Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:59, контрольная работа
Психологическая особенность детей младшего возраста - преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Ребенку сложно иметь дело с абстракциями. В связи с этим возникают сложности при работе с высоко абстрактным арифметическим материалом (число, действие).
Цель: раскрыть особенности ознакомления детей с геометрическими фигурами и показать значение геометрического материала в развитии мышления детей дошкольного возраста.
Департамент образования и науки
Кемеровской области
ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж
Представления о форме предметов как
срество развития мышления детей
контрольная работа по методике математического развития
Выполнила: студентка V курса
группы 1-09
Понамарева Н.В.
2012
Тема: Представление о форме предметов как редство развития мышления детей.
Цель: раскрыть особенности ознакомления детей с геометрическими фигурами и показать значение геометрического материала в развитии мышления детей дошкольного возраста.
Содержание
Психологическая особенность детей младшего возраста - преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Ребенку сложно иметь дело с абстракциями. В связи с этим возникают сложности при работе с высоко абстрактным арифметическим материалом (число, действие).
Специфика геометрических моделей в силу своей простоты способствует развитию моделирующей деятельности более чем другая область познания, а, следовательно, и более чем любое другое учебное содержание, способствует развитию символической функции мышления. Тем самым формируются логико-символические функции мышления ребенка.
Абстрактно-логическое мышление - его «дальняя» перспектива. Речь идет не о специальном форсировании, а о продвижении в этом направлении уже в дошкольном возрасте. Важность развития символической функции сознания психологи многократно отмечают как основополагающую и в познании, и в мышлении как таковом. Переход ребенка к образному мышлению Ж. Пиаже связывал с зарождением символической функции сознания - разделением обозначаемого и обозначающего.
В этой связи необходимо сказать несколько слов о таком дидактическом понятии, как наглядность, традиционно считающемся первым и необходимым условием доступности учебного содержания для дошкольников. Практически все методические пособия трактуют наглядность как изобразительность и чувственность в смысле конкретной похожести. Высокоабстрактный, на первый взгляд, схематизированный «обедненный» геометрический образ по сути своей является в высшей степени наглядным, поскольку минимален и отражает только существенные свойства моделируемого объекта, В такой трактовке геометрический материал - фактор не повышающий, а понижающий уровень абстрактности содержания обучения дошкольников.
Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.
Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).
Геометрические материалы
позволяют формировать простран
Выделяют три вида ориентации в пространстве: установление принадлежности предмета (точки) линии или плоскости: колобок на дорожке (дорожка - линия, колобок - точка на линии), картина на стене, шкаф на полу; установление расположения предмета относительно других, находящихся вместе с ним на одной линии, или на плоскости, или в пространстве: между, перед, за, выше, ниже, справа, слева, над, под; расположение внутри или вне замкнутой линии или емкости: внутри и вне (снаружи).
Наблюдая геометрические тела с различных точек зрения и из различных положений, дети узнают о том, что возможно их различное восприятие в пространстве. Это дает возможность и далее более органично воспринимать и другие предметы, и жизненные явления, и ситуации, и взаимоотношения. Развитие «многозначного» видения и понимания его смысла формирует гибкость мыслительных процессов, способствует развитию дивергентного мышления.
В дошкольный период различные геометрические фигуры используются как материал для построения заданий на распознавание, сравнение, обобщение и классификацию. Цель этих заданий - формировать и развивать наблюдательность, умения выделять существенные (важные) признаки предмета, сравнить два или несколько предметов, отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства, делать несложное обобщение на основе выделенных общих свойств предметов, распределять предметы на группы (классификация) в соответствии с выделенным признаком. Задания такого типа - основные для формирования и развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.), а также умения строить обоснованные (логические) рассуждения.
На простейших наглядных примерах геометрический материал позволяет знакомить детей с важнейшими математическими (и даже философскими) положениями, например: прежде чем сравнивать предметы, надо установить, по какому свойству их следует сравнивать; при изменении положения предмета его форма (а значит, и масса, площадь, длина) не изменяется; один и тот же предмет с различных позиций (точек зрения) может выглядеть по-разному, но это все равно один и тот же предмет. Геометрические фигуры при этом в отличие от абстрактных численных характеристик, называемых числами, обладают чувственно воспринимаемыми наглядными свойствами и качествами, что позволяет использовать их в процессе математического развития ребенка едва ли не с первых дней его жизни.
В ходе ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами развиваются следующие процессы мышления:
Анализ - это процесс, расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.
Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одними из основных мыслительных операций.
Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам.
Классификация - это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки. Необходимо учить малышей называть группы предметов обобщающими словами или, наоборот, подбирать предметы к обобщающему слову.
