Причины расстройств привязанности у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:52, контрольная работа

Краткое описание

Нарушение привязанности может оказать влияние не только на социальные контакты ребенка – развитие совести, чувства собственного достоинства, способности к эмпатии (то есть способности понимать чувства других людей, сочувствовать другим), но может вносить свой вклад и в задержку эмоционального, социального, физического и умственного развития ребенка.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Формирование привязанности у детей…………………………………… 4
2. Формирование детско-родительской привязанности, стадии развития…4-5
3. Психологические проявления и последствия нарушения привязанности…5-6
4. Причины расстройств привязанности у детей…………………………… 6-10
5. Пути преодоления указанных нарушений………………………………. 10-12
Заключение…………………………………………………………………… 13
Список используемой литературы………………………………………….. 14

Файлы: 1 файл

готовая.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

 

С этой точки зрения большинство  родителей неправильно ведут  себя в ситуации, когда ребенок  что-то проливает, роняет еду и т.п. Что пытается сделать в такой ситуации маленький ребенок? Он пытается убрать последствия своего поступка – чем-то вытереть, прикрыть, в меру своих возможностей. Что делают в этой ситуации большинство родителей? Они говорят (или кричат) ребенку: «Не трогай, я сама уберу» и убирают. В результате ребенок вместо того, чтобы учиться отвечать за свои поступки, учится тому, что нужно замереть и предоставить маме возможность что-то с этим сделать. Более правильным для дальнейшего развития ребенка, для формирования у него адекватного отношения к родителям, а в дальнейшем и к миру, было бы помочь ребенку справиться с последствиями его поведения (то есть в предложенном примере – убрать разлитую еду вместе с ним). Главное, предупреждая ребенка о последствиях его поведения, быть с ним честным и действительно выполнять свои обещания. Если вы сказали, что все неубранные игрушки будете выкидывать, их нужно именно выкинуть, а не спрятать, дети очень хорошо чувствуют фальшь. Поэтому подумайте, готовы ли вы выполнить то о чем говорите? Если вы запретите ребенку в качестве наказания смотреть мультики и играть на компьютере, а вам нужно доделать срочную работу, уверены ли вы, что сможете закончить работу, что ребенок не будет просить вас поиграть с ним?

Еще один важный момент для наказания ребенка – реалистичность названного времени. Наказать ребенка в возрасте 1 – 2 лет на неделю лишением чего-то бессмысленно. Он забудет через час, за что его наказали, и не осознает, что такое неделя и какова ее продолжительность.

 

Формирование доверия  к миру.

 

Основные моменты поведения, которые  помогают формированию положительных  взаимоотношений между взрослым и ребенком:

•  всегда говорить с ребенком спокойно, с нежными интонациями;

•  всегда смотреть ребенку в  глаза, а если он отворачивается, попробовать придержать так, чтобы взгляд был направлен на вас;

•  всегда удовлетворять нужды  ребенка, а если это невозможно, спокойно объяснить, почему;

•  всегда подходить к ребенку, когда он плачет, выяснять причину.

 

Привязанность развивается при помощи прикосновений, взгляда глаза в глаза, совместных движений, разговора, взаимодействия, совместных игр и еды.

Ребенку необходимо время, чтобы понять чего можно ожидать от взрослых и  выработать способы позитивного  взаимодействия с ними.

 

Игротерапия (проигрывание различных ситуаций с игрушками).

 

Этот метод хорош тем, что он, с одной стороны, позволяет детям «проигрывать» темы, волнующие их, в безопасной форме, а, с другой стороны, позволяет взрослому подсказать им решение проблемы, которое возможно они не видят сами. Основу метода составляет идея о том, что ребенок, играя какие-то роли в играх, в том числе в играх с игрушками, проецирует свои страхи, проблемы, да и представления об окружающем мире в целом, на тот персонаж, которого играет.

Важно:  не навязывать ребенку каких-либо игровых ситуаций

 

Арттерапия (рисуночная терапия).

 

Этот еще один универсальный  метод, который позволяет обсуждать  с ребенком многие проблемные темы.

Так же как и в играх, важно  обращать внимание на то, меняется ли сюжет и способ выражения проблемных тем. Не является ли это рисование механическим, навязчивым повторением проблемной ситуации. Причем изменение может сначала быть не слишком явным – это может быть изменение в размерах персонажей, в цветовой гамме и т.д. Важным критерием является изменение цвета рисунка от более темных к более светлым, размеров персонажей – появление доминирования позитивного персонажа. Полезным является составление рассказов по рисункам, сделанным ребенком.

