Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:52, курсовая работа
Малая группа – это немногочисленная группа (несколько десятков человек и меньше), члены которой обычно связаны дружескими отношениями, при этом между ними происходят непосредственные личные контакты, а отношения регулируются неформальными институтами. Во всех отношениях между членами такой группы выступает элемент личного знакомства, близости, а это ведет к тому, что, хотя взаимодействия между ними и институционализированы, они никогда не бывают обезличенными, что является характерным для больших групп. При этом следует отметить, что присущее членам малой группы общее чувство внутренней принадлежности к группе не исключает различий между ними по социальным ролям, мнениям, взглядам, оценкам и степени влияния (проблема лидерства).
Введение
Глава 1 Понятие и основы функционирования группы
1.1 Понятие и виды малых групп
1.2 Структура малой группы
Глава 2 Место индивида в малой группе
2.1 Разновидности статуса индивида и малой группы
2.2 Лидерство и руководство в малых группах
2.3 Конфликты в малых группах
Заключение
2.3 Конфликты в малых группах
В качестве наиболее важного фактора,
определяющего частоту
1. Степень удовлетворенности –
неудовлетворенности потребност
2. "Количество пространства
3. Внешний барьер: наличие или
отсутствие возможностей выйти
из неприятной ситуации. Напряжение
или конфликт часто ведут к
тенденции покинуть эту
4. Степень совпадения или
Т. Полозова, автор ряда работ по
проблемам внутригрупповых
1) несовместимость индивидуально-
2) противоречивость сложной
Автором было выделено два вида внутригрупповых конфликтов:
- предметно-деловые,
- личностно-прагматические.
Чем выше уровень развития группы, чем реже личностно-прагматические интересы являются причиной конфликтов внутри группы. И напротив, наиболее частыми причинами конфликтов становятся предметно-деловые разногласия.
Робер М.-А. и Тильман Ф. в своей книге "Психология индивида и группы" классифицируют различные источники конфликтов, установив возможные зоны разногласий.
1. Личный конфликт. Источник конфликта А – Б находится либо в А, либо в Б, или даже в А, с одной стороны, и в Б, с другой. Эта зона характеризуется личностным напряжением, вызывающим групповую напряженность и завершающимся перестройкой группы.
2. Межличностный конфликт. В данном
случае источник конфликта
3. Конфликты принадлежности.
а) А и Б образуют группу внутри какой-то большей группы. Трудности, существующие в этой большой группе, могут сказаться на конфликте А и Б.
А и Б образуют одну группу, в то время как Б составляет группу также с В. двойная принадлежность Б может вызвать конфликты в группе А – Б.
4. Межгрупповой конфликт. А и Б составляют группу. Как группа они могут вступить в конфликт с другой группой, в которую не входит ни А, ни Б. Этот внешний конфликт может породить конфликт внутренний.
Пример: конфликт или напряженность
между супругами могут быть вызваны
затруднениями с
5. Социальный конфликт. А и Б
могут испытывать на себе
Пример: во время экономического кризиса муж – безработный, а жена нашла работу. В результате экономического положения, причина которого находится вне семьи, но последствия которого влияют на супружескую пару, возникает напряженность.
Л. Козер в своей революционной
книге "Функции социальных конфликтов",
вышедшей в 1956 г., говорит, что социальные
конфликты могут выполнять
Благодаря конфликту оказывается
возможным первичное
Характер группы будет существенно влиять на особенности возникающих в них конфликтов, в частности на их функции.
Так, Козер полагает, что чем группа теснее, тем конфликт интенсивнее. Конфликт в группах этого типа будет угрожать самим их основам, а следовательно, носить разрушительный характер. В группах, члены которых не столь тесно связаны между собой, конфликт будет с известной вероятностью менее деструктивным.
Значение имеет характер отношений
группы с внешней средой. Так, группы,
находящиеся в состоянии
Позитивными для группы будут являться те конфликты, которые не затрагивают основы существования группы, способствуя лишь переориентации норм и отношений, принятых в группе, соответственно возникшей необходимости. Напротив, если конфликт связан с важнейшими ценностями группы, он подрывает ее основы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.
