Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:13, контрольная работа
Под психическим состоянием понимается устойчивая на определённом промежутке времени характеристика психической деятельности человека. При этом имеется в виду некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека, а также состояния сознания. Особо выделяется состояние людей в условиях стресса. В каждом состоянии присутствуют психические, физиологические и поведенческие аспекты, имеющие многообразные аспекты Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология.
1.Понятие психического состояния
Под психическим состоянием понимается устойчивая на определённом промежутке времени характеристика психической деятельности человека. При этом имеется в виду некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека, а также состояния сознания. Особо выделяется состояние людей в условиях стресса. В каждом состоянии присутствуют психические, физиологические и поведенческие аспекты, имеющие многообразные аспекты Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве ее специфического свойства. Так как в каждом психологическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создает дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными ее отношениями, потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.
Термин «состояние» относится к числу метапонятий, а не собственно психологических категорий, наряду с терминами «функция», «система», «процесс», «свойство» и пр.
В физике и других естественных науках «состояние» - есть мгновенная характеристика объекта, наиболее общее и неопределимое понятие.
Множество изменений состояния объекта во времени обозначается как «процесс», а внешнее проявление состояния системы по отношению к другим системам как «функция». «Свойством» называется внешнее проявление состояния системы, неизменное во времени. В психологии «состоянием» называют некую внутреннюю характеристику психики человека, относительно неизменную во времени составляющую психического процесса (как это ни парадоксально звучит). Состояние проходит вместе с породившим его процессом (например, эмоциональным), а психическое свойство - внешняя, константная характеристика системы, рассматривается без учета времени. Возможны, разумеется, и другие трактовки отношений между этими понятиями. В любом случае «психическое состояние» не формально-теоретическая, а содержательная измеримая характеристика психики человека.
Психические состояния человеческих
общностей характеризуются
Для психических состояний
Наряду с регулятивной, важной функцией
состояний является интеграция отдельных
психических состояний и
Целостность психических состояний
проявляется в том, что они
характеризуют в определённый промежуток
времени всю психическую
Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определённая динамика и конец).
Под влиянием психических состояний, возникающих в ходе жизненных отношений, конфликтных ситуаций, трудовой деятельности возможна также перестройка или даже ломка относительно устойчивых качеств личности. Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности - сосредоточенностью.
Психические состояния отличаются
крайним многообразием и
2.Классификация психических состояний
Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:
1) в зависимости от роли
2) в зависимости от доминирующих
(ведущих) компонентов (если
3) в зависим ости от степени глубины - состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;
4) в зависимости от времени протекания - кратковременные, затяжные, длительные и т.д.;
5) в зависимости от влияния
на личность - положительные и
отрицательные, стенические,
6) в зависимости от степени осознанности - состояния более или менее осознанные;
7) в зависимости от причин, их вызывающих;
8) в зависимости от степени
адекватности вызвавшей их
Н. Д. Левитов отмечает, что любой признак может быть положен в основу классификации психических состояний. При этом он отмечает, что «чистых» состояний не бывает, речь может идти о преобладании в состоянии того или иного психического явления. Однако не всегда представляется возможным определить доминирование одного компонента. Выделяются моносостояния и полисостояния: первые характеризуются одним-двумя проявлениями психики, доминирующими в данный момент – аффективные состояния (страх, злоба, зависть), интеллектуальные (сомнения, задумчивость); вторые характеризуются сложным многокомпонентным содержанием (ответственность, утомление).
Психические состояния различают по длительности: оперативные, длящиеся секунды-минуты; текущие – часы-дни и длительные – недели-месяцы и даже годы.
Выделяются психические
С точки зрения влияния на результаты
деятельности психические состояния
также подразделяют на две группы
– положительные и
Ряд классификаций психического состояния
построены на выделении: уровней
активации ретикулярной формации; уровней
психической активности сознания. Показано,
что интенсивность
3.Какой из факторов способствует в наибольшей степени повышению самооценки человека.
а) угроза
б) лесть
в) критика
г) похвала.
Я считаю, что в наибольшей степени повышению самооценки человека способствует похвала. Она может быть как полезной, так и принести вред. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося «гения».
Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.
Хвалить нужно только искренне, серьезно и убедительно. Отпускать похвалу в дозах, соразмерных с ее целью! Похвала нужна для того чтобы придать человеку уверенность в себе, если ее не хватает. Придать силы. Восстановить утраченное эмоциональное благополучие. Компенсировать нанесенный кем-то ущерб (любой)... Ребенку нужен огромный запас оптимизма на всю предстоящую жизнь. Назначение похвалы – пополнить этот запас или компенсировать его утрату. Среди полуграмотных стареньких прабабушек и прадедушек есть многомудрые воспитатели, очень чуткие к действию слова: «Хвалить-то с умом надоть!»
похвала является одним из видов положительных воздействий на человека, т. е. одобрительный отзыв о нем, высокая оценка его труда или поступка. Каждый человек испытывает потребность в похвале. Но, как отмечает Н. Н. Обозов, существуют различия между полами в отношении к похвале. Женщина испытывает потребность, чтобы ее работа была отмечена окружающими. Поэтому домохозяйки и женщины, находящиеся на пенсии, часто страдают от неудовлетворенной потребности в признании, невнимания членов семьи и недооценки их труда (А. Келам, И. Эббер, 1985).
Мужчина тоже любит быть похваленным за свой труд, но в то же время если он уверен, что выполнил работу хорошо, то высокое мнение о себе он будет иметь даже в том случае, если его работа не будет признана другими. Следовательно, мужчины более независимы в самооценках от мнения окружающих.
Информация о работе Понятие и классификация психических состояний человека