 

Сказкотерапия (сочинение  терапевтических историй).

 

Рассказы, а в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством  общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение  на протяжении многих веков. В сказках  поднимаются важные для детского мировоззрения проблемы. Например, в «Золушке» – соперничество между сестрами; в сказке о «Гензеле и Гретель» – боязнь быть покинутым; в «Мальчик с пальчик» - проблема беззащитности; «Каждый должен быть кому-нибудь нужен» Е.Г. Каргановой (мультфильм «Без этого нельзя» Союзмультфильм 1971 г.) – о необходимости привязанности и т.д. В сказках рассказывается о том, что есть добро и зло, о противостоянии между ними, о страхах и несправедливости, но главное – в них показывается возможность справиться, казалось бы, с безвыходными ситуациями.

Сказки позволяют ребенку в  комфортном виде воспринять свои трудности  и научиться бороться с ними действенным  способом. Важно то, что сказки воспринимаются ребенком гораздо лучше, чем просто разговор на беспокоящую их тему, поскольку не являются нотацией, детей ни в чем не обвиняют, не заставляют говорить о своих проблемах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В завершении хочется отметить, что  большинство проблем, связанных  с формированием привязанности у ребенка – преодолимы, и преодоление их зависит в первую очередь от родителей.

В формировании привязанности, восстановлении базового доверия важна последовательность подходов родителей. Если к ребенку, когда он ночью заплачет один раз  подошли, а на следующий раз, решив, что он уже большой, не стали подходить – это породит только еще большее недоверие к миру. Не так уж важно в конечном итоге, чьими рекомендациями руководствуются родители (если они, конечно, не противоречат здравому смыслу) – Б. Спока, Серз, популярных журналов, опыта бабушек – важна последовательность и уверенность в том, что вы ведете себя правильно. Не менее важна и согласованность в действиях и подходах к воспитанию родителей. Если что-то нельзя, то это нельзя независимо от того, кто в данный момент рядом с ребенком.

Чрезвычайная зависимость ребенка  от матери в некоторых случаях  является результатом повеления  самой матери, которая чрезмерно  опекает ребенка, не отпуская его  от себя и практически не предоставляя ему возможности действовать  или принимать какие-либо решения самостоятельно.

Детям очень важно иметь возможность  структурировать свои отношения  с окружающим миром и достаточно четкие и понятные правила, устанавливаемые  родителями, им в этом помогают. И  еще раз, возвращаясь к теме семейных правил, необходимо сформулировать некое метаправило – «как принимаются в семье решения, связанные с воспитанием и развитием ребенка». Это не обязательно должно быть универсальное правило на все случаи жизни – во многих семьях, например, «разделены сферы влияния» – вопросы лечения, воспитания и повседневных проблем решаются мамой, а выбор учебного заведения и другие вопросы, связанные с образованием, решаются папой. Или «все решения принимаются совместно, но не оспариваются при ребенке». Такое метаправило может быть сформулировано по-разному, но для появления у ребенка ощущения стабильности нежелательно, чтобы ребенок усваивал схему «мама не разрешила – пойду к папе, папа не разрешает – пойду к маме».

 

Каким же образом привязанность  влияет на поведение человека в будущем? В процессе формирования того или иного типа привязанности к родителям у ребенка развиваются так называемые «внешние рабочие мод ели себя и других люд ей». В дальнейшем они используются для интерпретации происходящих событий и выработки ответной реакции. Внимательное и чувствительное отношение к ребенку убеждает его, что другие люди являются надежными партнерами (позитивная рабочая модель окружающих). Неадекватный родительский уход приводит ребенка к мысли, что окружающие ненадежны, и он не доверяет им (отрицательная рабочая модель других). Кроме того, у ребенка формируется «рабочая модель себя». От ее «позитивности» или «негативности» зависит в будущем уровень самостоятельности ребенка и уважения к самому себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

    1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. — М.: Смысл, 2003.
    2. Боулби Джон. Привязанность: Пер. с англ. – М.: Гардарики, 2003.
    3. Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический проект, 2004.
    4. Дьяченко О.М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям. - М.: Чистые пруды,2007.
    5. Психология детства. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: "прайм-ЕВРО-ЗНАК", 2003.
    6. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
    7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М.: Высшее образ.; МГППУ,2006.
    8. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.



Информация о работе Причины расстройств привязанности у детей