Понятие и проблематика сценического волнения

Автор: Ольга Гурчанова, 14 Октября 2010 в 22:27, реферат

Краткое описание

Проблема сценического волнения - одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Во время выступления нужно уметь создать оптимальных условий для творческого самовыражения в ответственной ситуации

Оглавление

Вступление
Психологические аспекты подготовки учеников к сценическому выступлению
Психологические причины неуспешных выступлений учеников
Влияние особенностей личности учеников на сценическое выступление
Психологическая подготовка учеников к выступлению

Файлы: 1 файл

методика.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

    Другой  важной причиной успешного и неуспешного  выступления учеников на сцене выступает  то,  насколько они способны самостоятельно оценивать качества своей личности и успешность выполняемой деятельности. С одной стороны, самостоятельная оценка служит для актуальной регуляции, поскольку в ней отражается степень удовлетворенность  человека собой. С другой стороны самооценка лежит в основе уровня притязаний личности, то есть в основе того, какие цели и какой сложности человек избирает для себя в перспективе. В самооценке также проявляется степень осознания человеком своего отношения к себе и другим людям, а также уровень

    Сформированности умений критически оценить свои силы и возможности. Отношение представлений человека о своих возможностях к их реальному содержанию характеризует степень адекватности самооценки. Неадекватная самооценка характерна для людей, которые неверно оценивают свои способности и неправильно выбирают цели деятельности. В одних случаях неадекватная самооценка реализуется как завышенная. Человек считает свои способности более развитыми, он полагает, что его деятельность более успешна, чем это есть в реальности. В других случаях неадекватная самооценка выступает как заниженная. При этом человек в своих представлениях недооценивает себя. Он относится к своей деятельности излишне критически и поэтому не замечает реальных успехов или считает их случайными.  Адекватная самооценка характерна для людей, которые оценивают себя в соответствии с суждениями других людей и реально достигнутыми результатами деятельности.

    Для учеников с завышенной самооценкой  характерен высокий уровень претензий, им не свойственна повышенная нервно-психическая напряженность и сосредоточенное внимание. Поэтому, попадая на сцену, они обнаруживают много неожиданного, в силу чего в их исполнении множество значительных недочетов. Ученики с заниженной самооценкой отличаются постоянной неудовлетворенностью своих действий и повышенной ответственностью. Они испытывают сильную тревогу за результаты выступления, проявляют чрезмерное внимание ко всем условиям поведения на сцене, реальным и вымышленным. Выступая, эти ученики сосредоточенно контролируют точность исполнительских приемов, что часто идет во вред выразительности звучания.

    Наряду  с этими особенностями  на отношение учеников к сценическому выступлению влияет еще и возраст. Для младших школьников не характерны отчетливо выраженные признаки волнения перед выступлением. Это связано с недостаточным опытом деятельности отношений и мало сформированным самосознанием и самооценкой. В силу этого они ведут себя на сцене относительно спокойно и уверенно, несмотря на незначительный  опыт выступлений.

    Характерно, что эстрадное волнение с трудом подается логическому анализу и  плохо управляемо. Необычное самочувствие, неуверенность в своей готовности, необычная температура в зале, постоянно расстраивающийся инструмент-все это суммируется  и вызывает ощущение неясной тревоги, неопределенности, протекающих на интуитивном уровне, подсознательно.

    Изначальной причиной сценического волнения, влияние которой опосредствуется особенностями личности и возраста учеников, является неопределенность оценки исполнения на сцене, непредсказуемость результата выступления, поскольку и оценка и результат прямо не зависят от исполнителя, не определяют собой итог взаимодействия его исполнительской деятельности и деятельности восприятия слушателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Психологическая подготовка учеников к выступлению 

    После того, как произведение достаточно проработано и впереди предстоит  публичное выступление необходимо позаботиться о создании психологической готовности к сценическому выступлению. В плане решения этой задачи нецелесообразно увеличивать нагрузку на занятиях, поскольку основное в этом периоде   не нарушать то, что уже отработано. Педагогу следует учитывать, что за несколько дней до выступления ученики обычно начинают вести себя по-другому, чем раньше:  

  • она мало учитывают замечания педагога и  не замечают недостатков своего исполнения, желая сохранить неизменным то, что достигнуто;
  • в их исполнении (особенно в тех местах, которые выучены относительно недавно) начинают появляться неожиданные ошибки;
  • в некоторых случаях (особенно это касается учеников с заниженной самооценкой) возникает отрицательное отношение к качеству своего исполнения;
  • у некоторых учеников можно наблюдать рассеянность на уроках, снижение исполнительской активности;
  • усиливается беспокойство по поводу будущего выступления, появляются размышления о следствиях неудачного выступления;
 

