Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 22:06, шпаргалка
Словарь терминов
Произвольность - особенность поведения, опосредованного образом, правилом, моральной нормой.
Психосексуальный мораторий - (от позднелат. moratorius - замедляющий, отсрочивающий) термин З. Фрейда - период (латентный) отсрочки, "дремотности" сексуальных желаний.
Психосоциальный мораторий - (от позднелат. moratorius - замедляющий, отсрочивающий) термин Э. Эриксона - период времени от начала поиска своей идентичности до ее окончательного обретения. В современном обществе - студенческий возраст.
Психоанализ
- наука - глубинная психология. Основатель
- З. Фрейд.
П. - теория личности, ставящая в центр
внимания бессознательные психические
процессы и сексуальные влечения.
П. - способ исследования психических процессов,
недоступных другим методам.
П. - метод лечения невротических расстройств,
на основе психоаналитического исследования
личности.
Психологическая готовность к школьному обучению - единство психологических характеристик субъекта, обеспечивающее успешное начало обучения в школе. Два вида П.г. ш. - специальная готовность (сенсомоторная, интеллектуальная) и общая личностная готовность (произвольность, положительное отношение к школе, сформированность общения со взрослым и сверстником).
Психология - (от греч. psyche - душа и logos - учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Психомоторное развитие - процесс, характеризующийся единством восприятия и движения (например, становление структуры сенсомоторного интеллекта у ребенка в возрасте от рождения до 2-х лет).
Пубертат - половое созревание.
Пубертатный период - (от лат. pubertas - возмужалость, половая зрелость) возраст с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17-18 лет у мальчиков; соответствует периоду полового созревания.
«Р»
Развитие - направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества.
Релятивизм - (от лат. relativus - относительный) в теории Ж. Пиаже - осознание оснований высказываний и предположений, критерий научного познания.
Рефлекс Робинзона - безусловный хватательный рефлекс. Исчезает обычно после 5-го месяца жизни.
Рефлексия
- (от позднелат. reflexio - обращенный назад)
в теории Ж. Пиаже - осознание ребенком
собственных действий. Р. первого порядка
- ориентировка ребенка на результат собственных
действий. Р. - ориентировка ребенка на
способ достижения результата;
в теории развивающего обучения Эльконина
- Давыдова Р. - существенный показатель
умственного развития, компонент теоретического
мышления. Развитие
Рост - процесс количественного изменения явлений или объектов, не приводящий к возникновению нового качества.
«С»
Самосознание - осознание человеком себя как индивидуальности, в том числе своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.
Секреция - (от лат. secretio - отделение) образование и выделение железистыми клетками особых продуктов - секретов, необходимых для жизнедеятельности организма.
Сензитивный период - (от лат. sensus - чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.
Сенсорная депривация - (от лат. sensus - чувство, ощущение и deprivatio - лишение) продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений.
Сенсорный - (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.
Синкретизм - (от греч. syn - с, вместе и cresco - расту, увеличиваюсь) особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста, проявляющаяся в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания.
Словарь активный - совокупность слов, которыми пользуется ребенок при построении высказываний.
Словарь пассивный - совокупность слов, которые ребенок понимает, но не использует в речи.
Сохранение
- термин Ж. Пиаже, имеет два значения. С.
объекта - понимание ребенком, что объекты
существуют независимо от него в пространстве
и во времени. С. объекта - психологический
критерий достижения структуры сенсомоторного
интеллекта.
С. свойств объекта - осознание ребенком
того, что физические свойства вещества
(объем, масса, количество) остаются постоянными,
несмотря на изменения его формы или внешнего
вида. С. свойств объекта - психологический
критерий достижения структуры конкретных
операций.
Социализация
- (от лат. socialis - общественный) понятие,
имеющее разное содержание в различных
научных концепциях.
В психоанализе С. - переход от принципа
удовольствия к принципу реальности, формирование
защитных механизмов личности, становление
эго-аппарата личности, формирование инстанции
сверх-Я, следование законам, существующим
в обществе.
В теории Ж. Пиаже С. - преодоление эгоцентрических
установок, соотнесение своей точки зрения
с точкой зрения других.
В теории социального научения С. - переход
от гуманоидного (человекоподобного) существования
к жизни в качестве полноценного члена
общества.
Социальная ситуация развития - термин Л.С. Выготского - структурный компонент психологического возраста. С.с.р. - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и взрослым.
Социальная
среда - окружающие человека общественные,
материальные и духовные условия его существования
и деятельности.
Среда в широком смысле (макросреда) охватывает
общественные институты, общественное
сознание и культуру. Социальная среда
в узком смысле (микросреда) включает непосредственное
окружение человека - семью, трудовую,
учебную и другие группы.
Социальное научение - приобретение нового опыта благодаря жизни в обществе. См. Теория социального научения.
Социогенез - процесс развития человеческого общества.
Сравнительная психология - отрасль психологии, изучающая общее и различное в происхождении и развитии психики животных и человека. Термин С.п. применяется иногда как синоним зоопсихологии - науки о поведении животных.
«Т»
Тактильный - кожная чувствительность, связанная с механическими раздражителями (прикосновение, давление, частично вибрация), сенсорная основа осязания.
Теория конвергенции - теория В. Штерна, которая объясняет психическое развитие как процесс, зависящий от взаимодополнения двух факторов - наследственности и среды.
