочитаете фантастические рассказы? Создайте свою историю из слов, которые необходимо запомнить:
- запомнить слова
кастрюля-стул-ванная-ножницы-
"Большая 10-ти
литровая кастрюля и стильный
деревянный стул в модных
Театр абсурда - подумаете Вы. Зато запоминаемо!
Способ 3.Связывание запоминаемой информации с самим предметом или образом.
Не можете запомнить фамилию и имя человека, хотя прекрасно помните его в лицо? "Зашел незнакомый мужчина, принес вам розы - фамилия Розанов". Где связка? Догадались??
Нужно запомнить бессмысленный набор букв и слогов - дайте им свое понимание, наполните смыслом:
"Ресторан "Куросава" - Сава сел поесть курицу"
Способ 4. Способ пространственного воображения (Метод Цицерона)
Делая доклад, не можете сосредоточиться на мысли? Потренируйтесь дома на обстановке.
"Политический деятель
Древнего Рима Цицерон