Понятие, виды и структура группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 10:12, реферат

Краткое описание

На определенных этапах развития личности одной из ведущих была потребность в принадлежности к группе. В то же время в процессе развития групповой сплоченности группа вступает в конфликт с индивидуальностью, выступая для нее как тормозящий момент в развитии.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 21.82 Кб (Скачать)

Первая стадия развития коллектива характеризуется предъявлением  требований только со стороны его  руководителя. Это довольно низкий уровень группового сплочения. Люди еще не готовы к общим действиям  и групповые нормы пока еще  не выработаны.

Вторая стадия вызвана развитием  социальных отношений. Формируются  групповые нормы и действия. Все  большее количество людей способны к согласованным действиям. Требования руководителя поддерживаются наиболее активными членами группы. Создается  социальный актив, лидерство.

На третьей стадии в коллективе достигнута согласованность действий всех членов группы. Групповые нормы  и действия выработаны. Ожидания, нормы  и санкции становятся общими для  всех членов коллектива. Социальный контроль со стороны лидера снижается.

Но третья стадия не означает застоя в коллективе. Коллектив защищается от застоя новыми способами деятельности, идеями развития, предложенными его  членами, существованием так называемых зон неуправляемости, и новыми целями коллектива в соответствии с развивающимися потребностями людей.

В коллективе формируются явления, свойственные только совместной жизни  людей. Одно из них социальная фасилитация — социальное облегчение эффективности деятельности и саморазвития каждого члена коллектива. Обучение в группе намного эффективнее, чем индивидуальное. Но отношения в группе должны быть доброжелательными.

Социальная ингибиция означает, что деятельность и развитие членов коллектива блокируются неблагоприятным влиянием слаборазвитой группы.

Теория коллектива, основные идеи которой были заложены Макаренко, развиты  в работах таких известных  отечественных педагогов и психологов, как Л. И. Новикова, Т. Е. Конникова, Т. Н. Мальковская, И. П. Иванов, В. А. Караковский, А. В. Петровский, Р. С. Немов. Она может иметь самое широкое применение не только в педагогике, но также во всех сферах управления, в бизнесе, семейной жизни во всех случаях, где функционируют социальные группы.


Информация о работе Понятие, виды и структура группы