Теория рекапитуляции - теория развития, в основе которой лежит Биогенетический закон. См. Биогенетический закон.
Теория социального научения - направление американской психологии развития, которое изучает содержание, причины и механизмы процесса социализации ребенка. Т.с.н. возникла на основе синтеза бихевиоризма и психоанализа. Основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка (детско-родительские отношения); кросскультурный анализ (воспитание и развитие ребенка в разных культурах); развитие личности.
Теория трех ступеней развития - теория К. Бюлера, согласно которой развитие психики в филогенезе и онтогенезе проходит три ступени: инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинкт - все формы поведения врождены, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации. Дрессура (навык) - требуют упражнения; адаптация в пределах опыта, узкая область переноса. Интеллект - доступен только на определенной стадии развития ЦНС, осуществляется по принципу инсайта, обеспечивает неограниченные возможности адаптации. Механизм перехода с одной ступени на другую: созревание ЦНС и переход удовольствия с конца действия на начало. К. Бюлер сформулировал закон функционального удовольствия: любой живой организм испытывает удовольствие от более совершенного функционирования.
Тинейджер - (англ. teenager от teen - суффикс числительных от 13 до 19 и age - возраст) подросток - юноша или девушка - в переходном возрасте (от 13 до 19 лет).
Тифлосурдопедагогика
- (от греч. typhlos - слепой, лат. surdus - глухой)
наука об обучении слепоглухих детей.
Психическое развитие слепоглухих детей
опирается на сохранные интеллектуальные
и сенсорные возможности и их совершенствование.
«У»
Условный рефлекс - понятие, введенное И.П. Павловым. У.р. - динамическая связь между условным раздражителем и реакцией животного, первоначально основанной на безусловном раздражителе.
Учебная
деятельность - в теории развивающего
обучения - один из видов деятельности
школьников, направленный на усвоение
посредством диалогов и дискуссий теоретических
знаний и связанных с ними умений и навыков
в таких сферах общественного сознания
как наука, искусство, нравственность,
право и религия.
В других педагогических системах У.д.
- особая форма активности личности, направленная
на усвоение социального опыта познания
и овладения культурными способами умственных
и предметных действий.
«Ф»
Факты - (от лат. factum - сделанное, свершившееся) истина, событие, результат знания, достоверность которых доказана.
Феминизация - (от лат. femina - женщина) проявление женских черт у представителей обоих полов.
Феномен - (от греч. phainomenon - являющееся) явление, данное нам в опыте; в детской психологии - достоверный факт в области детского развития, носящий имя ученого, который его открыл. Например, "Феномены Пиаже".
Филогенез - (от греч. phylon - род, племя) процесс исторического развития мира живых организмов как в целом, так и отдельных групп - видов, родов, семейств, отрядов (порядков), классов, типов (отделов), царств.
Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков. Ф. с. - слуховое восприятие фонем данного языка.
Фрустрация - (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой невозможности достижения цели. Состояние Ф. сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и дрФеномен «Я сам»
«Ч»
Чувство
взрослости - форма самосознания, центральное
новообразование подросткового возраста.
Объективная взрослость - готовность подростка
реализовать права и обязанности взрослого
человека. Субъективная взрослость - переживание
себя взрослым. Виды взрослости: интеллектуальная
(самообразование), социально-моральная
(предъявление к себе норм, реализуемых
во взрослом обществе), внешняя взрослость
(во внешнем облике, в характере развлечений).
«Э»
Эго-идентичность - термин Э. Эриксона - целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я - тот же самый).
Эгоцентризм - термин Ж. Пиаже. Э. - систематические ошибки, иллюзии познания, вызванные непосредственной точкой зрения, которую познающий субъект считает абсолютно истинной, не умеет координировать ее с другими точками зрения, не понимает оснований, на которых она строится.
Эдипов комплекс - термин З. Фрейда - совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. Э.к. - либидоносная привязанность мальчика к матери и враждебное отношение к отцу. Получил название по имени царя Эдипа; у ребенка проявляется на пике фаллической фазы (между тремя и пятью годами).
Эклектика - (от греч. eklektikos - выбирающий) механическое соединение разнородных, часто противоположных, принципов, взглядов, теорий и т.п.
Эксперимент - создание системы условий для воспроизведения психического явления с целью его последующего качественного и количественного анализа.
Экспериментально-генетический метод - метод изучения психических явлений на основе их формирования в лабораторных условиях. Разработан Л.С. Выготским для анализа развития высших психических функций (речевого мышления, внимания, памяти и др.).
Экстериоризация - (от лат. exterior - внешний) переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами. Противоположность - интериоризация.
Эмбриогенез - развитие плода от зачатия до рождения.
Эмпатия - (от греч. empatheia - сопереживание) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого.
Эмпиризм - (от греч. empeiria - опыт) направление в теории познания, признающее опыт единственным источником формирования знания.
Эпигенетический принцип - используется в биологии, в теории психосоциального развития личности. Согласно Э.п., все, что растет, имеет общий план; на основе этого плана развиваются отдельные части; каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития и так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют единое целое. Э.п. в биологии подчеркивает роль внешних факторов в возникновении новых форм и структур и тем самым противостоит преформистским учениям.