Понятие и классификация психических состояний человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:13, контрольная работа

Краткое описание

Под психическим состоянием понимается устойчивая на определённом промежутке времени характеристика психической деятельности человека. При этом имеется в виду некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека, а также состояния сознания. Особо выделяется состояние людей в условиях стресса. В каждом состоянии присутствуют психические, физиологические и поведенческие аспекты, имеющие многообразные аспекты Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология.

Файлы: 1 файл

вся работа.docx

— 27.25 Кб (Скачать)

1.Понятие психического состояния

Под психическим состоянием понимается устойчивая на определённом промежутке времени характеристика психической деятельности человека. При этом  имеется в  виду  некая энергетическая характеристика, влияющая на  активность человека, а также состояния сознания. Особо выделяется состояние людей в условиях стресса.  В каждом состоянии присутствуют психические, физиологические и  поведенческие аспекты, имеющие многообразные аспекты Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве ее специфического свойства. Так как в каждом психологическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создает дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными ее отношениями, потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

Термин «состояние» относится  к числу метапонятий, а не собственно психологических категорий, наряду с терминами «функция», «система», «процесс», «свойство» и пр.

В физике и других естественных науках «состояние» - есть мгновенная характеристика объекта, наиболее общее и неопределимое понятие.

Множество изменений состояния  объекта во времени обозначается как «процесс», а внешнее проявление состояния системы по отношению  к другим системам как «функция». «Свойством» называется внешнее  проявление состояния системы, неизменное во времени. В психологии «состоянием» называют некую внутреннюю характеристику психики человека, относительно неизменную во времени составляющую психического процесса (как это ни парадоксально  звучит). Состояние проходит вместе с породившим его процессом (например, эмоциональным), а психическое свойство - внешняя, константная характеристика системы, рассматривается без учета времени. Возможны, разумеется, и другие трактовки отношений между этими понятиями. В любом случае «психическое состояние» не формально-теоретическая, а содержательная измеримая характеристика психики человека.

Психические состояния человеческих общностей характеризуются целым  рядом признаков, не свойственных вообще или свойственных в меньшей степени  состояниям индивида; массовидность; ярко выраженный социальный характер; большая политическая значимость в жизни общества; «заразительность», то есть способность к быстрой иррадиации (распространению); «эффект группы», то есть увеличение силы и значения состояний людской общности; информативность; тенденция к закреплению.

Для психических состояний характерны различные функции. Практически  все авторы называют важнейшей функцию  регулирования. В психологическом  словаре состояние рассматривается  как регулятивная функция адаптации к окружающей ситуации и среде.

Наряду с регулятивной, важной функцией состояний является интеграция отдельных  психических состояний и образование  функциональных единиц (процесс - состояние - свойство), состоящих из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств. Благодаря этому обеспечиваются отдельные акты психической активности в текущий момент времени, организация «психологического строя» личности, необходимого для эффективного ее функционирования в различных сферах жизнедеятельности. Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических состояний  проявляется в том, что они  характеризуют в определённый промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение  всех компонентов психики. Сложный, целостный характер психических  состояний можно проиллюстрировать  на примере состояния убеждения  человека в чём-либо. Здесь на лицо и познавательные, и эмоциональные, и волевые компоненты: знании и объективный взгляд на имеющиеся доказательства чего-либо, уверенность в правильности этого знания и, наконец, волевой стимул, побуждающий к практической деятельности и общению.

Подвижность психических состояний  заключается в их изменчивости, в  наличии стадий протекания (начало, определённая динамика и конец).

Под влиянием психических состояний, возникающих в ходе жизненных  отношений, конфликтных ситуаций, трудовой деятельности возможна также перестройка  или даже ломка относительно устойчивых качеств личности. Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности - сосредоточенностью.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что  каждому психическому состояния  человека соответствует противоположное  состояние (уверенность - неуверенность, активность - пассивность, фрустрация- толерантность и т.д.).

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                         

 

2.Классификация психических состояний

Психические состояния человека можно  классифицировать по таким основаниям:

1) в зависимости от роли личности  и ситуации в возникновении  психических состояний - личностные  и ситуативные;

2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые  явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;

3) в зависим ости от степени  глубины - состояния (более или  менее) глубокие, либо поверхностные;

4) в зависимости от времени  протекания - кратковременные, затяжные, длительные и т.д.;

5) в зависимости от влияния  на личность - положительные и  отрицательные, стенические, повышающие  жизнедеятельность и астенические;

6) в зависимости от степени  осознанности - состояния более или  менее осознанные;

7) в зависимости от причин, их  вызывающих;

8) в зависимости от степени  адекватности вызвавшей их объективной  обстановки.

