Понятийный аппарат по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 22:06, шпаргалка

Краткое описание

Словарь терминов

Файлы: 1 файл

понятийный аппарат.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Произвольность - особенность поведения, опосредованного образом, правилом, моральной нормой.

Психосексуальный  мораторий - (от позднелат. moratorius - замедляющий, отсрочивающий) термин З. Фрейда - период (латентный) отсрочки, "дремотности" сексуальных желаний.

Психосоциальный мораторий - (от позднелат. moratorius - замедляющий, отсрочивающий) термин Э. Эриксона - период времени от начала поиска своей идентичности до ее окончательного обретения. В современном обществе - студенческий возраст.

Психоанализ - наука - глубинная психология. Основатель - З. Фрейд.  
П. - теория личности, ставящая в центр внимания бессознательные психические процессы и сексуальные влечения. 
П. - способ исследования психических процессов, недоступных другим методам. 
П. - метод лечения невротических расстройств, на основе психоаналитического исследования личности.

Психологическая готовность к школьному  обучению - единство психологических характеристик субъекта, обеспечивающее успешное начало обучения в школе. Два вида П.г. ш. - специальная готовность (сенсомоторная, интеллектуальная) и общая личностная готовность (произвольность, положительное отношение к школе, сформированность общения со взрослым и сверстником).

Психология - (от греч. psyche - душа и logos - учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психомоторное развитие - процесс, характеризующийся единством восприятия и движения (например, становление структуры сенсомоторного интеллекта у ребенка в возрасте от рождения до 2-х лет).

Пубертат - половое созревание.

Пубертатный период - (от лат. pubertas - возмужалость, половая зрелость) возраст с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17-18 лет у мальчиков; соответствует периоду полового созревания.

  «Р»

Развитие - направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества.

Релятивизм - (от лат. relativus - относительный) в теории Ж. Пиаже - осознание оснований высказываний и предположений, критерий научного познания.

Рефлекс Робинзона - безусловный хватательный рефлекс. Исчезает обычно после 5-го месяца жизни.

Рефлексия - (от позднелат. reflexio - обращенный назад) в теории Ж. Пиаже - осознание ребенком собственных действий. Р. первого порядка - ориентировка ребенка на результат собственных действий. Р. - ориентировка ребенка на способ достижения результата; 
в теории развивающего обучения Эльконина - Давыдова Р. - существенный показатель умственного развития, компонент теоретического мышления. Развитие

Рост - процесс количественного изменения явлений или объектов, не приводящий к возникновению нового качества.

  «С»

Самосознание - осознание человеком себя как индивидуальности, в том числе своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.

Секреция - (от лат. secretio - отделение) образование и выделение железистыми клетками особых продуктов - секретов, необходимых для жизнедеятельности организма.

Сензитивный период - (от лат. sensus - чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.

Сенсорная депривация - (от лат. sensus - чувство, ощущение и deprivatio - лишение) продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений.

Сенсорный - (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.

Синкретизм - (от греч. syn - с, вместе и cresco - расту, увеличиваюсь) особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста, проявляющаяся в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания.

Словарь активный - совокупность слов, которыми пользуется ребенок при построении высказываний.

Словарь пассивный - совокупность слов, которые ребенок понимает, но не использует в речи.

Сохранение - термин Ж. Пиаже, имеет два значения. С. объекта - понимание ребенком, что объекты существуют независимо от него в пространстве и во времени. С. объекта - психологический критерий достижения структуры сенсомоторного интеллекта. 
С. свойств объекта - осознание ребенком того, что физические свойства вещества (объем, масса, количество) остаются постоянными, несмотря на изменения его формы или внешнего вида. С. свойств объекта - психологический критерий достижения структуры конкретных операций.

Социализация - (от лат. socialis - общественный) понятие, имеющее разное содержание в различных научных концепциях. 
В психоанализе С. - переход от принципа удовольствия к принципу реальности, формирование защитных механизмов личности, становление эго-аппарата личности, формирование инстанции сверх-Я, следование законам, существующим в обществе. 
В теории Ж. Пиаже С. - преодоление эгоцентрических установок, соотнесение своей точки зрения с точкой зрения других. 
В теории социального научения С. - переход от гуманоидного (человекоподобного) существования к жизни в качестве полноценного члена общества.

Социальная  ситуация развития - термин Л.С. Выготского - структурный компонент психологического возраста. С.с.р. - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и взрослым.

Социальная  среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. 
Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы.

Социальное  научение - приобретение нового опыта благодаря жизни в обществе. См. Теория социального научения.

Социогенез - процесс развития человеческого общества.

Сравнительная психология - отрасль психологии, изучающая общее и различное в происхождении и развитии психики животных и человека. Термин С.п. применяется иногда как синоним зоопсихологии - науки о поведении животных.

  «Т»

Тактильный - кожная чувствительность, связанная с механическими раздражителями (прикосновение, давление, частично вибрация), сенсорная основа осязания.

Теория  конвергенции - теория В. Штерна, которая объясняет психическое развитие как процесс, зависящий от взаимодополнения двух факторов - наследственности и среды.

