Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 17:25, контрольная работа
В повседневной жизни мы, общаясь с людьми, имеем представление об их возрасте. Соответственно по-разному общаемся с людьми разных возрастов. Например, трехлетнего ребенка взрослый может погладить по головке, а вот новорожденного, возможно, воздержится трогать. У первоклассника спросит об успехах в школе, а с подростком не сразу сообразит, о чем говорить. У людей преклонного возраста обязательно спросит о здоровье.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кузнецова Ольга Альбертовна
Понятие возраста и возрастных часов
Контрольная работа по
«Психология зрелого возраста»
студента 4-го курса заочной формы обучения
Преподаватель
Нижний Тагил 2014
Понятие возраста и возрастных часов
В повседневной жизни мы, общаясь с людьми, имеем представление об их возрасте. Соответственно по-разному общаемся с людьми разных возрастов. Например, трехлетнего ребенка взрослый может погладить по головке, а вот новорожденного, возможно, воздержится трогать. У первоклассника спросит об успехах в школе, а с подростком не сразу сообразит, о чем говорить. У людей преклонного возраста обязательно спросит о здоровье. Эти факторы говорят о том, что возраст является для нас характеристикой человека и определяет наше поведение и отношение к нему. Если предположить, что возраст – это эмпирическое понятие, то есть, возникает как обобщение внешне заметных, чувственно воспринимаемых признаков. Такое обобщение существует исходно в самих наших представлениях о жизни и о человеке. Если это эмпирическое понятие становится предметом анализа и исследования, возникают возрастные теории онтогенеза. И тогда эмпирическому понятию «возраст» начинает соответствовать какое-то научное понятие [1].
Понятие возраст, в психологии, является конкретной, относительно ограниченной во времени ступенью психического развития индивида и его развития как личности, которая, в свою очередь, характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей [2. с.245].
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1. Хронологический возраст. Он определяется продолжительностью жизни человека, то есть по паспорту [3. с.10].
2. Биологический возраст. Определяется путем исследования биологических показателей, как организм функционирует в целом, к примеру, костно-мышечная система, лимфатическая система, дыхательная система. Показатель биологического возраста индивида, относительно его предполагаемого возраста может значительно отличатся. Например: 30-ти летний молодой человек, наркоман с 10-ти летним стажем, значительно отличается по своему биологическому возрасту от своего сверстника, ведущего здоровый образ жизни.
3. Психологический возраст. Это понятие связанно с индивидуальными факторами – средой и условиями формирования организма, обучением, воспитанием, а так же немало важным фактором – генезис индивида. В качестве примера можно сравнить воспитание ребенка в мусульманской стране, где очень строгая атмосфера, со своими многочисленными запретами, и европейское воспитание, с более лояльными подходами.
Еще Л.С. Выготский пытался разработать системный анализ категории психологического возраста. Ключевым фактором, он считал социальное развитие, которое отражает положение ребенка в системе общественных отношений, его деятельность, а так же новообразования в сфере сознания и личности [4. с. 401- 402]. А также о доминирующем развитии в соответствующий сензитивный период отдельных психических процессов, что приводит к неравномерности психологического развития ребенка. Впоследствии А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, добавили в характеристику возраста представление о ведущей деятельности ребенка, внутри которой преимущественно осуществляется развитие детской психики. В каждом возрасте выделяется своя ведущая деятельность. Психологический возраст, так же как и умственный возраст, может не совпадать с паспортным возрастом. Выготский считал, что вступление в новый психологический возраст определяется появлением новых мотивов, определяющих поведение и деятельность ребенка в новом возрастном периоде [5].
Психологический возраст – принято считать определенным уровнем развития психики, и включает в себя:
Созревание человека – это процесс непрерывный, который продолжается всю жизнь. Американский психолог Олпорт наблюдал разницу между эмоционально – зрелой личностью и невротической. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. И наоборот, поведение незрелых лиц преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства.
Анализируя выше сказанное, мы приходим к выводу, что хронологический возраст не является истинным показателем возраста субъекта. Гораздо эффективнее рассматривать ситуацию с точки зрения психологического, социального и биологического возрастов.
Возраст является одним из основных критериев психической жизни человека и особенностью характера. На протяжении жизненного цикла субъект по-разному воспринимает различные ситуации, в зависимости от возраста, в том числе утрату и болезнь.
Возраст подлежит диагностике, как биологический, так и психологический. Многие ученые занимались исследованиями возраста человека, благодаря чему мы имеем богатое научное наследие в этой области.
Возрастные часы англ. age clock – субъективная репрезентация нормативного социокультурного расписания жизни, другими словами, возрастные часы – это внутренний временной график для основных возрастных свершений – решения задач развития в том или ином возрасте [6].
Наиболее длительным периодом жизни человека является период взрослости. Его делят, как правило, на три стадии. Это период ранней взрослости – от 20 до 40 лет, средней взрослости – от 40 до 60 лет, и поздней взрослости от 60 лет и старше. Каждый из этих периодов имеют свои особенности и характеристики. Но когда мы говорим о конкретном человеке, становится сложным применить данные возрастные рамки. Это объясняется тем, что большое влияние на развитие и поведение оказывает его субъективное представление о своем возрасте и о себе. Поэтому довольно часто используют, в отношении взрослого человека, понятие возрастные часы.
Под этим понятием следует понимать внутренний временной график жизни индивида, который используется в качестве критерия развития во взрослом периоде жизни. А так же при помощи временных часом можно узнать о том, на сколько человек в своем развитии опережает или отстает от ключевых социальных событий, например получение высшего образования, вступление в брак, рождение детей и так далее [4. с. 401- 402].
Если говорить другими словами, человеку свойственно внутреннее ожидание, связанное с разными периодами жизни, которые мы относим к себе и окружающим. К примеру, если мы видим семейную пару, обнимающую новорожденного ребенка, вполне возможно, что наша реакция будет разной в зависимости от возраста пары – 20 им лет или 40. Мы по-разному уже будем воспринимать их мотивацию, и отношение к ним будет соответственно различным. Как поведение, ожидаемое от личности, так и реакции на него других людей могут иметь выраженные отличия в зависимости от исторической и культурной обстановки, что делает событие более сложным для интерпретации [7. с. 89].
Таким образом «возрастные часы» – идеализация, выполняющая функции «расписания жизни». Сверяясь с этими часами, человек и общество определяет, насколько медленно или быстро идёт продвижение вперёд относительно социальных событий [8].
Список литературы: