Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:21, контрольная работа
Задача правового развития личности, строящей свою жизнь в согласии с нормами права — одна из главных, если не самая главная, в утверждении законности и подлинного правопорядка в обществе. Проблему профилактики и борьбы с преступностью, охраны прав и свобод граждан и построения процветающего цивилизованного общества не решить, не решив задачи формирования цивилизованной личности с развитой правовой психологией.
1. Правовая психология личности, ее составляющие. Социализация личности……………………………………3
2. Воображение и мышление в профессиональной деятельности юриста…………………………………………11
3. Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств в юридической практике…………………………24
4. Взаимосвязь и взаимообусловленность стресса и конфликта. Профилактика стресса и стрессовых ситуаций. Приемы выхода из стрессовых ситуаций……………………………………………………30
Активное включение в поисковую деятельность. Известно, что плодотворные мысли чаще появляются тогда, когда человек увлечен своей работой. Важно сделать первый шаг. В последующем достигаются промежуточные результаты, которые вызывают положительные эмоции, стимулирующие дальнейшую познавательную активность. Начинающему следователю, получившему материалы сложного уголовного дела, можно рекомендовать: активно включайтесь в расследование, не откладывайте дело даже под самыми благовидными предлогами на потом. Необходимо приступать к выполнению следственных действий, какими бы трудоемкими они ни казались. После этого постепенно начнут вырисовываться и первые контуры отдельных фактов, появятся какие-то новые детали, придут и первые успехи. А это, в свою очередь, принесет удовлетворение работой, станет положительным фактором, активизирующим мышление.
Вербализация мыслительных процессов в сочетании с упорядочением информации. Нередко рассуждения вслух, обмен мнениями с коллегами по поводу изучаемого явления обостряют проблему, вскрывают имеющиеся в ней скрытые противоречия и неполноту знаний о ней. Этому также помогают классификация, систематизация полученной информации.
Метод проигрывания ролей. Данный метод применяется в целях раскрытия преступления, лучшего понимания поведения лиц, участвовавших в исследуемом событии. Мысленно проигрывая роли различных сторон, на время отождествляя себя с ними, следователь пытается понять мотивы и поведение преступника, потерпевшего, старается найти ответы на другие вопросы. Эффективность метода повышается, если в мысленном моделировании принимает участие другой работник прокуратуры в качестве собеседника. Данному методу сопутствуют рефлексивные рассуждения. Метод проигрывания ролей помогает также прогнозировать процесс рассмотрения любого спора в суде.
Отсрочка. В процессе познания истины возникают ситуации, при которых, несмотря на большие усилия, задача все же остается нерешенной. В подобных случаях бывает полезно на короткое время отложить поиск решения, переключившись на другой вид деятельности. Иногда просто рекомендуется на время отвлечься, побывать в гостях, в театре, на выставке, посмотреть спортивные соревнования и т.п. Подсознательно мысли сами начнут возвращаться к предмету познания, неожиданно появятся и новые подходы к проблеме, нестандартные решения.
Метод группового стимулирования мыслительных процессов. Хотя обычно следователь самостоятельно расследует уголовное дело, в сложных случаях, когда расследование заходит в тупик, бывает целесообразно передать дело для изучения другому, более опытному работнику прокуратуры, чтобы он поделился своими мыслями и суждениями по данному вопросу со следователем, в производстве которого находится это уголовное дело.
В некоторых случаях, когда к обсуждению дела привлекаются другие прокурорские работники, оно может принять коллективный характер. Эффективность такого подхода во многом зависит от методики проведения обсуждения. Важно, чтобы стиль обсуждения способствовал раскрепощению мыслительной деятельности всех его участников, чтобы опытные работники своим тоном, манерой поведения не подавляли, не сковывали своих более молодых коллег, а наоборот, вовлекали их в дискуссию. В литературе описан так называемый метод мозговой атаки, применяющийся при решении сложных проблем. Основные правила его сводятся к исключению категорических суждений, чем поощряется свободное ассоциирование идей во время дискуссии всех ее участников. В этих случаях допускаются любые предложения. Чтобы эти правила соблюдались, участники обсуждения делятся на две независимые друг от друга группы: группа генерации идей и группа их оценки. Если участники первой группы только предлагают идеи, то участники второй проводят после выдвижения идей их критический отбор. При этом руководитель обсуждения должен играть роль доброжелательного собеседника, одинаково проявляющего интерес к суждениям каждого участника независимо от его служебного положения и опыта. Конечно, речь не идет о полном копировании этой методики в работе юристов, хотя некоторые ее приемы были бы полезны, особенно при групповом (бригадном) методе расследования, разрешении какой-либо сложной конфликтной ситуации правового характера.