К важнейшим негативным функциям конфликта относятся:
1. ухудшение социального климата,
2. неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;
3. уменьшение сотрудничества
4. дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться больше к победе во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий;
5. материальные и эмоциональные затраты на решение конфликта.
Главными позитивными
1. конфликт не дает сложившейся
системе отношений застыть,
2. он играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают дуг друга;
3. конфликт способствует
4. он снимает "синдром
5. он стимулирует развитие
6. в возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей по их моральным качествам – стойкости, мужеству и т.д., для выдвижения и формирования лидеров;
7. развязывание конфликта
8. конфликт выполняет диагностическую функцию (иногда полезно даже спровоцировать его, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел).
Центральное место проблема функциональных последствий конфликта занимает в концепции М. Дойча. Деструктивным, по мнению М. Дойча, конфликт является в том случае "если его участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что что-то потеряли". Если же все участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта, конфликт продуктивен. Автор проводит зависимость внутригрупповой ситуации при конфликте от характера взаимосвязей между членами группы. И делает вывод о том, что конфликт между сторонами, находящимися в кооперативной взаимосвязи, менее разрушителен, нежели имеющий место ме-жду участниками конкурентного процесса.
Конфликт по существу – дисгармонизация
межличностных или
Роль конфликта в развитии группы. Тот факт, что благодаря наличию внутри-групповых противоречий (а ведь именно противоречие и составляет суть конфликта) в значительной мере совершается развитие группы, переход ее на новый, более высокий уровень функционирования, дает основание говорить о вполне убедительном подтверждении конструктивной точки зрения на конфликт. О том же свидетельствуют данные зарубежных и отечественных исследований конфликта.
Робер М.-А и Тильман Ф. в книге "Психология индивида и группы" выделяют следующие последствия конфликтов в группе:
1. Образование подгрупп.
2. Удаление инакомыслящих членов.
3. Выбор "козла отпущения".
4. Организационные изменения в группе. В результате напряжения в группе происходят:
Изменения групповой цели или фиксация общей цели.
Разрешение конфликтов посредством новой формулировки целей подгруппы и личных обязанностей ее членов.
Изменение в плане действия, использование новых средств для дос-тижения уже намеченной цели.
Предусматривается создание подкомиссии.
- Реформы структур группы.
5. Появление или смена
6. Распад группы.
Заключение
Поскольку большинство видов человеческой деятельности носит коллективный характер и осуществляется в группах и группами, то систематизированные знания относительно процессов групповой деятельности дают возможность эффективно управлять групповыми процессами, улучшать, интенсифицировать деятельность групп, повышать их производительность и т.д.
Но для человека деятельность в группе – это, как правило, деятельность на людях, в присутствии других членов группы. Хотя на наше поведение оказывает влияние присутствие не только членов группы, в которую мы входим, но вообще любых людей. Собственно, исследования деятельности в условиях групп начинается с изучения влияния других людей на поведение индивида.
Малая группа определяется как группа,
в которой общественные отношения
выступают в форме
В работе обозначены существующие представления о статусе в целом и разновидностях социально-психологического статуса членов малой группы, направления исследований связи статуса с групповыми процессами.
Долгое время господствовала традиционная точка зрения не только социологов, но и психологов, работавших с группами, о том, что конфликты являются негативным явлением для группы и задача состоит в их устранении. Сегодня же всем известно о позитивных функциях конфликта, особенно конфликта внутри малых групп (развитие группы, диагностика отношений, снятие напряжения, сплачивание группы и др.). Кроме того, при дополнительном изучении конфликтов и действий по их разрешению можно сделать шаг к специальному искусственному проектированию и конструированию конфликтов для решения задач развития личности в группе и самой группы.
Список литературы
1. Андреева Г.М Социальная
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 2002
3. Зацепин В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе // Руководство и лидерство / Под ред. Б.Д. Парыгина. Л.: ЛГПИ, 1973.
4. Коломинский
Я.Л. Психология
5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991
6. Робер М.-А, Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Психо 2008
7. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб: Питер, 1997
8. Самыгин С. И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов н/Дону, 1997
9. Социальная
психология под ред. А.Л.
10. Шевандин Н. И. Социальная психология в образовании М.: Прогресс 1995.
11. Шеклтон
В. Психология лидерства в
Информация о работе Понятие и основы функционирования группы