Понятие этнопсихологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Этнопсихология – междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 25.03 Кб (Скачать)

1. Понятие этнопсихологии

      Этнопсихология  – междисциплинарная отрасль  знания, изучающая этнокультурные особенности  психики людей, психологические  характеристики этносов, а также  психологические аспекты межэтнических  отношений.

     Сам термин этнопсихология не является общепринятым в мировой науке, многие ученые предпочитают называть себя исследователями в  области «психологии народов», «психологической антропологии», «сравнительно-культурной психологии» и т.п.

     Наличие нескольких терминов для обозначения  этнопсихологии связано именно с  тем, что она представляет собой  междисциплинарную отрасль знания. В состав ее «близких и дальних  родственников» включают многие научные  дисциплины: социологию, лингвистику, биологию, экологию и т.д.

     Что касается «родительских дисциплин» этнопсихологии, то, с одной стороны, это наука, которая в разных странах  называется этнологией, социальной или  культурной антропологией, а с другой – психология.

     Этническая  психология, конечно же, должна развиваться  в тесном сотрудничестве с другими  науками. Ее взаимодействие с ними обусловливается  необходимостью объединения усилий многих исследователей в интересах  изучения сходного объекта — явлений, выступающих следствием взаимодействия, общения, взаимоотношений и поведения  людей в составе этнических общностей.

     Этническая  психология и ученые, ее представляющие, занимаются прикладными исследованиями, которые в зависимости от того, кто их осуществляет, могут быть двух видов.

     Во-первых, психологи занимаются изучением  собственно национально-психологических  особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей независимо от того, являются ли эти особенности  врожденными или приобретенными в ходе социализации индивида, а также закономерностей их проявления и функционирования. Национально-психологические особенности формируются и в филогенезе, и в онтогенезе, а значит, имеют самую непосредственную связь и с общим развитием психики человека. Общий перечень возможных направлений исследований этнической психологии должен отражать и традиционную психологическую рубрикацию, включая в себя как интеллектуально-познавательные процессы, эмоционально-волевые явления, психологическое своеобразие групповых форм взаимодействия и поведения людей, так и национально специфические потребности, интересы, ценностные ориентации.

     Во-вторых, социологи и этнографы проводят главным образом этнокультурные исследования. Их предметом является изучение не собственно национально-психологических  особенностей, отличающих одних людей  от других, а национального своеобразия  культурных потребностей и традиций, социальных стереотипов поведения  и жизни представителей конкретных этнических общностей.

 

2. История возникновения  этнопсихологии

     Первые  крупицы этнопсихологических знаний содержат труды античных авторов  – философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния Старшего, Страбона. Так, древнегреческий врач и основатель медицинской географии Гиппократ  отмечал влияние окружающей среды  на формирование психологических особенностей людей и выдвинул общее положение, согласно которому все различия между  народами, в том числе их поведение  и нравы, связаны с природой и  климатом.

     Первые  попытки сделать народы предметом  психологических наблюдений были предприняты  в 18 в. Так, французские просветители ввели понятие «дух народа» и  пытались решить проблему его обусловленности  географическими факторами. Идея народного духа проникла и в немецкую философию истории 18 в. Один из ее виднейших представителей, И.Г. Гердер, рассматривал дух народа не как нечто бесплотное, он практически не разделял понятия «душа народа» и «народный характер» и утверждал, что душу народа можно познать через его чувства, речи, дела, т.е. необходимо изучать всю его жизнь. Но на первое место он ставил устное народное творчество, считая, что именно мир фантазии отражает народный характер.

     Свой  вклад в развитие знаний о характере  народов внесли и английский философ  Д. Юм, и великие немецкие мыслители  И. Кант и Г. Гегель. Все они не только высказывались по поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали «психологические портреты» некоторых  из них.

     Развитие  этнографии, психологии и языкознания  привело в середине XIX в. к зарождению этнопсихологии  как самостоятельной науки. Создание новой дисциплины – психологии народов – было провозглашено в 1859 немецкими учеными М. Лацарусом и Х. Штейнталем. Необходимость развития этой науки, входящей в состав психологии, они объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых народов (этнических общностей в современном понимании), в которых люди действуют «как некоторое единство». Все индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все они обладают одним и тем же народным духом, который немецкие мыслители понимали как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание.

     Идеи  Лацаруса и Штейнталя сразу же нашли отклик в научных кругах многонациональной Российской империи, а в 1870-х и в России была предпринята  попытка «встроить» этнопсихологию в психологию. Идеи эти возникли у правоведа, историка и философа К.Д. Кавелина, который высказал мысль  о возможности «объективного» метода изучения народной психологии по продуктам  духовной деятельности – памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям.

     Рубеж XIX–XX вв. отмечен появлением целостной этнопсихологической концепции немецкого психолога В.Вундта, посвятившего двадцать лет жизни написанию десятитомной Психологии народов. Вундт проводил основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой порождают новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не содержатся в них. А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа, им рассматривались общие представления, чувства и стремления многих индивидов. По мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются в языке, мифах и обычаях, которые и должны изучаться психологией народов.

     Еще одна попытка создания этнической психологии, причем именно под этим названием, была предпринята российским мыслителем Г.Г. Шпетом. Полемизируя с Вундтом, по мнению которого продукты духовной культуры есть психологические продукты, Шпет утверждал, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично другое – отношение к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Шпет полагал, что язык, мифы, нравы, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, «отклики» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем.