Воображение — это психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений. Воображение занимает как бы промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Оно всегда сопутствует творческой, поисковой мыслительной деятельности следователя, судьи. Воображение, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, когда необходимо решить творческую задачу, выразить свое отношение к определенным фактам, предметам. Поэтому процесс воображения сопровождается различными эмоциями, переживаниями человека. Особенно велико значение воображения в деятельности следователя, направленной на раскрытие преступления, когда отсутствие исчерпывающей информации, неопределенность ситуации побуждают его к мысленной реконструкции механизма совершенного преступления, образа разыскиваемого преступника. С помощью воображения, которое в известной мере может компенсировать недостаток сведений, следователю удается активизировать мышление, находить правильные решения, прогнозируя конечные результаты своих действий. Большое влияние воображение, склонность к фантазированию оказывают на процесс формирования и искажения свидетельских показаний. И это, безусловно, необходимо учитывать юристам, участвующим в уголовном или гражданском процессе.
С точки зрения активности,
действенности воображение
К сожалению, иногда воображение бывает настолько активным, что у свидетелей начинает проявляться качество, известное как склонность к фантазированию. Под этим понятием в юридической психологии подразумевается непреднамеренное (неумышленное) воссоздание свидетелем образов, не соответствующих тем объектам, которые они воспринимали. Такое искажающее фантазирование чаще проявляется у детей в силу особенностей развития их психики. Однако склонность к фантазированию может быть и у некоторых взрослых свидетелей, искренне стремящихся оказать помощь следствию, суду в установлении истины.
Искажения как результат аналитико-синтетического характера воображения могут проявляться в различных формах синтезирования образов. Наиболее распространенной формой искажения представлений у потерпевших, у лиц, переживших страх, аффект, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, является гиперболизация воспринятого, которая выражается в преувеличении, изменении размера, формы и других качеств объекта. Например, люди, на которых совершено нападение, нередко преувеличивают рост, силу преступника и другие его особенности.
Чаще искаженные представления
в результате активного воображения
возникают у людей
Эти факторы (ятрогения и эгогения) в сочетании с искаженным воображением, повышенной тревожностью в некоторых случаях столь сильно травмируют психику, что человек может решиться на самоубийство. Поэтому, в подобных случаях следователь должен обращать внимание на особенности психики лица, покончившего жизнь самоубийством. Искаженное воображение иногда также является одной из причин различных противоправных конфликтов на семейно-бытовой почве. Под влиянием искаженного образа, мнимой опасности человек может неадекватно реагировать на совершенно нейтральные раздражители, действуя в соответствии с созданной его воображением ситуацией нападения на него. Этому в значительной мере, как показывает практика, может способствовать посттравматическое, стрессовое расстройство психики субъекта. Поэтому при расследовании происшествий, возникающих на этой почве, необходимо обращать внимание на особенности психики обвиняемого, потерпевшего, свойства их мышления и воображения и другие обстоятельства.
Активное, творческое воображение — профессионально важное качество личности юриста. Особенно оно необходимо следователю, познавательная деятельность которого связана с прогнозированием ее результатов, поведения различных участников уголовного процесса в ситуациях наибольшей неопределенности. Например, осматривая место происшествия, следователь должен представить себе, что здесь могло быть, как вели себя участники преступного события. Если не известен виновный, по отдельным следам следователь стремится составить себе его образ, с тем чтобы потом более целенаправленно вести его розыск. Отдельные черты разыскиваемого, по крупицам собранные путем допросов многочисленных свидетелей, дополняют созданный воображением следователя образ. Готовясь к предстоящему допросу неизвестного лица, следователь может представить, как тот будет реагировать на подготовленные вопросы, какие возражения допрашиваемый будет высказывать, как будет себя вести и в зависимости от этого намечает свою тактическую линию поведения.
