Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:59, реферат
Говорили, что игры наитеснейшим образом связаны с фантазией. Отнесение фантазии к эмоциональной сфере еще раз обращает наше внимание на то, что игры так же развивается под эгидой этого элемента нашей психики. Игры в их внутреннем течении, независимо от биологической функции, внешне благоприятствующей их развитию, – и служат задачам эмоциональной жизни ребенка: в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих задач и вопросов. Фабула в игре составляет не случайный момент, а является душой игры, ее психическим сосредоточением, потому что в фабуле раскрывается и осознается то или иное чувство. Телесные процессы, служащие задаче телесного выражения чувства, подчинены его директивам, одушевлены его огнем. Игра означает и выявляет психическую установку и кладет, поэтому свою печать на всю психическую жизнь: только здесь и получает свой настоящий смыл понятие “сферы игры”, которое ввел Грос.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Понятие о фантазии ребенка…………………………………………………..4
2.Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых………………………….5
2.1.Фантазия и игра……………………………………………………………..5
2.1.Мечта…………………………………………………………………………5
3.Функции фантазии в игре детей………………………………………………..6
4.Психологическая сущность фантазии…………………………………………7
5.Фантазия как механизм развертывания психических процессов у детей и взрослых……………………………………………………………………………9
6.Фантазия в научном и художественном творчестве………………………….16
7.Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие о фантазии ребенка…………………………………………………..4
2.Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых………………………….5
2.1.Фантазия и игра……………………………………………………………..5
2.1.Мечта………………………………………………………
3.Функции фантазии в игре детей………………………………………………..6
4.Психологическая сущность фантазии…………………………………………7
5.Фантазия
как механизм развертывания психических
процессов у детей и взрослых…………………………………………………………
6.Фантазия в научном и художественном творчестве………………………….16
7.Заключение………………………………………………
Список
использованной литературы
Введение
Говорили, что игры наитеснейшим образом связаны с фантазией. Отнесение фантазии к эмоциональной сфере еще раз обращает наше внимание на то, что игры так же развивается под эгидой этого элемента нашей психики. Игры в их внутреннем течении, независимо от биологической функции, внешне благоприятствующей их развитию, – и служат задачам эмоциональной жизни ребенка: в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих задач и вопросов. Фабула в игре составляет не случайный момент, а является душой игры, ее психическим сосредоточением, потому что в фабуле раскрывается и осознается то или иное чувство. Телесные процессы, служащие задаче телесного выражения чувства, подчинены его директивам, одушевлены его огнем. Игра означает и выявляет психическую установку и кладет, поэтому свою печать на всю психическую жизнь: только здесь и получает свой настоящий смыл понятие “сферы игры”, которое ввел Грос.
К. Грос обращает внимание на то, что наблюдения за играми детей и молодых животных приводят к мысли о том, что все игры служат средством упражнения различных физических и психических сил, органов движения, зрения, наблюдательности, внимания, да и самого мышления. Одним словом, игры детей выполняют подготовительную функцию, они предшествуют выполнению серьезных жизненно важных ролей в жизни. Д.Б. Эльконин обращает внимание на социальное содержание этой подготовки, подробно анализируя ролевую игру, как основу всех игр ребенка. Оба они согласны с тем, что игры служат развитию всех сил ребенка. Бесцельные внешне игры являются в высшей степени целесообразными. Грос справедливо характеризует свою теорию игры как телеологическую (основанную на цели).
Игра
как форма активности занимает в
жизни ребенка центральное
Понятие о фантазии ребенка
Фантазия - важное условие нормального развития личности ребенка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей. В дошкольном возрасте фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Правильные, адекватные представления об окружающем утверждаются в сознании ребенка, будучи пропущены сквозь призму воображения. В этом отношении весьма показательные так называемые перевертыши, к которым испытывают тяготения все дети. Перевертыши есть продукт воображения детей, конструируемый, как и другие образы фантазии, с помощью перестановки элементов, из которых складывается привычный образ, под влиянием потребности в эмоциональном комическом эффекте. Важно, что рядом с этим заведомым искажением действительности, которое представляют собой перевертыши, существует как эталон правильное представление о мире опровергающее эти нелепицы и с их помощью еще прочнее утверждающееся. Неправильная фантастическая координация вещей(«Красная шапочка скушала волка»)способствует осознанию закономерных связей между предметами и становится надежным в познавательной деятельности ребенка.
