Понятие об импровизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:01, реферат

Краткое описание

Импровизация как «первотворчество», как самая непосредственная попытка извлечь порядок из беспорядка, как чисто интуитивное самоопределение в хаосе впечатлений и эмоций, как свободный полет своевольной фантазии — все это знакомо представителям разных видов искусства. И все же импровизация импровизации рознь. Например, в музыке она направлена преимущественно на себя. В кинематографе, напротив, вовне. Да и самое понятие «импровизация» вовсе не однозначно — его семантика далеко не во всяком контексте соответствует его этимологии. Настолько, что оно может содержать в себе как позитивный, так и негативный смысл.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие об импровизации (этапы, способность к импровизации)
2. Импровизация в поэзии
3. Импровизация в народном творчестве
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

реферат импровизация.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ  

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие об  импровизации (этапы, способность к импровизации)

2. Импровизация в поэзии

3.  Импровизация  в народном творчестве

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВДЕНИЕ 

   Импровизация  как «первотворчество», как самая непосредственная попытка извлечь порядок из беспорядка, как чисто интуитивное самоопределение в хаосе впечатлений и эмоций, как свободный полет своевольной фантазии — все это знакомо представителям разных видов искусства. И все же импровизация импровизации рознь. Например, в музыке она направлена преимущественно на себя. В кинематографе, напротив, вовне. Да и самое понятие «импровизация» вовсе не однозначно — его семантика далеко не во всяком контексте соответствует его этимологии. Настолько, что оно может содержать в себе как позитивный, так и негативный смысл.

   В этом смысле импровизация может рассматриваться  как логическая и психологическая  модель творческого процесса вообще. Не случайно концепция, согласно которой творчество получает свое научное истолкование в качестве «опережающего отражения» (как исторически, так и логически), приобретает все больше и больше сторонников. Во всяком случае импровизация как творчество самородное и сиюминутное («здесь и сейчас»), как творчество «на лету и ненароком» (Тютчев), как творчество «навзрыд» (Пастернак), как «мгновенная удача ума» (Ахмадулина) подарила нам немало истинных шедевров. «Парадокс опережения», когда желаемое реализуется у художника раньше, чем он успевает осознать свое хотение, становится фактором поразительных открытий. Поразительных хотя бы уже одним тем, что они были непредсказуемы и для самого автора.

   Импровизационное  начало неотъемлемо входит в структуру  подлинно художественного, т.е. подлинно оригинального познания, которое  может быть осмыслено, в частности, как череда локальных импровизаций. Ведь творческий процесс экспериментален на всем его протяжении. И на каждом этапе — это не столько следование уже имеющимся планам и намерениям, сколько естественно складывающееся отступление от них. Их пересмотр, даже их попрание. Тут на каждом шагу возникает нечто непредусмотренное самим автором. 

   Момент  импровизации ускоряет познавательный процесс в искусстве. Он обогащает  творчество по методу «проб и ошибок», творчеством «наощупь», творчеством  «скоропостижным», творчеством «вдруг» и «напролом».

   Творчество  по логике своей есть процесс самоорганизации, самонастройки и здесь всегда важен отправной момент, первый шаг. Импровизация, являясь творчеством  «врасплох», может «спровоцировать» вдохновение и счастливо задать тон всему дальнейшему развитию художественной мысли.

   Психология  импровизации почти не изучена. А  между тем возможности ее неоценимы. Всякое творчество представляет собой  процесс непрестанных взаимопереходов  замысла и осуществления, переживания и выражения, рационального и интуитивного. Момент импровизации — это момент скачка, перерыва постепенности в развитии этого процесса. 
 

