Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:30, контрольная работа
Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 4
1.1 Человек-индивид-личность 5
1.2 Социальный мир 6
1.3 Общественные отношения 8
2. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Допустимо, и признание возможности появления личности, за которой не стоит реальный индивид. Таков, например, Козьма Прутков, созданный в результате творчества А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых. О биографии личности никогда в действительности не существовавшего индивида повествуется в рассказе Ю.Тыняного «Подпоручик Киже». Обращение к ситуации «индивид без личности» или «личность без индивида» подобно мысленному эксперименту, небесполезному для понимания проблем единства и не тождественности личности и индивида.
2. Проблема личности в психологии
В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.
Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:
- Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?
- Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
- Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?
- Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
- Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?
Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций таких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозитивную теории личности.
Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.
В психологии термин “личность” используется в следующих целях.
1. При помощи понятия “личность” хотят объяснить тот факт, что люди не случайно отличаются друг от друга. Теория личности в этом смысле — это теория индивидуальных различий. Она решает задачу при помощи понятия «индивидуальность». Тенденция применять понятие личности в этих целях свойственна в частности бихевиористам и тем психологам, которые предпочитают психометрию.
2. Для объяснения постоянства поведения людей выявляются факторы, обусловливающие это постоянство. Предполагается, что стабильность поведения связана с внутренними психическими структурами, то есть чертами, или диспозициями. Совокупность этих черт образует личность человека.
3. Некоторые психологи рассматривают личность как «механизм» организации и ориентации поведения людей, высшую инстанцию саморегулирования. Ряд теорий личности так и называются – «регулятивные».
4. Понятие “личности” используется для указания на источник активности, движущие силы поведения и деятельности человека. В этом направлении ориентированы психодинамические теории. В центре их внимания — потребности, ценности, мотивы и другие побудительные силы.
5. При помощи понятия личность объясняют качественное отличие психики человека от животных. Человеческая психика в отличие от животных является личностной. Все живые существа обладают более или менее сложной психикой. Многие виды животных отличаются своими темпераментом и характером; у них уникальные способности, которые не даны человеку. У людей нет ни орлиного зрения, ни собачьего нюха, ни умения ориентироваться без карты на огромных расстояниях, не говоря уже о скоростных, силовых и двигательных возможностях вообще. Но люди не решаются применить понятие «личность» для описания даже самых интеллектуальных животных. Человек – единственное из живых существ, наделенных психикой, которое представляет собой личность. И причина этого не в самомнении людей и не в желании хотя бы как-то отделить себя от остальной части животного мира. Общество действительно создает условия для образования качественно нового психологического механизма – личности.
Таким образом, можно утверждать, что психология личности — это нечто вроде «высшей психологии», если пользоваться математической метафорой. Акцент на личности означает попытку подняться над текущим уровнем психологического познания, сделать очередной шаг в понимании человека. Тем не менее, были и есть психологи, которые не только не считают тему личности центральной для психологии, но, напротив, склонны объявлять ее устаревшей. Они предпочитают анализировать влияние ситуации на поведение человека, не обращаясь к понятию личности.
В психологии личности одним из интереснейших является вопрос об отношении личности к обществу, культуре. Принципиально важно выяснить, как и насколько адекватно выражаются в развитии личности тенденции развития общества и, с другой стороны, как личность, отражая эти тенденции, организует свою жизнедеятельность.
Принято считать, что «…личность есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений». Личность – это производное от межличностных отношений. Часто, говоря о личности, имеют ввиду феномен индивидуально-психологического представительства человеческой культуры. Некогда К.Маркс заметил для себя нечто вроде того, что «сущность человека есть ансамбль общественных отношений», присущих отдельному индивиду. Логическим продолжением этой идеи явилось понятие социальной установки личности, сформулированное в 20-е годы ХХ века, как психологического эквивалента социальной ценности. Концепцию установки правомерно рассматривать как осторожную версию социальной природы личности. Проще преподносят эту мысль сегодня. «Нормальный взрослый человек может быть представлен как общество в миниатюре». Даже самоконтроль есть, в сущности, социальный контроль. Как видно, обращение к социальным источникам личности подчас сводит ее к социальным структурам. Между тем личность не является психической копией общества. Человек не только копирует общество, но в силу своей индивидуальности привносит в культуру нечто свое, особенное.
В силу того, что процесс становления личности носит социальный, межличностный характер, личность является атрибутом не только отдельного человека, но и общества. Формирование личности предполагает «общество личностей», или «общество индивидов», как назвал свою книгу немецкий социолог Норберт Элиас. «Человеческую натуру нельзя отыскать ни в одном отдельно взятом человеке, но только во всей истории человеческого рода». Общество является прообразом личности. Только в зрелом – личностном – обществе возможна зрелая личность. Если общество не имеет атрибутов личности, то «природному индивиду» нечего в нем приобретать.
Положение о личности как атрибуте общества предполагает, что источники личностности созревают в обществе, в его культуре. По видимому, уместно применить для понимания психологического механизма личностно-общественных отношений известный тезис Л.С.Выготского о том, что «психологическая природа человека представляет совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры».
