Понятие и виды общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

Оглавление

Введение
1.Понятие, способы и цели общения
2.Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы
3.Вербальное и невербальное общение
4.Психологические особенности делового и личностного общения
5.Методы изучения личностных особенностей осужденных
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

 

3.Вербальное и невербальное общение

 

Остановимся на анализе  еще одного важного специфического свойства межличностной коммуникации – его двухуровневой организации. В процессе общения обмен информацией  между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровне.

На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности. Процесс выговаривания своих трудностей переводит их из плана индивидуального и эгоцентрического в план общечеловеческий.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний  вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка  и т.д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. К анализу «невербалики» мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого. Передача любой информации возможна лишь посредствам знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При глубоком делении различают вербальную и невербальную коммуникации. Главные Фомы невербальных знаковых систем: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика, визуальное общение. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы  человеческую речь. Естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

 

4.Психологические особенности делового и личностного общения

 

Важнейшей частью делового общения являются – жесты, мимика, интонации. Иными словами, значимо, не что говорится, а как это делается. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация.

Полезно изучить язык невербальных компонентов общения, так как во время деловых встреч, бесед, переговоров необходимо контролировать движения и мимику, а также уметь интерпретировать реакции партнера.

Интерпретация жестов, поз  и других компонентов невербального  общения не всегда бывает однозначной. В процессе общения необходимо учитывать общую атмосферу беседы, сё содержание.

Невербальные компоненты общения очень значимы в первые минуты знакомства. Очень важна первая оценка собеседника, так как в  последствии изменить её бывает трудно.

Во-первых, необходимо показать заинтересованность в предстоящей беседе. Поведение должно быть естественным, но от некоторых привычек, если они существуют, всё же стоит отказаться.

Прежде всего, о позе и жестах. На переговорах с партнером не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцепленные пальцы. Не следует надевать очки с затемненными стеклами – партнёр может чувствовать себя неловко.

Позы участников отражают их субординацию. Очень важна психологическая субординация – стремление доминировать или, напротив, подчиняться, что может не совпадать со статусом. О стремлении к доминированию свидетельствуют такие позы, как: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стенку; голова чуть приподнята, руки перекинуты у талии. Напротив, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов.

В рабочих кабинетах  столы часто ставят буквой «Т». Чем выше положение руководителя, тем больше эта буква. Посетителю предлагают сесть за стол, во главе которого находится данного кабинета – проявляется отношение доминирования. Если хозяин кабинета не желает демонстрировать доминирование, то он может покинуть кресло и сесть напротив, или – при менее официальных разговорах – наискось от собеседника.

Форма стола влияет на характер переговоров. Не случайно употребляется  выражение «беседа за круглым  столом». Круглый стол подразумевает  равноправие участников, неформальный характер встречи, свободный обмен мнениями и взглядами. Если в ходе беседы хозяин кабинета предлагает гост чашку чая или кофе, то тем самым он настраивает беседу на дружеский тон.

Расстояние, на котором разговаривают собеседники, очень символично. Различают четыре вида дистанций: интимную, личную, социальную и официальную. На практике обычно объединяются интимная и личная дистанции, с одной стороны, и социальная официальная – с другой. Кроме национальных особенностей, дистанция между говорящими зависит от многих других факторов: пола собеседников, их взаимоотношений и статуса, места проживания. Так, дистанция, которая рассматривается горожанином как официальная, может быть личной для представителя сельской местности.

Улыбка, наиболее универсальное средство невербального общения. Некоторые психологи придерживаются мнения, что мы улыбаемся не только потому, что мы рады чему-либо, но и потому, что улыбка помогает нам чувствовать себя счастливее и увереннее. Улыбка выражает множество оттенков переживаний: существует дружелюбная, ироничная, насмешливая, презрительная, заискивающая. Одна и та же улыбка может нести в себе различные оттенки. Так, улыбка, при которой немного обнажается верхний ряд зубов, выражает более дружеское расположение, нежели обычная улыбка. Такую открытую улыбку не следует использовать при первой встрече, она может породить недоверие. Существует ещё широкая улыбка, когда рот немного приоткрыт и обнажены оба ряда зубов. Она характерна для дружеских вечеринок, при шутках между друзьями, но никогда не используется при знакомстве. Не стоит забывать о том, что улыбка должна быть адекватна ситуации и не должна вызывать раздражения собеседника.

Взгляд – это одно из сильнейших «орудий». Взгляд может  быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным. Одно из возможных прочтений этого сигнала следующее: контакт глаз означает доверие собеседников друг к другу, их открытость, однако задержка взгляда на глазах партнера свидетельствует о стремлении к доминированию. Небольшая задержка взгляда на собеседнике может означать: «я доверяю Вам» или «я не боюсь Вас». Слишком частый отвод взгляда в сторону при беседе может свидетельствовать о том, что человек нервничает, или разговор его мало интересует, и он стремится его скорее закончить.

Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на своего партнера, чем когда он его слушает.