В каждом возрастном периоде восприятие детьми формы предмета имеет свои особенности. Можно выделить несколько уровней в развитии «геометрических знаний».
Первый уровень
До трех лет дети связывают признак формы с конкретным предметом. При этом малыши воспринимают геометрические фигуры как обычные предметы и дают им названия тех знакомых предметов, на которые эти фигуры похожи. Например, треугольную призму называют крышей домика.
Детей начинает интересовать, как называется та или иная фигура. Поэтому взрослые в ходе таких игр должны ненавязчиво называть «имена» геометрических фигур. С этой целью на первом этапе надо использовать как привычные для детей названия предметов (например, «яйцо»), так и общепринятые геометрические термины («овалоид»). Причем, привычное название должно быть «придумано» самим ребенком, а не навязано ему взрослым.
Знакомя с геометрическими фигурами, их предъявляют попарно. Вначале ребенок воспринимает каждую фигуру обособленно, не замечая сходства и различия между фигурами. Поэтому на следующих занятиях круг и квадрат, находящиеся у воспитателя, будут отличаться от круга и квадрата у детей сначала по цвету, потом по величине, а затем и по цвету, и по величине. Задание останется прежним: «Покажи то же, что у меня». Таким образом, ребенок постепенно начинает абстрагировать форму от других признаков предметов.
Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем педагог организует действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера.
В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?»; «Дай мишке круг, а петрушке квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т.п.).
На первом уровне в основном получают развитие мыслительные операции сравнения
На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения, как между ними, так и между отдельными фигурами (операции анализа и синтеза, сравнения), формируются основы использования операций обобщения.
У детей пятого года жизни нужно, прежде всего, закрепить умение различать и правильно называть круг и квадрат, а затем и треугольник. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию обобщенных знаний о фигурах.
С новыми геометрическими фигурами детей знакомят путем сравнения с уже известными:
Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенной последовательности:
а) взаимное наложение или приложение фигур; этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, сходство и различие, выделить их элементы;
б) организация обследования фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры; эффект обследования фигуры в значительной мере зависит от того, направляет ли воспитатель своим словом наблюдения детей, указывает ли, на что следует смотреть, что узнать (направление линий, их связь, пропорции отдельных частей, наличие углов, вершин, их количество, цвет, размер фигуры одной и той же формы и др.); дети должны научиться словесно описывать ту или иную фигуру;
в) организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); действуя с моделями, дети выявляют их устойчивость или неустойчивость, характерные свойства. Например, дети пробуют по-разному ставить шар и цилиндр и обнаруживают, что цилиндр может стоять, может лежать, может и катиться, а шар «всегда катится»;
г) организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку» и др.);
д) организация дидактических игр и игровых упражнений для закрепления умений детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Домино форм», «Магазин», «Найди пару» и др.).
Таким образом, обнаруживают характерные свойства геометрических тел и фигур.
На третьем уровне (старший дошкольный возраст) ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.
Детям даются известные им фигуры, и предлагают руками обследовать границы квадрата и круга, прямоугольника и овала и подумать, чем эти фигуры отличаются друг от друга и что в них одинаковое. Они устанавливают, что у квадрата и прямоугольника есть «уголки», а у круга и овала их нет. Воспитатель, обводя фигуру пальцем, объясняет и показывает на прямоугольнике и квадрате углы, вершины, стороны фигуры.
Можно предложить детям заштриховать красным карандашом внутреннюю область фигуры, а синим карандашом обвести ее границу, стороны. Дети не только показывают отдельные элементы фигуры, но и считают вершины, стороны, углы у разных фигур. Сравнивая квадрат с кругом, они выясняют, что у круга нет вершин и углов, есть лишь граница круга - окружность.
В дальнейшем дети приучаются различать внутреннюю область любой фигуры и ее границу, считать число сторон, вершин, углов. Обследуя треугольник, они приходят к выводу, что у него три вершины, три угла и три стороны. Очень часто дети сами говорят, почему эта фигура в отличие от прямоугольника и квадрата называется треугольником.
Чтобы убедить детей, что выделенные ими признаки являются характерными свойствами проанализированных фигур, воспитатель предлагает те же фигуры, но больших размеров. Обследуя их, дети подсчитывают вершины, углы и стороны у квадратов, прямоугольников, трапеций, ромбов и приходят к общему выводу, что все эти фигуры независимо от размера имеют по четыре вершины, четыре угла и четыре стороны, а у всех треугольников ровно три вершины, три угла и три стороны.
Информация о работе Представление о форме предметов как редство развития мышления детей