      Для стабилизации состояния ученика  в этот период и снятия у него нервного напряжения весьма эффективными выступают мысленные исполнения сочинения с определенными характеристиками: ученику нужно "видеть" себя на сцене перед слушателями, представлять свои уверенные и свободные действия и особенности звучания в зале.  Необходимо провести с учеником акустические репетиции в зале. Чтобы эффект от репетиций был наибольшим, педагогу нельзя допустить, чтобы она состоялась за два-три часа до выступления, поскольку в силу неопытности, ученик будет стараться исполнить произведение как можно лучше, растратит силы и не сможет показать перед слушателями все, на что способен. Следует добиться, чтобы репетиция состоялась не позже, чем за день до выступления, в крайнем случае утром того же дня.  Основная задача, которую можно решить только на репетиции   это приспособление исполнения к особенностям зала: нужно проверить темпы, особенно там, где имеются агогические отклонения, четко распределить динамически оттенки и нюансы. Не стоит на репетиции отрабатывать и доучивать те или иные разделы сочинения или повторять его целиком несколько раз. Чтобы сохранить высокий эмоциональный тонус, не имеет смысла также исполнять его с полной отдачей как перед слушателями. Педагогу следует беречь творческие силы ученика  и не превращать репетицию в подобие урока. Лучше всего осуществить одно исполнение пьесы   в среднем темпе, спокойно и отчетливо, с умеренной силой звучания и прикрытой выразительностью, чтобы ученик слушал себя как бы со стороны, из зала. Это помогает лучше приспособиться к требованиям выступления перед слушателями и наработать специфически сценический общий контроль за исполнением. Психологическое значение репетиции связано с тем, чтобы ученик прочувствовал свое состояние на сцене как новое, где отсутствует привычные условия урока и поддержки педагога. В связи с этим очень важно отрепетировать самое начало исполнения, его первый раздел, точно наметив здесь работу двигательного аппарата, характер звучания, особенности темпа и меру выразительности.  На репетиции также следует опробовать и такие моменты сценического поведения, как выход, поклон и непосредственно подготовка к началу исполнения.

      В день выступления у многих  учеников волнение усиливается.  Следует удерживать  ученика от  непрерывных занятий, поскольку они, с одной стороны, повышают уровень беспокойства, а с другой стороны, способствуют растрате необходимой для выступления энергии. Лучше всего потратить на занятия час-полтора, чтобы разогрелись руки и сформировалось хорошее игровое состояние.  При излишнем волнении существенно помогают упражнения на расслабление и управляемое дыхание в сочетании с самовнушением.

    Непосредственно перед  выходом на сцену необходимо, чтобы ученик сосредоточился на основном образе сочинения, его характере, почувствовал общий темп исполнения. Важно также, чтобы он настроился на начальную фразу сочинения и представлял ее, уже находясь на сцене и готовясь к исполнению.

    Сразу после выступления педагогу следует  обязательно положительно оценить  действия ученика. Даже если была неудача, все равно следует найти какие-то положительные моменты   пусть даже совсем незначительные и внешние. Ни в коем случае, с точки зрения нормализации самооценки ученика и для улучшения подготовки его к выступлениям в будущем, нельзя давать ему понять, что он выступил зря, поскольку даже неудачное выступление пополняет исполнительский опыт.

    Сценическое исполнение ученика пополняет и  опыт педагога, заставляя его продумывать  и пересматривать свои действия, выясняя, что в них было верно, и где  было промахи, в чем выбор соответствовал уровню исполнительских умений и индивидуальным особенностям ученика, а в чем не соответствовал.

    Сразу после исполнения, ученик находится  еще под влиянием сценического  волнения, и не имеет возможности  рационально воспринимать указания на недостатки исполнения. Поэтому все замечания, связанные с тем, что и в какой мере удалось показать на сцене, а что не удалось, следует оставить на другой день.

    Серьезное значение для накопления у ученика  опыта поведения сцене имеет определенная периодичность выступлений.  При этом нужно иметь ввиду, что слишком частые выступления ведут к снижению исполнительского уровня вследствие того, что за короткие сроки трудно восстанавливать качество профессионального умения. В тоже время слишком редкие выступления не содействуют поддержанию необходимой сценической формы и каждый выход к слушателям требует специально организованной подготовки.  

    У каждого исполнителя есть свои приемы и способы подготовки к выходу на эстраду, свои соображения по части  организации "режима дня". Кто-то в преддверии выступления занимается больше, кто-то меньше обычного; одни ищут общения, контактов с близкими, для других важнее одиночество. Ясно одно: будущему исполнителю необходимо опробовать на собственном опыте различные варианты подготовки к публичному выступлению, отобрать для себя то, что наилучшим образом согласуется с его индивидуально-личностными особенностями и свойствами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы: 

    Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994.

    Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. - М., 1980.

    Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974.

    Бочкарев  Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.,2006.

    Григорьев. Исполнитель и эстрада.

    СЛУЦКАЯ Л.Е.Сценическое волнение как профессиональная и психологопедагогическая проблема.

    Зак А.З. Музыкальная педагогика.

Информация о работе Понятие и проблематика сценического волнения