Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:26, доклад
Л.М. Веккер рассматривает представления как вторичные образы, т.е. следующий шаг при движении первичных (сенсорно-перцептивных) образов к образам вторичным, извлеченным из памяти. Вторичные образы воспроизводят прошлые первичные образы и тем самым отображают объекты, в данный момент не воздействующие на рецепторы анализатора.
Представления
как вторичные образы.
Л.М. Веккер рассматривает представления как вторичные образы, т.е. следующий шаг при движении первичных (сенсорно-перцептивных) образов к образам вторичным, извлеченным из памяти. Вторичные образы воспроизводят прошлые первичные образы и тем самым отображают объекты, в данный момент не воздействующие на рецепторы анализатора.
Этот переход диктуется
как всей логикой предшествующего
анализа, так и местоположением
вторичных образов в системе
психических процессов. Представления
есть необходимое посредствующее звено,
составляющее «специфически человеческий»
уровень психической
Уже само рассмотрение такого важнейшего свойства первичных образов, как обобщенность, которая не случайно завершает перечень эмпирических характеристик перцепта, обусловило постановку вопроса о необходимости взаимосвязи между восприятием и памятью.
Поскольку обобщенность образа выражает отнесенность отображаемого в нем объекта к определенному классу, а класс не может быть содержанием актуального (т.е. в данный момент совершающегося) отражения, обязательным посредствующим звеном здесь является включенность аперцепции, т.е. образов, сформированных в результате прошлого опыта и воплощенных в тех извлекаемых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый актуальный перцепт.
Такие эталоны, по Л.М. Веккеру, и есть вторичные образы, или представления, аккумулирующие в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов» и тем самым обеспечивается возможность перехода от перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородных по той или иной совокупности своих признаков.
Исследование вторичных
образов сталкивается с существенными
трудностями как при описании
их основных эмпирических характеристик,
так и на этапе теоретического
поиска соответствующих
Поэтому вследствие отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию, «летучей» структурой. В качестве необходимой эмпирической базы теоретического осмысления эмпирических характеристик вторичных образов Л.М. Веккер предложил выделять их первичные и производные свойства.
К пространственным компонентам он относит панорамность, взаимообособление фигуры и фона, выпадение абсолютных величин и преобразование геометрической формы в топологическую схему.