Понятие мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:16, реферат

Краткое описание

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

1.3 Исследования  мотивации в отечественной психологии

Отечественные психологи  к процессу развития мотивации достижения подходят с позиций характерного для российской психологии личностно-деятельностного подхода. В современной отечественной психологии подчеркивается активная субъектная позиция как значимый фактор развития и трансформации мотивации. «Способ, программа и конкретные жизненные цели, которые оцениваются индивидом как оптимально удовлетворяющие потребности и в отношении которых принимаются намерение к достижению, - это и есть система мотивов личности».

Говоря о развитии мотивации достижения, многие исследователи имеют в виду, прежде всего формирование активной жизненной стратегии, выработку модели поведения, ориентированной на достижение успеха и целей деятельности. К. А. Абульханова-Славская выделяет следующие признаки активной жизненной стратегии личности:

- выбор способа жизни;

- умение разрешать  противоречие «хочу - имею»;

- творческий поиск  и создание условий для самореализации.

К. А. Абульханова-Славская исследует активность личности как  субъекта деятельности. «Личность посредством  своей активности находит предметы, условия и ситуации удовлетворения потребностей, регулирует отдельные действия и поступки, и определённым образом категоризирует, моделирует, преобразует действительность. Активность в широком смысле слова - это присущий личности способ организации жизни, регуляции и саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности и жизни, с одной стороны, и требований к личности общества и обстоятельств - с другой».

Исходя из данных позиций, необходимо рассмотреть исследование Л. М. Митиной, направленное на развитие характеристик конкурентоспособной личности с помощью специально разработанной психологической технологии. Технология предполагает преобразование мотивационной, интеллектуальной, аффективной и поведенческой структур личности, в результате чего внешняя детерминация жизнедеятельности меняется на внутреннюю. В качестве основного психологического условия развития личности Л. М. Митина рассматривает повышение уровня самосознания. При этом она отмечает, что психологическим фундаментом личности будущего или состоявшегося конкурентоспособного профессионала в любой области человеческой деятельности выступают такие базовые характеристики, как личностная направленность, компетентность и гибкость. Автор выделяет четыре стадии преобразования личности и поведения: подготовка; осознание; переоценка; действие. Модель объединяет основные процессы развития личности: мотивационные (I стадия), когнитивные (II стадия), аффективные (III стадия), поведенческие (IV стадия).

Е. В. Козиевская рассматривает феномен мотивации достижения во взаимосвязи с профессиональной деятельностью индивида. В качестве основного критерия при изучении и развитии профессиональной мотивации достижения выступает понятие профессионального мотива достижения, который понимается как образ того качества профессиональной деятельности, которое стало потребностно значимым для профессионала. В качестве критериев развития мотивации автор использует показатели, позволяющие отличить мотивы деятельности достижения от других, выделяемые X. Хекхаузеном. В исследовании был выделен основной фактор, оказывающий влияние на развитие мотивации достижения - профессиональная самооценка. В результате интеграции всех вышеописанных феноменов Е. В. Козиевская разрабатывает функциональную структуру процесса развития мотивации достижения под влиянием профессиональной самооценки в виде следующих этапов:

1. Проблематизация прежней  системы мотивации достижения  под влиянием отрицательного  отношения к соответствию реального  и идеального образов «Я - профессионал».

2. Планирование изменений  в системе мотивации достижения, осуществляемой на основе идеального  образа «Я - профессионал».

3. Реализация этих  изменений.

4. Закрепление вновь  возникшей системы мотивации  достижения на основе положительного отношения к соответствию реального и идеального образов «Я - профессионал».

Таким образом, в основе развития мотивации достижения лежит  процесс моделирования успешного  идеального образа «Я - профессионал», и формирование реалистичных представлений  о себе, наиболее соответствующих идеальному образу.

Е. Е. Лушникова связывает  мотивацию достижения с учебной  деятельностью (также рассматривая ее как основную трудовую деятельность, соответствующую данному возрасту). Она выделяет следующие функции  мотивации достижения: познавательная функция (отражает стремление к приобретению необходимых знаний); эмоциональная функция (отражает влияние эмоций на учебную деятельность); интегративная (отражает систему самооценок и оценок достигнутого результата). Автор отмечает, что формирование мотивации достижения требует построения системы педагогических средств как множества взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство. Системообразующим фактором такой системы являются цели.

Следовательно, и основным механизмом, обеспечивающим эффективность процесса развития мотивации достижения, будет механизм целеполагания. В дальнейшем на основе мотивов ставших чертами индивидуальности происходит развитие потребности в достижении и стремлении к самореализации, самосовершенствованию.

А. В. Сальков в своем  исследовании в качестве основы процесса развития мотивации достижения рассматривает  уровни ценностного выбора, а именно - возможности реализации осознанного  выбора личностью в новой социальной ситуации. Он выделяет следующие типы возможных стратегий:

1. Активно-созидательный,  базирующийся на высокой выраженности  стремления к успеху и ориентации  на привлекательность успеха. Наиболее  эффективный тип поведения.

2. Активно-созерцательный, базирующийся на стремлении избегания  неудач и ориентации на достижение успеха. В данном случае препятствием для эффективности деятельности будет неуверенность в выборе средств достижения, отсутствие регулярности и систематичности в принимаемых решениях.

3. Неопределенный (вариативный), базирующийся на стремлении к успеху и ориентации на ожидание неудачи. Препятствием для эффективности деятельности является несоответствие этих двух детерминант.

4. Пассивный, базирующийся на  стремлении к избеганию неудач  и ориентации на привлекательность  неудачи. Данный тип наименее эффективный, характеризуется абсолютно пассивной жизненной позицией.

Исходя из анализа данных типов  поведения, автор предлагает следующую  модель успешно реализующегося индивида. Это человек:

1. Чей результат оценивается  как успех:

- самой личностью (субъективное переживание результата как значимого положительного события);

- референтной группой (признание  успеха людьми, чье мнение для  субъекта значимо);

- объективными данными показателей  успеха.

2. У которого высоко развиты  рефлексивные умения:

- самостоятельно ставить цель  и видеть способы ее достижения;

- видеть перспективы развития  и построения «образа будущего»  в момент принятия решения.

3. У которого ярко выражена  активная жизненная позиция:

- ценностное самоопределение на  трех уровнях (эмотивный, когнитивный, действенный);

- высокий уровень мотивации  достижения.

При этом важным аспектом развития мотивации  достижения в вузе является создание оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих ценностно  самоопределиться в процессе обучения.

Анализ вышеописанных моделей  позволил выделить следующие подходы  к развитию мотивации достижения в отечественной психологии: повышение  уровня самосознания (Л. М. Митина); изменение  профессиональной самооценки (Е. В. Козиевская); целеобразование (Е. Е. Лушникова); ценностно-смысловое направление (А. В. Сальков). Причем каждый из подходов делает акцент на преобладании мотива достижения успеха над мотивом избегания неудачи.

 

 

Таким образом, в качестве основных критериев развития мотивации достижения выступают выраженность мотивационных, когнитивных, эмоционально-оценочных, атрибутивных и поведенческих характеристик личности. Это обстоятельство легло в основу разработки нами программы и модели развития мотивации достижения.

 


Информация о работе Понятие мотивации