Практическое мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:33, доклад

Краткое описание

Исследование природы и содержания практического мышления в отечественной психологии связано с именем Бориса Михайловича Теплова, который еще в 1945 году, выпустив книгу «Ум полководца», обратил внимание ученых на особенности мышления взрослых людей в их реальной деятельности. Он предложил изучать мышление не с позиции решения тех задач, которые возникают при чисто интеллектуальной, теоретической деятельности, а с позиции других специалистов, которые, не будучи «теоретиками», также решают мыслительные задачи.

Файлы: 1 файл

практическое мышление.doc

— 28.50 Кб (Скачать)

Исследование  природы и содержания практического  мышления в отечественной психологии связано с именем Бориса Михайловича Теплова, который еще в 1945 году, выпустив книгу «Ум полководца», обратил внимание ученых на особенности мышления взрослых людей в их реальной деятельности. Он предложил изучать мышление не с позиции решения тех задач, которые возникают при чисто интеллектуальной, теоретической деятельности, а с позиции других специалистов, которые, не будучи «теоретиками», также решают мыслительные задачи.

Различие теоретического и практического мышления заключается  в том, как каждое из них связано  с практикой.

Работа теоретического мышления в основном направлена на нахождение общих закономерностей. Даже если она касается, например, производства, то теоретическое мышление интересуется принципами организации производства, тактическими и стратегическими закономерностями. Практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного учреждения, разработать и осуществить план реконструкции микрорайона и т.п.

Теоретическое мышление тактически временно как бы отступает от практики, чтобы выявить  скрытые повседневной рутиной общие  закономерности. Работа практического  ума непосредственно вплетена в  практическую деятельность, подвергается постоянному испытанию практикой. Теоретический ум отвечает перед практикой только за конечный результат своей деятельности, в то время как каждый этап практического мышления проходит сиюминутную проверку практикой. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, проверять их иногда в течение длительного периода времени, заменять одни гипотезы другими.

Одна из самых  характерных особенностей работы практического  ума - жесткие условия времени. Практический работник далеко не всегда имеет время для проверок разного рода гипотез. Умственная деятельность у людей занимающихся высшими формами практической деятельности протекает в более жестких условиях, чем у ученого. К ней предъявляются более сложные требования, имеет место большее многообразие и большая внутренняя противоречивость решаемых практиком интеллектуальных задач. Умственная работа ученого проще, яснее, спокойнее (хотя совсем не «легче»), чем умственная работа политического деятеля или генерального менеджера.

МЫШЛЕНИЕ ВНУТРИ СИСТЕМЫ ДЕЙСТВОВАНИЯ 
Характеристика, данная практическому мышлению Б.М. Тепловым в его классическом труде "Ум полководца" [29], значительно расширила круг явлений, которые следует относить к практическому мышлению. Его важность в жизни человека, его несводимость к уже известным видам были убедительно показаны. Однако специфика практического мышления, его отличительные особенности были только предварительно намечены. У Б.М. Теплова речь идёт об уме профессионала, решающего сложные задачи на основа сложившегося профессионального опыта. Его решения непрерывно подвергаются испытанию практикой, они неотрывны от исполнения. Практический ум имеет дело со сложным, изменчивым объектом. Его многочисленные элементы и связи между ними необходимо охватить в целом, не упустив деталей; из многих возможных решении нужно остановиться на оптимальном. 
Б.М. Теплов считает, что специфика практического мышления может быть выявлена только при осуществлении соответствующей методологии: его надо изу-чать в условиях практической деятельности. Этого принципа он последовательно придерживается в своей работе "Ум полководца". Этот принцип Б.М. Теплов специально формулирует в других своих работах. Говоря о процессах восприятия и мышления, он считает, что даже и самые общие закономерности могут быть вскрыты не путём отвлечения в ходе исследования от предметного жизненного содержания, а как раз наоборот - путём установления зависимости психического процесса от этого содержания. По мнению Б.М. Теплова, необходимо преодолеть абстрактность традиционных методов психологического исследования, берущих отдельные психические процессы в отрыве от живого контекста психической жизни человека [1; с. 3]. 
По-видимому само содержание мышления значительно шире того содержания, которое вкладывали в это понятие до тех пор. Эта более широкая картина мышления, более правильное и полное представление о нём может быть получено, если "расположить мышление в системе жизни и деятельности человека", - писал С.Л. Рубинштейн. По его мнению, очередными задачами психологического исследования мышления является необходимость изучать мышление не только учёного (и школьника): чтение - учебная деятельность - решение задач. Необходимо изучать повседневное мышление - в ходе повседневной практической деятельности, укорененность его в ход жизни, в повседневную практическую деятельность [2; с. 232

Информация о работе Практическое мышление