Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 09:06, реферат
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже ХХ в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет сущность психодиагностики.
Практическое применение психодиагностических методик и тестов. (М. Люнзер, Айзенк, Роршах и др.)
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже ХХ в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Первым ее источником стала
экспериментальная психология, поскольку
экспериментальный метод лежит
в основе психодиагностических методик,
разработка которых и составляет
сущность психодиагностики. Началом
возникновения
Психодиагностика – это прикладная отрасль психологии (дисциплина).
Психологическая
диагностика («распознавание») определяется
как психологическая дисциплина, разрабатывающая
методы выявления и изучения индивидуально-психологических
и индивидуально-психо-
Психодиагностика – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики.
Цели:
1. Фиксировать и описывать
в упорядоченном виде
2. Конструирование
Значение: Она переставляет психологическую науку на фундамент жизни.
Психодиагностика включает
в себя также и область
Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.
Сферы применения психодиагностики:
1. расстановка кадров, профотбор и профориентация;
2. прогнозирование социального поведения, например, стабильности брака, законопослушности;
3. оптимизация обучения и воспитания;
4. консультативная и
5. судебная психолого-
6. прогнозирование
Итак, психологическая диагностика — основа деятельности любого практического психолога, чем бы он ни занимался — индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психотерапией и пр., в какой бы сфере он ни работал — в школе, клинике, на производстве, в социальных службах, в агентстве по подбору кадров и т. д.
Основная цель психодиагноста — постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач. Все они, связанные с учетом психологических различий между людьми, требуют работы квалифицированного специалиста, использующего особый инструментарий — психодиагностические методики.
Психодиагностические методики — это специфические психологические средства. Поскольку их используют в практических целях, они должны быть качественными настолько, насколько это возможно, чтобы исключить ошибки в диагнозе. Поэтому к психодиагностическим методикам предъявляются особые требования, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев.
Методы психодиагностики
Методы диагностики являются основными в психологии личности, так как на их основе делаются важные практические заключения. Их цель- установить уровень развития того или иного свойства человека.
Существуют тесты - опросники - кратковременная проба, позволяющая установить уровень развития определенного свойства, состояния, качества у человека. Тест включает выверенные вопросы. Баллы соотносятся с нормативной шкалой.
Рисуночные тесты – изображения, на основе которых судят о типе личности или индивидуально- психологических особенностях человека.
Проективные тесты (основатель- швейцарский психоаналитик Роршах)- используют либо изображение испытуемым предметов, либо дорисовывание изображений, лишенных деталей, на основе которых судят о потребностях и мотивах людей, как человек описывает свой внутренний мир, состояния и желания.
Методы опроса существуют в виде анкетирования (фиксированные вопросы и ответы типа да, нет, не знаю), интервью (фиксированные вопросы и свободные ответы), беседы (предполагает только тему; вопросы и ответы порождаются ходом беседы). Для получения достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки.
Метод социометрии, разработанный австрийско-американским психиатром Я. Морено позволяет эмпирически выявлять, схематически (в виде социограммы) представлять и интерпретировать структуру межличностных отношений в группе. Назначение метода- установить, кто лидер и аутсайдер, существуют ли изгои данной группы.
Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка.
Биографический метод как способ познания человека основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека.
Генетический метод (исследования психического развития изучает развитие различных социальных групп в процессе формирования , во временной динамике.
Блинецовый метод основан на выяснении вопроса- среда или сама природа определяет психологическое развитие человека. Исследуются монозиготные близнецы, которые вырастают из одной материнской клетки. Оказалось, что если близнецы воспитываются в одной и той же среде, то они оказываются очень непохожими друг на друга, если же оказываются разделенными, то наблюдается обратная картина. Это объясняется тем, что при совместном воспитании они образуют малую группу, которая развивается по известным законам- один лидер- другой ведомый; при разделении- в силу генетической схожести- развиваются одинаково.
Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.
Ганс Юрген Айзенк
Ганс Юрген Айзенк – британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.
В работе «Биологические основы индивидуальности» («The Biological Basis of Personality», 1967) Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов:
В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк сформулировал «трёхфакторную теорию личности».
На основе «трёхфакторной
модели личности» Айзенк создал психодиагностические ме
Ге́рман Ро́ршах
Ге́рман Ро́ршах – швейцарский психиатр и психоло
Герман Роршах родился в Цюрихе 8 ноября 1884 года. Его отец, Ульрих Роршах, был живописцем, и от него Герман унаследовал незаурядные художественные способности.
После некоторых колебаний девятнадцатилетний Герман выбрал медицину. Высшее образование он получил, учась попеременно в нескольких университетах (обычная практика для традиционного германского стиля образования) — в Невшателе, Цюрихе, Берлине и Берне.
Тест Роршаха – психодиагностический тест для исследования личности, созданный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом (нем. Hermann Rorschach). Известен также под названием «Пятна Роршаха».
Это один из тестов, применяемых для исследования личности и её нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций — испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.
Тест был разработан швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884—1922). Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида.
Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями.
Проводящий исследование предлагает испытуемому посмотреть на бумажный лист с чернильным пятном неправильной формы и просит описать, что изображено на этом «рисунке». Психодиагностика личности проводится по специальной методике толкования.