Автор: Ольга Гурчанова, 14 Октября 2010 в 22:27, реферат
Проблема сценического волнения - одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Во время выступления нужно уметь создать оптимальных условий для творческого самовыражения в ответственной ситуации
Вступление
Психологические аспекты подготовки учеников к сценическому выступлению
Психологические причины неуспешных выступлений учеников
Влияние особенностей личности учеников на сценическое выступление
Психологическая подготовка учеников к выступлению
Другой важной причиной успешного и неуспешного выступления учеников на сцене выступает то, насколько они способны самостоятельно оценивать качества своей личности и успешность выполняемой деятельности. С одной стороны, самостоятельная оценка служит для актуальной регуляции, поскольку в ней отражается степень удовлетворенность человека собой. С другой стороны самооценка лежит в основе уровня притязаний личности, то есть в основе того, какие цели и какой сложности человек избирает для себя в перспективе. В самооценке также проявляется степень осознания человеком своего отношения к себе и другим людям, а также уровень
Сформированности умений критически оценить свои силы и возможности. Отношение представлений человека о своих возможностях к их реальному содержанию характеризует степень адекватности самооценки. Неадекватная самооценка характерна для людей, которые неверно оценивают свои способности и неправильно выбирают цели деятельности. В одних случаях неадекватная самооценка реализуется как завышенная. Человек считает свои способности более развитыми, он полагает, что его деятельность более успешна, чем это есть в реальности. В других случаях неадекватная самооценка выступает как заниженная. При этом человек в своих представлениях недооценивает себя. Он относится к своей деятельности излишне критически и поэтому не замечает реальных успехов или считает их случайными. Адекватная самооценка характерна для людей, которые оценивают себя в соответствии с суждениями других людей и реально достигнутыми результатами деятельности.
Для учеников с завышенной самооценкой характерен высокий уровень претензий, им не свойственна повышенная нервно-психическая напряженность и сосредоточенное внимание. Поэтому, попадая на сцену, они обнаруживают много неожиданного, в силу чего в их исполнении множество значительных недочетов. Ученики с заниженной самооценкой отличаются постоянной неудовлетворенностью своих действий и повышенной ответственностью. Они испытывают сильную тревогу за результаты выступления, проявляют чрезмерное внимание ко всем условиям поведения на сцене, реальным и вымышленным. Выступая, эти ученики сосредоточенно контролируют точность исполнительских приемов, что часто идет во вред выразительности звучания.
Наряду с этими особенностями на отношение учеников к сценическому выступлению влияет еще и возраст. Для младших школьников не характерны отчетливо выраженные признаки волнения перед выступлением. Это связано с недостаточным опытом деятельности отношений и мало сформированным самосознанием и самооценкой. В силу этого они ведут себя на сцене относительно спокойно и уверенно, несмотря на незначительный опыт выступлений.
Характерно, что эстрадное волнение с трудом подается логическому анализу и плохо управляемо. Необычное самочувствие, неуверенность в своей готовности, необычная температура в зале, постоянно расстраивающийся инструмент-все это суммируется и вызывает ощущение неясной тревоги, неопределенности, протекающих на интуитивном уровне, подсознательно.
Изначальной
причиной сценического волнения, влияние
которой опосредствуется особенностями
личности и возраста учеников, является
неопределенность оценки исполнения на
сцене, непредсказуемость результата
выступления, поскольку и оценка и результат
прямо не зависят от исполнителя, не определяют
собой итог взаимодействия его исполнительской
деятельности и деятельности восприятия
слушателей.
Психологическая
подготовка учеников
к выступлению
После
того, как произведение достаточно
проработано и впереди
Для стабилизации состояния
В день выступления у многих
учеников волнение усиливается.
Непосредственно перед выходом на сцену необходимо, чтобы ученик сосредоточился на основном образе сочинения, его характере, почувствовал общий темп исполнения. Важно также, чтобы он настроился на начальную фразу сочинения и представлял ее, уже находясь на сцене и готовясь к исполнению.
Сразу после выступления педагогу следует обязательно положительно оценить действия ученика. Даже если была неудача, все равно следует найти какие-то положительные моменты пусть даже совсем незначительные и внешние. Ни в коем случае, с точки зрения нормализации самооценки ученика и для улучшения подготовки его к выступлениям в будущем, нельзя давать ему понять, что он выступил зря, поскольку даже неудачное выступление пополняет исполнительский опыт.
Сценическое исполнение ученика пополняет и опыт педагога, заставляя его продумывать и пересматривать свои действия, выясняя, что в них было верно, и где было промахи, в чем выбор соответствовал уровню исполнительских умений и индивидуальным особенностям ученика, а в чем не соответствовал.
Сразу после исполнения, ученик находится еще под влиянием сценического волнения, и не имеет возможности рационально воспринимать указания на недостатки исполнения. Поэтому все замечания, связанные с тем, что и в какой мере удалось показать на сцене, а что не удалось, следует оставить на другой день.
Серьезное
значение для накопления у ученика
опыта поведения сцене имеет определенная
периодичность выступлений. При этом
нужно иметь ввиду, что слишком частые
выступления ведут к снижению исполнительского
уровня вследствие того, что за короткие
сроки трудно восстанавливать качество
профессионального умения. В тоже время
слишком редкие выступления не содействуют
поддержанию необходимой сценической
формы и каждый выход к слушателям требует
специально организованной подготовки.
У
каждого исполнителя есть свои приемы
и способы подготовки к выходу
на эстраду, свои соображения по части
организации "режима дня". Кто-то
в преддверии выступления занимается
больше, кто-то меньше обычного; одни ищут
общения, контактов с близкими, для других
важнее одиночество. Ясно одно: будущему
исполнителю необходимо опробовать на
собственном опыте различные варианты
подготовки к публичному выступлению,
отобрать для себя то, что наилучшим образом
согласуется с его индивидуально-личностными
особенностями и свойствами.
Список
литературы:
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994.
Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. - М., 1980.
Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974.
Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.,2006.
Григорьев. Исполнитель и эстрада.
СЛУЦКАЯ Л.Е.Сценическое волнение как профессиональная и психологопедагогическая проблема.
Зак А.З. Музыкальная педагогика.
Информация о работе Понятие и проблематика сценического волнения