 

5.Методы изучения личностных особенностей осужденных

 

В свое время были разработаны  методы изучения личности осужденных, способы их перевоспитания, раскрывает психологические механизмы процесса перевоспитания, намечает пути наиболее эффективного управления этим процессом, исследует психологическое влияние средств исправительно-трудового воздействия на личность осужденного, социально-психологическую атмосферу в местах лишения свободы и условия ее формирования, изучает роль групп и коллективов в исправлении и перевоспитании правонарушителей, проблемы социальной адаптации и реадаптации осужденных, а также проблемы личности воспитателя.

Для изучения личностных особенностей осужденных использовался следующий методический инструментарий: беседа, наблюдение, обобщение независимых характеристик, опрос, анкетирование, тестирование (тесты Кеттела, «Диагностика эмпатии», модифицированный тест «Направленность личности в общении»), анализ личного дела, анализ продуктов деятельности осужденных, методы математико-статистического анализа.

Более поздний метод  изучения личности был адаптирован  уже после краха советской  пенитенциарной системы на базе общественных лабораторий. Был отработан и  адаптирован комплекс методик психологического изучения личности человека. Так на были разработаны методы изучения личности преступника с помощью психологических тестов (MMPI, тест Люшера, тест Рошраха, тест “Тревожность”) Например с помощью MMPI возможно в течении 1-2 часов получить большой объем информации о преступнике, составить прогноз его поведения. Психологические данные о личности сопоставить со сведениями, полученными в результате визуального наблюдения, независимыми характеристиками осужденных и администрации и выявить лиц склонных к различным типам поведения. Отделив склонных к выполнению общественных работ, своевременно отделить осужденных – приспособленцев, поставить на учет лиц склонных к правонарушениям и на психический учет лиц склонных к правонарушениям имеющим аномалии в личностном развитии.

В практике психологов пенитенциарных учреждений широко применялись программы  изучения личности, разработанные К.К. Платоновым, И.П. Башкатовым, В.Ф. Пирожковым, В.Г. Деевым, Л.А. Высотиной, В.Д. Лутанским  и другими. В их рамках для диагностики личности и среды осужденных использовались: методы наблюдения и эксперимента, беседы и анализ личного дела, контент-анализ документов, биографический метод, анализ продуктов деятельности, метод независимых характеристик, тесты. Опыт их применения показал необходимость использования комплекса указанных методик, а также разработанных пенитенциарными психологами ряда оригинальных методов: пространственно-знаковой социометрии (В.В. Пирожков, 1993); метода социографического изучения неофициальной структуры осужденных (В.Н. Казанцев), метода контактных наблюдений (И.В. Шмаров, А.И. Мокрецов), анализа личных документов (М.Г. Дебольский) и др.

В рамках активно развивающейся  в УИС России психологической  службы использование методов изучения личности и среды осужденных осуществляется в нескольких направлениях: а) составление психологических характеристик (портретов) осужденных; б) прогноз поведения отдельных (группы) осужденных; в) для психокоррекции поведения осужденных (группы); г) разработка рекомендаций по индивидуализации исправительных воздействий.

Таким образом, личность осужденного - ключевая область пенитенциарно-психологических  исследований.

Одним из основных вопросов, который встает при исследовании – чем отличается личность преступника (осужденного) от других граждан, в чем специфика его поведения, что побуждает конкретного человека совершать преступление.

 

Заключение

 

По мере развития речи появляется возможность разнообразить  содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при процессе изучения – пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.

 Дальнейшее развитие  общения можно представить как  постепенное накопление человеком  культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

Общение порождается  социальными, общественными и другими  потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять совместную деятельность. Общение также порождено  мотивами, образующимися в ходе осуществления  процесса совместной деятельности. В пенитенциарной психологии с помощью общение мы можем изучения личностные особенности осужденных.

 Феномены общения  чрезвычайно многообразны, уникальны  по многим своим параметрам, часто  совершенно не подходят под  привычные стереотипы. Количество попыток создать единую и универсальную классификацию видов общения растёт. К сожалению, в них, как правило, абсолютизируется какое – либо одно, хотя и действительное качество, свойство, сторона или функция общения, при этом другие как бы не учитываются, оставаясь несправедливо незамеченными. Поэтому большинство их существующих типологий общения совершенно не способствуют анализу самого общения, ибо их авторы сами того, наверное, не желая, навешивают такие ярлыки, которые в ряде ситуаций полезны, но по существу ни чего не дают для целостного понимания содержания и сущности общения.

Подводя итог, нужно отметить, что общение – это форма  деятельности, осуществляемая между  людьми и приводящая к возникновению  психического контакта.

 

Список используемой литературы

 

  1. Аминов И.И. Юридическая психология. М., 2007. С. 349-353.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В.А. Сластенина). М.: Академия, 2000.
  3. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1998. – 659 с.
  4. Дебольский М.Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы// Энциклопедия юридической психологии/Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.,2003.
  5. Зырянов Е.Н., Пенитенциарная психология: Учебник. – М., 1999. – 384 с.

 




Информация о работе Понятие и виды общения