 

 

 

Н. Д. Левитов отмечает, что любой  признак может быть положен в  основу классификации психических  состояний. При этом он отмечает, что  «чистых» состояний не бывает, речь может идти о преобладании в состоянии  того или иного психического явления. Однако не всегда представляется возможным  определить доминирование одного компонента. Выделяются моносостояния и полисостояния: первые характеризуются одним-двумя проявлениями психики, доминирующими в данный момент – аффективные состояния (страх, злоба, зависть), интеллектуальные (сомнения, задумчивость); вторые характеризуются сложным многокомпонентным содержанием (ответственность, утомление).

Психические состояния различают  по длительности: оперативные, длящиеся секунды-минуты; текущие – часы-дни  и длительные – недели-месяцы и  даже годы.

Выделяются психические состояния  нормы и патологии. Первые характеризуются  единством, уравновешенностью, соподчиненностью, повторяемостью структурных характеристик, адекватностью психического отражения  и регулирования. Такие состояния  рассматриваются как гармонические. Нарушения в перечисленных характеристиках  ведут к нарушению функции  отражения и регулирования, негармоничности функционирования психики и как результат провоцируют развитие патологических психических состояний. Также выделяются пограничные психические состояния: неврозы, психопатии.

С точки зрения влияния на результаты деятельности психические состояния  также подразделяют на две группы – положительные и отрицательные.

Ряд классификаций психического состояния  построены на выделении: уровней  активации ретикулярной формации; уровней  психической активности сознания. Показано, что интенсивность функционирования ретикулярной формации тесно связана  с уровнем сознания и продуктивностью  деятельности. По показателям активности сознания выделяется: состояние измененного сознания; состояние повышенной психической активности; состояния средней (оптимальной) психической активности; состояния пониженной психической активности; состояния перехода от активности (бодрствования) ко сну; сон со сновидениями (бодрый сон); глубокий сон (медленный); утрата сознания. На основании выделяемых уровней сознания предлагаются качественные классификации психических состояний. На уровне оптимальной психической активности наблюдается полное сознание, характеризующееся концентрированным, избирательным, легко переключающимся вниманием и высокой продуктивностью мнемических процессов. При отклонении от этого уровня в ту или иную сторону происходит ограничение сознания за счет сужения внимания и ухудшения мнемических функций, нарушается принцип гармоничности функционирования психики. Патологические состояния не имеют уровня средней активности, все расстройства психики происходят, как правило, на фоне значительного отклонения активности от индивидуально-оптимального уровня в сторону понижения или повышения. Измененные состояния сознания также характеризуются значительным отклонением от индивидуального оптимума уровня активности и возникают при воздействии на личность различных факторов: стрессовых; аффектогенных; невротических и психотических заболеваний; гипнотических; медитационных.

3.Какой из факторов способствует в наибольшей степени  повышению самооценки человека.

а) угроза

б) лесть

в) критика

г) похвала.

Я считаю, что в наибольшей степени  повышению самооценки человека способствует похвала. Она может быть как полезной, так и принести вред. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося «гения».

Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и  приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что  исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть  и другие вредности необдуманной похвалы.

Хвалить нужно только искренне, серьезно и убедительно. Отпускать похвалу в дозах, соразмерных с ее целью! Похвала нужна для того чтобы придать человеку уверенность в себе, если ее не хватает. Придать силы. Восстановить утраченное эмоциональное благополучие. Компенсировать нанесенный кем-то ущерб (любой)... Ребенку нужен огромный запас оптимизма на всю предстоящую жизнь. Назначение похвалы – пополнить этот запас или компенсировать его утрату. Среди полуграмотных стареньких прабабушек и прадедушек есть многомудрые воспитатели, очень чуткие к действию слова: «Хвалить-то с умом надоть!»

похвала является одним из видов положительных воздействий на человека, т. е. одобрительный отзыв о нем, высокая оценка его труда или поступка. Каждый человек испытывает потребность в похвале. Но, как отмечает Н. Н. Обозов, существуют различия между полами в отношении к похвале. Женщина испытывает потребность, чтобы ее работа была отмечена окружающими. Поэтому домохозяйки и женщины, находящиеся на пенсии, часто страдают от неудовлетворенной потребности в признании, невнимания членов семьи и недооценки их труда (А. Келам, И. Эббер, 1985).

Мужчина тоже любит быть похваленным  за свой труд, но в то же время если он уверен, что выполнил работу хорошо, то высокое мнение о себе он будет  иметь даже в том случае, если его работа не будет признана другими. Следовательно, мужчины более независимы в самооценках от мнения окружающих.

 

        


Информация о работе Понятие и классификация психических состояний человека