О том, что фантастический образ является для ребенка средством познания и усвоения общественного опыта, свидетельствуют многочисленные психологические данные .А.П Чехов в рассказе «Дома» показывает, как мало подействовали на семилетнего мальчика назидательные поучения о вреде курения и какой неожиданный эффект произвела незамысловатая сказочка о смерти царевича, имевшего привычку курить. Эмоциональный насыщенный образ фантазии оказал сильное впечатление на мальчика: «он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом: «Не буду я больше курить….».Воображение дает ребенку возможность осваивать окружающий мир в игре, взрослый преобразует его в активном творчестве.
Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых
Дошкольное детство, первые годы обучения в школе, когда ведущей деятельностью ребенка остается игра, характеризуется бурным развитием процессов воображения.
Необходимый элемент игры-воображаемая ситуация ,вводимая при помощи слов «как будто»,-представляет свободное, нестесняемое правилами логики и требованиями правдоподобия преобразование накопленного ребенком запаса представлений. Образ фантазии здесь выступает как программа игровой деятельности- воображая себя космонавтом, малыш строит соответственное свое поведение и поведение играющих с ним сверсников: прощается с «близкими», отдает рапорт «главному конструктору», изображает ракету на старте и одновременно себя в ракете. Дающие богатую пищу воображению ролевые игры позволяют ребенку углублять и закреплять ценные качества личности (смелось,решительность) сопоставляя свое и чужое поведение в воображаемой ситуации с поведение представляемого реального персонажа, ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения.
Воображение,
имеющее исключительно важное значение
для осуществления и организации деятельности,
само формируется в различных видах деятельности
и затухает, когда ребенок престает действовать.
На протяжении дошкольного детства происходит
постепенное превращение воображения
ребенка из деятельности, которая нуждается
во внешней опоре(прежде всего на игрушки),в
самостоятельную внутреннюю деятельность,
позволяющую осуществлять элементарное
словесное и художественное творчество.
Воображение ребенка развивается в связи
с усвоением речи, а следовательно, в процессе
общения со взрослыми людьми. Речь позволяет
детям представлять предметы, которые
они никогда до этого не видели. Показательно,
что задержки в речевом развитии сказываются
и на развитии воображения и ведут к его
отставанию, обеднению.
1.2 Мечта
Как было сказано, в творческую деятельность включена фантазия. Однако далеко не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях человека. Нередко этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности ,заключающейся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Такие образы желаемого будущего называют мечтой.
Мечта-необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть овеществленная, осуществленная человеческая мечта.
Велика,
но не всегда заметна роль фантазии в практической
производственной деятельности людей.
В любой, даже самом обычном предмете (авторучка,
циркуле и т.д) можно увидеть опредмеченную,
воплощенную мечту многих поколений людей,
испытавших настоятельную потребность
именно в таких вещах. Чем длиннее история
вещи, чем больше она изменялась, тем большее
число человеческих мечтаний в ней запечатлено.
Осуществленная мечта вызывает новую
потребность, а новая потребность порождает
новую мечту.
Функции фантазии в игре детей
Способность варьировать объект игры при помощи фантазии, дает ребенку чувство власти над предметом игры, развивает вкус к свободной с творческой деятельности, создает новые стимулы к активности. Пока еще детство не закончено, игры имеют это психическое действие, имеют эту функцию. Отсюда формула, которую в свое время выдвинул Грос: мы не потому играем, что мы дети, но для того дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства. Участие фантазии в построение объекта игры обуславливает психическую действенность игры, стимулирующуюю ее силу.