Также активно проявляет себя воображение при подготовке к обыску и в ходе его проведения, когда следователь пытается по отдельным отрывочным данным составить себе общую картину обыскиваемого помещения и в соответствии с этим планирует все необходимые поисковые мероприятия. Положительное влияние на развитие и плодотворность воображения юриста оказывают приобретенные знания, опыт, чтение художественной и специальной литературы, знакомство с произведениями искусства.
3. Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств в юридической практике.
Тайна и ложь лежат в основе преступной деятельности. Преступник в процессе приготовления к своему криминальному деянию старается склонить других людей на свою сторону, завоевать их доверие, тщательно маскируя и скрывая истинно преступные намерение и цели. Будучи задержанным в качестве подозреваемого или обвиняемого, преступник часто с целью ухода от уголовной ответственности или снижения степени своей вины в противоправном деянии умышленно пытается ввести органы дознания и следствия в заблуждение, используя для этого различные способы лжи. Он прибегает к вымыслу и искажает реальные факты. В силу различной мотивации могут лгать и другие участники уголовного процесса: свидетели и потерпевшие.
Исследования показывают, что извращение обстоятельств уголовного дела в показаниях допрашиваемых достигается с помощью следующих приемов:
• умолчание, сокрытие, исключение из сообщения отдельных элементов описываемого события, собственных действий и действий иных действующих лиц;
• дополнение описания вымышленными деталями или элементами, при помощи которых событию придаются нужные характер и окраска;
• перестановка и смещение в описании отдельных фрагментов события по их месту, времени, последовательности, взаимосвязи и т.п.
• замена отдельных элементов события иными, вымышленными обстоятельствами и деталями"3.
Знание работниками правоохранительных органов приемов психологической диагностики лжи и неискренности в поведении человека является важной предпосылкой успешной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.
Часто выходят за рамки знаний человека и его осведомленности. Он обычно строит правдивые суждения на основе не только личного опыта, но и тех фактов, которые реально видел или слышал о них от других лиц, либо читал о них в книгах, газетах и т.д.
Обычно ограничены опытом, квалификацией и образованностью человека, а также его способностями к фантазированию. Кроме того, измышления могут строиться на основе типовых вариантов действий, имеющих прецеденты в реальной жизни, литературе, кино и т.д.
Лживые речевые конструкции с целью придания им большей значимости изобилуют сложной терминологией (медицинской, правовой и т.д.), а также указывают на использование словарного запаса, не свойственного данному человеку в соответствии с его квалификацией, образованием и жизненным опытом.
Правдивые суждения всегда индивидуализированы и носят уникальный характер. В них больше деталей, событий и конкретных участвующих лиц.
Лживые высказывания более схематичны, стереотипны, лишены частностей, деталей, конкретных действующих лиц. Часто по поводу таких высказываний может возникнуть предположение о том, что вы их уже когда-то и где-то слышали.
Правдивые высказывания всегда сопровождаются сильными эмоциями и убедительностью речи человека. Он говорит правду, его трудно сбить с толку, заставить отказаться от своих слов, изменить точку зрения.
Лживые речевые конструкции сопровождаются меньшими эмоциями. Иногда эмоции носят инсценированный характер. Можно подозревать, что эмоции и переживания искусственны и умышленно демонстрируются человеком. Убедительности высказываний он пытается достичь не за счет насыщенной эмоциями речи, а путем ссылок на других лиц, подтверждающих слова, действия и поступки
Как ни парадоксально, но в правдивых суждениях чаще можно встретить несоответствия, несогласованность деталей, что отражает факты реальной, полной противоречий жизни.
В лживых суждениях обычно не встречается несоответствий, несуразностей, все факты "приглажены" и согласованы. Это обстоятельство часто свидетельствует о неискренности человека.