Личностными атрибутами общества являются «социальные образцы саморегуляции, которые должен выработать в себе посредством научения отдельный человек в процессе своего превращения в уникального индивида, которые специфичны для каждого отдельного поколения». К числу личностных атрибутов общества следует отнести также государство, право, систему разделения труда и др. Являются личностными атрибутами общества также и те люди, которые служат примером для других. В каждом обществе существует более или менее оформленная коллективная концепция личности. Она может быть отражена в общественном мнении, в теоретических и публичных трудах авторитетных личностей, в официальных документах, например, в Конституции государства. Все это – личностные атрибуты общества. Таким образом, личностные атрибуты общества – это такие общественные институты, традиции, ценности и понятия о личности, которые благоприятствуют развитию личности и обусловливают ее функционирование в данном обществе.
Не всякое общество обладает развитыми атрибутами личности, то есть имеет достаточные условия для формирования личности. В общем эти условия постепенно созревают в процессе эволюции общества. «Чем развитее нация, тем полнее самостоятельность отдельной личности, и в то же время тем безопаснее одна личность от посягательства другой», - писал некогда Д.И. Писарев. На ранних этапах развития общества условий для появления личности в ее современном понимании было мало. Согласно разным гипотезам, в доисторические времена инстинктивные связи были столь прочны, что человек не обладал отдельным существованием в отрыве от группы. У него не было еще ни осознания себя как отдельного человека, ни механизмов регуляции индивидуального поведения, отличных от групповых механизмов. Лишь постепенно общественный человек начинает заново обретать автономное существование.
Считается, что индивидуалистические культуры способствуют самореализации их членов. Здесь цели отдельных людей не менее, если не более важны, чем групповые. Их поведение определяется мотивацией к достижению, в то время как в коллективистских - принадлежностью к группе. Ударение делается на личностные успехи, инициативу и оценки. Соответственно, личностным культурам, например, Великобритании и США, свойственны высокие показатели по шкале индивидуализма.
Коллективистские культуры, наоборот, характеризуются преобладанием групповых целей над индивидуальными. Они больше ценят преданность семье и клану. В этих закрытых структурах человек получает поддержку, если его поведению свойственна «жертвенность», преданность интересам группы. Все это способствует формированию соответствующей – «коллективистической» – личности.
Коллективистские ценности можно проиллюстрировать на примере африканских культур: «... В кенийских племенах никто не является изолированным индивидом. Его неповторимость и уникальность - вторичный факт. Прежде всего он - отдельный представитель народа. В этой системе групповая деятельность - доминирующая, ответственность разделяется между членами группы, каждый из которых подотчетен коллективу. Гармония и кооперация в группе основаны на коллективной деятельности и ответственности сильнее, чем на индивидуальной».
Но и современное западное общество не является идеальным носителем атрибутов личности. Как настоятельно подчеркивал Э.Фромм и другие психологи, это общество не дает свободы реализации интеллектуальных и эмоциональных способностей личности. Человек обрел независимость, но в то же время оказался изолированным. Эта изоляция непереносима, она пробудила чувства бессилия и тревоги. Современный человек стоит перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого. В современном обществе сохранились предпосылки для формирования авторитарной личности и других непродуктивных личностных типов.
Следовательно, становление личности зависит от того, в какой социальной среде это происходит, поскольку человек усваивает личностные атрибуты своего окружения. В авторитарной среде велика вероятность формирования авторитарной личности, в демократической – демократической личности и т.д.
Заключение
Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий и школ (К.Юнг, Г.Олпорт, Э.Кречмер, К.Левин, Ж.Нюттек, Дж.Гилфорд, Г.Айзенк, А.Маслоу и других), то можно сказать, что личность традиционно понимается как «… синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде» и «… в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида».
Личность человека это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно – потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта.
Такое определение личности вполне соответствует её пониманию в частности в отечественной психологии, ориентировавшейся на марксизм (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович).
Во – первых личность является атрибутивной характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом.
И во – вторых, что личность является такой психологической характеристикой субъекта, которая регулирует его отношения с объективной действительностью.Таким образом, личность это система мотивационных отношений, которую имеет субъект.
А также, во – первых быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные (в широком смысле контакты с миром). Психологические исследования личности как субъекта витальности – это изучение биологических предпосылок поддержания человеком своих взаимоотношений с миром. Уровень личности как «авторствования» человека применительно к построению им собственной жизни может быть зафиксирован в термине индивидуум или индивидуальный субъект.
Во – вторых, быть личностью – это значит быть субъектом предметной деятельности.
В – третьих, быть личностью – это быть субъектом деятельности общения. Необходимо различать собственно общение и коммуникацию. Общение же – это производство индивидами их общего (В.А.Петровский), что предполагает достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон (в отличие от коммуникации, которая может иметь чисто инструментальный характер. А также следует отметить, что в принципе верная идея о том что «личностью не рождаются», что личностью человек становится, «выделывается» послужила в отечественной психологии основанием для совершенно неверной, на наш взгляд, точки зрения, что не каждый человек – личность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алейникова Т.В. Психоанализ: Учеб.пособие.- Ростов н/Д: Феникс,2000.- 352с.