Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 10:25, реферат
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей.
Введение
Понятие о представлении, механизмы возникновения представлений
Основные характеристики представлений
Функции представлений
Классификация и виды представлений
Операции представлений
Понятие о воображении, механизмы процесса воображения
Физиологические основы воображения
Роль воображения в жизни человека
Виды воображения
Операции воображения
Воображение и творчество
Заключение
Литература
С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения.
Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому[2,с.290].
Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями.
Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.
Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка[2,с.291].
Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта.
Акцентирование
заключается в подчеркивании наиболее
существенных, типичных признаков образа.
Как правило, этот способ используется
при создании художественных образов[2,с.292].
Воображение и творчество
Воображение - важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие[1,с.187].
Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.
Несмотря
на кажущуюся легкость, произвольность,
непредсказуемость возникающих образов,
творческое преобразование действительности
в воображении подчиняется своим законам
и осуществляется определенными способами.
Новые представления возникают на основе
того, что уже было в сознании, благодаря
операциям анализа и синтеза. В конечном
счете, процессы воображения состоят в
мысленном разложении исходных представлений
на составные части (анализ) и последующем
их соединении в новых сочетаниях (синтез),
т. е. носят аналитико-синтетический характер.
Следовательно, творческий процесс опирается
на те же механизмы, которые задействованы
и при формировании обычных образов воображения[2,с.296].
Заключение
Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.
Следует
отметить, что воздействие животного на
внешнюю среду и изменение внешней среды
человеком имеют принципиальные различия.
В отличие от животного человек оказывает
воздействие на среду планомерно, направляя
свои усилия к заранее поставленной цели.
Такой характер изменения действительности
в процессе труда предполагает предварительное
представление в сознании того, что человек
хочет получить в результате своей деятельности.
Например, паук совершает определенные
операции, напоминающие операции ткача,
и пчелы постройкой своих восковых ячеек
напоминают людей-строителей. Однако любой
самый плохой специалист отличается от
самой хорошей пчелы или самого искусного
паука тем, что он действует по заранее
намеченному плану. Любой труд предполагает
выработку такого плана, и лишь потом -
его воплощение на практике. Можно сделать
вывод о том, что воображение играет существенную
роль как в регуляции процессов организма
человека, так и в регуляции его мотивированного
поведения[2,с.284].
Литература:
1. Гамезо, М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии [Текст] : информ. метод. материалы к курсу «Общая психология»; учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко; - М.; Просвещение, 1986, - 272 с.; ил.
2. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] : учебник для вузов /А.Г.Маклаков. - СПб.; Питер, 2001. - 583 с.; ил. - (Серия «Учебник нового века»).
3. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений в трех книгах/Р.С.Немов.. - 2-е изд. - М. Просвещение: Владос, 1995. Книга 1. - 576 с.
4. Общая психология [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского, - 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Просвещение, 1986, - 464 с., ил.
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. - СПб.; Питер, 2007. - 713 с.; ил. - (Серия «Мастера психологии»).