Следуя Гросу, можно сказать, что пока еще длятся игры, детство не кончилось; вся психология детства как бы определяется тем, чтобы сделать возможной игру. Соотношение психических сил, своеобразие детства имеют свой корень в том, что основной формой активности являются игры с тем своеобразным и органичным сплетением реального и воображаемого, конечно, игра, будучи центральным фактором в жизни ребенка, имеет огромное влияние на все стороны жизни ребенка, в том числе и на интеллект. Но функции игры заключаются совсем не в познании окружающей действительности – хотя они служат и этому, – а в том, чтобы придать активности ребенка такую форму, чтобы не уводя от реальности, ослабить прямое взаимодействие с ней путем введения работы фантазии.
Биологические задачи игры разрешимы благодаря детской фантазии, работа которой пересоздает объект, с другой стороны открывает простор для всех дремлющих сил в ребенке. Но здесь возникает вопрос: почему же детская фантазия так сильна, почему она так психически необходима и почему эта способность преимущественно развивается у ребенка?
Психологическая сущность фантазии
Согласно
традиционному пониманию, сложившемуся
в психологии к началу нашего столетия,
фантазия – это способность создавать
новые образы (а так же воспроизводить
образы, сохраняющиеся в памяти).
Создание новых образов характеризует
творческую или продуктивную фантазию,
воспроизведение прежних –
В романтической эстетике фантазия трактовалась как высшая духовная функция в силу того, что она связана с искусством, которое для романтиков не только не было ниже науки, но стояло выше ее по глубине и непосредственности проникновения в тайны действительности.
Современная психология в исследовании фантазии исходит из идей Рибо, Майера, Мейнонга и др., утверждавших, что образы составляют не цель, а средство в работе фантазии, такой подход решительно отходит от интеллектуального понимания фантазии, т.к. ее интеллектуальная сторона рассматривается как вторичная. Основная же функция фантазии и ее основы – воображения заключается в обслуживании эмоциональной сферы: это второе положение теории фантазии развивает первое, чтобы понять самую функцию фантазии, ее в развитии эмоциональной жизни, необходимо иметь в виду основной закон эмоциональной сферы, который может быть сформулирован как закон двойного выражения чувств. Согласно этому закону, всякое чувство ищет своего выражения как в телесной, так и в психической сфере: оба эти выражения чувства взаимно независимы и неустранимы, подавление одного из них влечет за собой ослабление чувства вообще. Что касается телесного выражения чувства следует разуметь ту психическую работу, которая непосредственно примыкает к переживанию чувства и смысл которой заключается в том, чтобы сделать более ясным содержание чувства и тем закрепит его в системе душевной жизни. Это осуществляется благодаря образам, которые всплывают в сознании и которые служат средством психического выражения чувства. Чувства, которые не могут найти для себя “удачного” психического выражения в образе, остаются как бы неосознанными – как бы проходя сквозь душу и не оставляя в ней никакого следа. Это особенно хорошо может быть показано на судьбе высших чувств, где такие случаи особенно часты: неосознанное, “невыраженное” чувство, в котором мы как бы стояли на пороге какого-то откровения, уходит. Но если чувство находит свое выражение в образе, то этот образ становится столько же средством “уяснения”, интеллектуализации чувства, сколько средством психического влияния на личность. Таким образом, работу фантазии можно назвать “эмоциональным мышлением”, которое может быть противопоставлено познавательному мышлению. Если познавательное мышление перерабатывает материал восприятии в мысли, из которых складывается “истина” или правильное знание, то фантазия, перерабатывая материал эмоционального опыта, способствует или нацелена на усвоение и выражение идеалов. Этот понимание фантазии позволяет глубже проникнуть в природу и сущность фантазийных форм, как неотъемлемого элемента игровой деятельности, как у детей, так и у взрослых.