Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:16, реферат
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.
1.3 Исследования
мотивации в отечественной
Отечественные психологи к процессу развития мотивации достижения подходят с позиций характерного для российской психологии личностно-деятельностного подхода. В современной отечественной психологии подчеркивается активная субъектная позиция как значимый фактор развития и трансформации мотивации. «Способ, программа и конкретные жизненные цели, которые оцениваются индивидом как оптимально удовлетворяющие потребности и в отношении которых принимаются намерение к достижению, - это и есть система мотивов личности».
Говоря о развитии мотивации достижения, многие исследователи имеют в виду, прежде всего формирование активной жизненной стратегии, выработку модели поведения, ориентированной на достижение успеха и целей деятельности. К. А. Абульханова-Славская выделяет следующие признаки активной жизненной стратегии личности:
- выбор способа жизни;
- умение разрешать противоречие «хочу - имею»;
- творческий поиск
и создание условий для
К. А. Абульханова-Славская исследует активность личности как субъекта деятельности. «Личность посредством своей активности находит предметы, условия и ситуации удовлетворения потребностей, регулирует отдельные действия и поступки, и определённым образом категоризирует, моделирует, преобразует действительность. Активность в широком смысле слова - это присущий личности способ организации жизни, регуляции и саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности и жизни, с одной стороны, и требований к личности общества и обстоятельств - с другой».
Исходя из данных позиций, необходимо рассмотреть исследование Л. М. Митиной, направленное на развитие характеристик конкурентоспособной личности с помощью специально разработанной психологической технологии. Технология предполагает преобразование мотивационной, интеллектуальной, аффективной и поведенческой структур личности, в результате чего внешняя детерминация жизнедеятельности меняется на внутреннюю. В качестве основного психологического условия развития личности Л. М. Митина рассматривает повышение уровня самосознания. При этом она отмечает, что психологическим фундаментом личности будущего или состоявшегося конкурентоспособного профессионала в любой области человеческой деятельности выступают такие базовые характеристики, как личностная направленность, компетентность и гибкость. Автор выделяет четыре стадии преобразования личности и поведения: подготовка; осознание; переоценка; действие. Модель объединяет основные процессы развития личности: мотивационные (I стадия), когнитивные (II стадия), аффективные (III стадия), поведенческие (IV стадия).
Е. В. Козиевская рассматривает феномен мотивации достижения во взаимосвязи с профессиональной деятельностью индивида. В качестве основного критерия при изучении и развитии профессиональной мотивации достижения выступает понятие профессионального мотива достижения, который понимается как образ того качества профессиональной деятельности, которое стало потребностно значимым для профессионала. В качестве критериев развития мотивации автор использует показатели, позволяющие отличить мотивы деятельности достижения от других, выделяемые X. Хекхаузеном. В исследовании был выделен основной фактор, оказывающий влияние на развитие мотивации достижения - профессиональная самооценка. В результате интеграции всех вышеописанных феноменов Е. В. Козиевская разрабатывает функциональную структуру процесса развития мотивации достижения под влиянием профессиональной самооценки в виде следующих этапов:
1. Проблематизация прежней
системы мотивации достижения
под влиянием отрицательного
отношения к соответствию
2. Планирование изменений
в системе мотивации
3. Реализация этих изменений.
4. Закрепление вновь
возникшей системы мотивации
достижения на основе положител
Таким образом, в основе
развития мотивации достижения лежит
процесс моделирования
Е. Е. Лушникова связывает
мотивацию достижения с учебной
деятельностью (также рассматривая
ее как основную трудовую деятельность,
соответствующую данному
Следовательно, и основным механизмом, обеспечивающим эффективность процесса развития мотивации достижения, будет механизм целеполагания. В дальнейшем на основе мотивов ставших чертами индивидуальности происходит развитие потребности в достижении и стремлении к самореализации, самосовершенствованию.
А. В. Сальков в своем исследовании в качестве основы процесса развития мотивации достижения рассматривает уровни ценностного выбора, а именно - возможности реализации осознанного выбора личностью в новой социальной ситуации. Он выделяет следующие типы возможных стратегий:
1. Активно-созидательный,
базирующийся на высокой
2. Активно-созерцательный,
базирующийся на стремлении
3. Неопределенный (вариативный), базирующийся на стремлении к успеху и ориентации на ожидание неудачи. Препятствием для эффективности деятельности является несоответствие этих двух детерминант.
4. Пассивный, базирующийся на
стремлении к избеганию неудач
и ориентации на
Исходя из анализа данных типов поведения, автор предлагает следующую модель успешно реализующегося индивида. Это человек:
1. Чей результат оценивается как успех:
- самой личностью (субъективное переживание результата как значимого положительного события);
- референтной группой (
- объективными данными
2. У которого высоко развиты рефлексивные умения:
- самостоятельно ставить цель
и видеть способы ее
- видеть перспективы развития
и построения «образа будущего»
3. У которого ярко выражена активная жизненная позиция:
- ценностное самоопределение на трех уровнях (эмотивный, когнитивный, действенный);
- высокий уровень мотивации достижения.
При этом важным аспектом развития мотивации
достижения в вузе является создание
оптимальных психолого-
Анализ вышеописанных моделей позволил выделить следующие подходы к развитию мотивации достижения в отечественной психологии: повышение уровня самосознания (Л. М. Митина); изменение профессиональной самооценки (Е. В. Козиевская); целеобразование (Е. Е. Лушникова); ценностно-смысловое направление (А. В. Сальков). Причем каждый из подходов делает акцент на преобладании мотива достижения успеха над мотивом избегания неудачи.
Таким образом, в качестве основных критериев развития мотивации достижения выступают выраженность мотивационных, когнитивных, эмоционально-оценочных, атрибутивных и поведенческих характеристик личности. Это обстоятельство легло в основу разработки нами программы и модели развития мотивации достижения.