Теория  рекапитуляции - теория развития, в основе которой лежит Биогенетический закон. См. Биогенетический закон.

Теория  социального научения - направление американской психологии развития, которое изучает содержание, причины и механизмы процесса социализации ребенка. Т.с.н. возникла на основе синтеза бихевиоризма и психоанализа. Основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка (детско-родительские отношения); кросскультурный анализ (воспитание и развитие ребенка в разных культурах); развитие личности.

Теория  трех ступеней развития - теория К. Бюлера, согласно которой развитие психики в филогенезе и онтогенезе проходит три ступени: инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинкт - все формы поведения врождены, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации. Дрессура (навык) - требуют упражнения; адаптация в пределах опыта, узкая область переноса. Интеллект - доступен только на определенной стадии развития ЦНС, осуществляется по принципу инсайта, обеспечивает неограниченные возможности адаптации. Механизм перехода с одной ступени на другую: созревание ЦНС и переход удовольствия с конца действия на начало. К. Бюлер сформулировал закон функционального удовольствия: любой живой организм испытывает удовольствие от более совершенного функционирования.

Тинейджер - (англ. teenager от teen - суффикс числительных от 13 до 19 и age - возраст) подросток - юноша или девушка - в переходном возрасте (от 13 до 19 лет).

Тифлосурдопедагогика - (от греч. typhlos - слепой, лат. surdus - глухой) наука об обучении слепоглухих детей. Психическое развитие слепоглухих детей опирается на сохранные интеллектуальные и сенсорные возможности и их совершенствование.  
 
 

  «У»

Условный  рефлекс - понятие, введенное И.П. Павловым. У.р. - динамическая связь между условным раздражителем и реакцией животного, первоначально основанной на безусловном раздражителе.

Учебная деятельность - в теории развивающего обучения - один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания как наука, искусство, нравственность, право и религия.  
В других педагогических системах У.д. - особая форма активности личности, направленная на усвоение социального опыта познания и овладения культурными способами умственных и предметных действий.

  «Ф»

Факты - (от лат. factum - сделанное, свершившееся) истина, событие, результат знания, достоверность которых доказана.

Феминизация - (от лат. femina - женщина) проявление женских черт у представителей обоих полов.

Феномен - (от греч. phainomenon - являющееся) явление, данное нам в опыте; в детской психологии - достоверный факт в области детского развития, носящий имя ученого, который его открыл. Например, "Феномены Пиаже".

Филогенез - (от греч. phylon - род, племя) процесс исторического развития мира живых организмов как в целом, так и отдельных групп - видов, родов, семейств, отрядов (порядков), классов, типов (отделов), царств.

Фонематический  слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков. Ф. с. - слуховое восприятие фонем данного языка.

Фрустрация - (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой невозможности достижения цели. Состояние Ф. сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и дрФеномен «Я сам»

  «Ч»

Чувство взрослости - форма самосознания, центральное новообразование подросткового возраста. Объективная взрослость - готовность подростка реализовать права и обязанности взрослого человека. Субъективная взрослость - переживание себя взрослым. Виды взрослости: интеллектуальная (самообразование), социально-моральная (предъявление к себе норм, реализуемых во взрослом обществе), внешняя взрослость (во внешнем облике, в характере развлечений).  

«Э»

Эго-идентичность - термин Э. Эриксона - целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я - тот же самый).

Эгоцентризм - термин Ж. Пиаже. Э. - систематические ошибки, иллюзии познания, вызванные непосредственной точкой зрения, которую познающий субъект считает абсолютно истинной, не умеет координировать ее с другими точками зрения, не понимает оснований, на которых она строится.

Эдипов  комплекс - термин З. Фрейда - совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. Э.к. - либидоносная привязанность мальчика к матери и враждебное отношение к отцу. Получил название по имени царя Эдипа; у ребенка проявляется на пике фаллической фазы (между тремя и пятью годами).

Эклектика - (от греч. eklektikos - выбирающий) механическое соединение разнородных, часто противоположных, принципов, взглядов, теорий и т.п.

Эксперимент - создание системы условий для воспроизведения психического явления с целью его последующего качественного и количественного анализа.

Экспериментально-генетический метод - метод изучения психических явлений на основе их формирования в лабораторных условиях. Разработан Л.С. Выготским для анализа развития высших психических функций (речевого мышления, внимания, памяти и др.).

Экстериоризация - (от лат. exterior - внешний) переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами. Противоположность - интериоризация.

Эмбриогенез - развитие плода от зачатия до рождения.

Эмпатия - (от греч. empatheia - сопереживание) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого.

Эмпиризм - (от греч. empeiria - опыт) направление в теории познания, признающее опыт единственным источником формирования знания.

Эпигенетический принцип - используется в биологии, в теории психосоциального развития личности. Согласно Э.п., все, что растет, имеет общий план; на основе этого плана развиваются отдельные части; каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития и так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют единое целое. Э.п. в биологии подчеркивает роль внешних факторов в возникновении новых форм и структур и тем самым противостоит преформистским учениям.

Информация о работе Понятийный аппарат по психологии