     Идеи  Лацаруса и Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета остались на уровне объяснительных схем, которые не были реализованы  в конкретных психологических исследованиях. Но идеи первых этнопсихологов о связях культуры с внутренним миром человека были подхвачены другой наукой – культурной антропологией.

 

3. Объект, предмет и  задачи этнопсихологии

     Объектом  исследования этнопсихологии являются нации, национальности, национальные общности.

       Предмет – особенности поведения,  эмоциональных реакций, психики,  характера, а также национальное  самосознание и этнические стереотипы.

     Этническая  психология как отрасль научных  исследований имеет свои конкретные задачи:

  1. всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей; выявление на этой основе специфики социально-политического, экономического, исторического и культурного развития наций и народов, определившей в итоге своеобразие зарождения, развития и функционирования их психологии;
  2. изучение специфики мотивационно-фоновой сферы национальной психики людей с целью анализа и обобщения своеобразия проявления и соотношения мотивационных и других подобных качеств (например, деловитости, инициативности, степени усердия и т.д.), определяющих важнейшие показатели эффективной деятельности и специфики поведения людей как представителей конкретных этнических общностей;
  3. исследование национально дифференцированных характеристик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной национальности, проявляющихся в своеобразно функционирующих в ходе трудовой и другой деятельности степени приверженности логике, глубине абстрагирования, скорости мыслительных операций, организации интеллектуальных процессов, глубине восприятия, полноте и оперативности представлений, концентрации и устойчивости внимания и других качествах;
  4. анализ и выявление закономерностей функционирования и протекания национальных чувств, их динамики и содержания; организацию исследований специфики выражения эмоций и эмоционального поведения представителей конкретных этнических общностей и обобщение полученных результатов с целью констатации закономерностей их эмоциональной жизни;
  5. изучение специфики своеобразных установок на волевую активность, функционирующих в национальной психике того или иного народа или нации; выявление на этой основе устойчивости и специфики протекания волевых процессов, своеобразия проявления волевых усилий, которые оказывают влияние на поведение, действия и поступки представителей нации;
  6. исследование своеобразия проявления коммуникативной сферы национального психического склада людей, функционирующей в виде специфических форм взаимодействия, общения и взаимоотношений и оказывающей влияние на характер протекания социально-психологических процессов в группах и коллективах, их иерархию, традиции и нормы поведения;
  7. сравнительное (кросскультурное) изучение этнопсихологических особенностей различных народов мира с целью выявления наиболее общих закономерностей функционирования и проявления национальной психики, а также разработки содержания и методик составления психологических характеристик их представителей;
  8. выявление отличительных национальных черт психологии различных классов, слоев и конфессиональных групп общества в конкретных государствах с целью изучения и обобщения закономерностей (национальных, политических, социологических, культурных и др.) их развития и функционирования;
  9. изучение влияния этнического сознания и самосознания на национально-психологические особенности людей, на их миропонимание, социальные позиции и ценностные ориентации;
  10. обоснование важнейших направлений учета и использования национально-психологических особенностей людей в интересах повышения эффективности политической, воспитательной, просветительской, социальной, культурно-массовой и консультативно-коррекционной работы с ними;
  11. исследование национально-психологических предпосылок совершенствования содержания и качества организации и осуществления трудовой, учебной, воинской и других видов деятельности представителей конкретных этнических общностей;
  12. выработку практических рекомендаций для руководителей предприятий, представителей других административно-хозяйственных кадров, педагогических работников с целью совершенствования ими управления и руководства многонациональными трудовыми, производственными и учебными коллективами;
  13. всестороннее изучение специфики психологии многочисленных наций и народностей нашей страны, социально-психологических условий и своеобразия межнациональных отношений в различных ее регионах, форм экономического, политического и культурного сотрудничества между нациями и народностями;
  14. социальное и психологическое прогнозирование развития политических, национальных и других процессов в разных регионах нашей страны и в других государствах на основе учета специфики психологии представителей различных этнических общностей, ее влияния на характер, содержание и специфику общественной жизни.

 

4. Методология этнопсихологии

     Методология этнической психологии — это наиболее общие представления об идейных позициях этой науки, основных закономерностях познания и осмысления ею национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей. Методология этнической психологии определяется, с одной стороны, своеобразием ее предмета: чтобы успешно исследовать национально-психологические особенности людей, нужно верно представить себе их содержание, закономерности формирования и функционирования, соотношение с другими элементами общественного сознания. С другой стороны, лишь познание реальной специфики и закономерностей развития национальной психики помогает определить те методы и использовать те методики, с помощью которых она может эффективно изучаться.

     Обычно  различают три уровня методологии  этнической психологии.

     I. Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает этническая психология. Общая методология отечественной психологической науки исходит из того, что:

     окружающий  нас мир материален (состоит из материи);

     материя первична, а сознание и психика  вторичны;

     различные виды материи находятся в непрерывном  движении, развитии и взаимодействии;

     движение  и взаимодействие материи определяют собой качественные особенности  всех общественно-психологических  явлений (в том числе и национально-психологических  феноменов) и социальной (национальной) активности людей;

     взаимодействие  — это объективная, универсальная  форма движения и развития, определяющая существование и структурную  организацию любой материальной системы, в том числе и социальных (этнических) групп;

     в истории человечества взаимодействие было изначальной формой зарождения и последующего развития всего существования, всей жизни людей как высокоорганизованных живых существ с разветвленной  системой различных форм связей между  ними и окружающей действительностью;

     только  в ходе филогенетической эволюции самого человека взаимодействие его с другими  индивидами превратилось в полноценную, разноуровневую и многофункциональную совместную деятельность людей;

Информация о работе Понятие этнопсихологии