1.Понятие  об импровизации 

    Импровизация  – это (improviso — значит по-латыни «без подготовки») — такой вид творчества, при котором и «замысел» произведения и «претворение» его в литературную форму совершаются одновременно, внезапно и быстро. Для импровизации необходимо, чтобы тема была задана со стороны или чтобы она возникла внезапно, так сказать, на месте происшествия, и тут же была облечена в литературную форму. Поэтому быстрое претворение «ранее» обдуманного замысла не следовало бы считать импровизацией, как это полагает Гюго, иначе импровизаторами оказалось бы очень большое количество писателей, долговременно «обдумывающих» свои произведения и очень быстро переносящих обдуманное на бумагу, зачастую без всяких помарок и дальнейших исправлений. Равным образом не следовало бы считать импровизацию и такие произведения, которые хотя и написаны на заданную тему и выполнены быстро, но не сразу, а впоследствии, у себя дома, в привычных условиях литературногоого труда.

    Импровизационное  творчество проявляется в очень  разнообразных видах и формах. Часто указывают на устную словесность  как на область преимущественно  импровизационного творчества.

    Традиция  импровизирования восходит к народным авторам-исполнителям эпоса (аэды в  Греции, акыны в Азии). В 19–20 вв. литературная импровизация – сочинение и немедленное  прочтение стихотворения на заданную обществом тему или экспромт в  альбом или для автографа. Искусством импровизации владели А. С. Пушкин, А. Мицкевич, В. Я Брюсов. 

Способность к  импровизации 

    Импровизация  осуществляется без предварительной  подготовки на основе сиюминутно возникающей ассоциации и выражается в парадоксальной мысли, оригинальном ходе, интуитивном возникновении идеи. Способность к импровизации – это интегральная творческая способность, базирующаяся на высокой лабильности нервных процессов, воображении (преобразовании представлений), пластичности, гибкости, беглости мышления, памяти (манипуляции эталонными блоками), интуиции. 

Этапы импровизации:  

Процесс импровизации включает в себя четыре этапа:

    1)  Озарение;

    2) Мгновенное осмысление интуитивно возникшей  идеи и моментальный выбор пути ее реализации;

     3) Публичное воплощение этой идеи ;

     4) Осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса реализации идеи. 
 
 
 
 

    2. Импровизация в поэзии 

    В поэзии проблема импровизации — проблема творческого процесса. В разные исторические эпохи она получала разное освещение. Во времена Платона импровизатором считался всякий поэт, который, по мнению древних, в минуты вдохновения — особого состояния психики, объясняемого вселением в поэта «демона», духа, — импровизировал свои произведения без какой-либо предварительной подготовки; он вещал, как вещал пророк. Особым видом «священного» безумия считали творческий процесс романтики. Для них поэт был жителем нездешнего мира. Переносясь в свой мир, поэт создавал уже готовые произведения. Импровизированное произведение после обработки якобы только теряло в своих художественных достоинствах. После романтиков и символисты утверждали, что поэтическое творчество — это сплошная И.

           Пережитком этих иррациональных  воззрений на процесс поэтического  творчества являются столь распространенные  и излюбленные широкой публикой анекдоты и легенды об импровизационных способностях великих поэтов и писателей. Так, считают импровизаторами Горация и Овидия, Свифта и В. Скотта, Вольтера и Дидро, m-me де Сталь и Ламартина, Бальзака, де Виньи, Гюго, Дюма-отца, Меримэ, Т. Готье, Гёте и Шиллера, Гофмана, Тика, Словацкого и Мицкевича.

           В письменной поэзии импровизационное  творчество ограничено преимущественно  так наз. «скоропостижными виршами», «альбомными стихами», экспромтами, эпиграммами, акростихами, «буриме» и т. п. формами «поэзии на случай».

    Дар импровизации за редким исключением  присущ каждому поэту в большей  или меньшей степени. Как на исключительного  импровизатора, указывают обычно на польского поэта Мицкевича. Так, описывают одно его импровизированное выступление в Москве в 1826 году на обеде, устроенном у княгини З. А. Волконской в честь Пушкина. Мицкевичу досталась по жребию тема: «Смерть Константинопольского патриарха, убитого турецкой чернью, которого тело было брошено в море и всплыло около Одессы». Простояв несколько минут в молчании и сосредоточившись, Мицкевич начал свою импровизацию; она была так удачна, что Пушкин, потрясенный ею глубоко, в восторге обнял Мицкевича и осыпал поцелуями (А. С. Пушкин, изд. А. Поливанова для семьи и школы, т. I — Мицкевич). И сам Пушкин удачно импровизировал рассказы перед своими лицейскими товарищами. «При таком случае он, еще в грубых чертах, разумеется, передал и две повести, им самим выдуманные: «Метель» и «Выстрел», которые позднее явились в повестях Белкина» (Анненков, А. С. Пушкин, 1873 г.).

    Были  и у Достоевского наклонности  к шуточным импровизациям (в виде пародии на сцену из Гамлета). Об этом сообщает в своих воспоминаниях  фон-Фогт. Художественный образ импровизатора  дан Пушкиным в его «Египетских ночах». Для импровизатора, — говорит здесь устами поэта А. С. Пушкин, — не существует ни труда, ни охлаждения, ни того беспокойства, которые предшествуют вдохновению. Чужая мысль, чуть коснувшаяся его слуха, становится его собственностью, как будто бы он с нею носился, лелеял, развивал ее беспрестанно. 

    3. Импровизация в народном творчестве 

    В истории народного творчества импровизация занимает видное место. Народные песни  в том виде, как мы их знаем, в  эмбриональном периоде представляют из себя одни импровизации. Как указывает А. Веселовский («Три главы из исторической поэтики»), текст, сопровождающий синкретические игры, у всех почти народов импровизируется. У кафров, например, присутствующие по очереди импровизируют какую-нибудь фразу, на которую отвечает хор.

Рядом с подобными  импровизациями в истории народного  творчества должны быть отмечены импровизации по поводу.

    Когда, например, Дарвин приехал на Таити, одна девушка сложила про него четыре строфы, исполнение которых  сопровождалось хором. Лопарь воспевает всегда то, что видит и слышит в данную минуту, приезд путешественника, чиновника и т. д. В Италии, особенно в XVI и XVII в.в., было много импровизаторов в период расцвета.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВЫВОДЫ 

    Импровизация (от лат. imprivisus – неожиданный, внезапный) в самом общем понимании – создание чего-то (сочинение стихов, написание музыки, выступление с чем-либо и т. п.) в момент исполнения, без подготовки.

    Для импровизации необходимо, чтобы тема была задана со стороны или чтобы она возникла внезапно, так сказать, на месте происшествия, и тут же была облечена в литературную форму. Импровизационное творчество проявляется в очень разнообразных видах и формах. Часто указывают на устную словесность как на область преимущественно импровизационного творчества.

    Импровизация  осуществляется без предварительной  подготовки на основе сиюминутно возникающей ассоциации и выражается в парадоксальной мысли, оригинальном ходе, интуитивном возникновении идеи.

    Способность к импровизации – это интегральная творческая способность, базирующаяся на высокой лабильности нервных процессов, воображении (преобразовании представлений), пластичности, гибкости, беглости мышления, памяти (манипуляции эталонными блоками), интуиции.

    Процесс импровизации включает в себя четыре этапа:

    1)  Озарение;

    2) Мгновенное осмысление интуитивно возникшей  идеи и моментальный выбор пути ее реализации;

     3) Публичное воплощение этой идеи ;

     4) Осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса реализации идеи.

    Импровизация  возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др.

    Поэтическая  импровизация обычно выполняется на заданную тему. Блестящим поэтом-импровизатором был А. Мицкевич; среди русских поэтов искусством Импровизация владели П. А. Вяземский, В. Я. Брюсов («Вешние воды») и др. Образ поэта-импровизатора запечатлел А. С. Пушкин в «Египетских ночах». К импровизация относят жанр экспромта. Искусство импровизации составляет один из основных элементов современной театральной педагогики. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Рибо Т., Психология  чувств, СПБ., 1898; Веселовский А. Н., Три главы из исторической  поэтики, «Собр. сочин.», серия  1, т. I, СПБ., 1913: Лапшин И., О перевоплощаемости  в художественном творчестве, сб. «Вопросы теории и психологии  творчества», т. V, Харьков, 1914;

2. Эрберг К., Цель творчества, П., 1919; Лапшин И., Художественное творчество, П., 1922;

Информация о работе Понятие об импровизации