Политические манипуляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:49, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - изучить место манипуляции в политическом процессе.
В связи с поставленной целью были сформированы следующие задачи:
- раскрыть понятие манипуляции;
- рассмотреть отличие манипуляции от манипуляторов;
- изучить место манипуляций в политическом процессе.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

       Одной из черт, объединяющих великих диктаторов, является личный магнетизм и завораживающий взгляд. В литературе описывается случай, как молодой низкорослый генерал Бонапарт, назначенный командующим в Итальянскую армию, одним взглядом поставил на место видавших виды Массена, Ожеро и др. Он пригласил их к себе ставку. «Они явились все одновременно - огромные, широкоплечие, один другого больше, сразу заполнив собой небольшой кабинет командующего. Они вошли не снимая шляп, украшенных трехцветными перьями. Бонапарт бы тоже в шляпе. Он встретил генералов вежливо, но сухо, официально, предложил им сесть. Когда сели и началась беседа, Бонапарт снял свою шляпу, и генералы последовали его примеру.

       Немного погодя, Бонапарт надел шляпу. Но он так взглянул при этом на собеседников, что ни один из них не посмел протянуть руку к своей шляпе. Генералы продолжали сидеть перед командующим с непокрытыми головами»

       Э. Фромм, анализируя личность Гитлера, попытался  раскрыть тайну его завораживающего  взгляда. «Все свидетели сходятся в том, что глаза Гитлера были холодными - как было холодным и выражение его лица в целом - и что ему вообще были чужды какие-либо теплые чувства.

       Пытаясь понять, почему Гитлер так сильно влиял  на свое окружение, Э. Фромм называет несколько причин:

       - непоколебимая уверенность в своих идеях;

       - простота слога;

       - актерское дарование;

       - совершенное владение тембром  и эмоциональными оттенками своего  голоса;

       - подлинность эмоций;

       - исключительная память;

       - умение рассуждать на любую  тему.

       Сегодня политические манипуляции расцвели пышным цветом. На пороге третьего тысячелетия мы не можем не задумываться над теми последствиями, к которым политические манипуляции привели многие страны.

       Если  жертвами межличностных манипуляций  становятся отдельные индивиды, то жертвами политических манипуляций - порой целые народы.  

     3. Место манипуляций в политическом процессе. 

       Политические  манипуляции представляют собой  средство достижения определенных целей  неким политическим субъектом. Основным «призом» в политической борьбе является власть. Цель деятельности любой политической партии, группы и отдельных лидеров - приход к власти. Придя к власти, субъект политического процесса стремится эту власть реализовать и сохранить (удержать), поскольку всегда есть много желающих ее отнять. Таким образом, вырисовываются три основные цели, которые преследуют поэтические партии и их лидеры: приход к власти, ее реализация и ее сохранение (удержание). Соответственно, для достижения каждой из вышеназванных целей существу свои методы и средства, в том числе и манипулятивные. Политические манипуляции используются для достижения этих целей. 

         

       Схема 2. Основные цели политических манипуляций 

       Технологии  достижения этих трех основных целей  вольно сильно различаются между  собой. Поэтому рассмотрим их по отдельности.

       Манипуляции как средство прихода  к власти. Рассмотрим на примере России. В XXI веке России суждено было стать полигоном для реализации уникальных политических технологий. В определенном смысле вся история России в этом столетии - это история политических манипуляций.

       Первыми тон задали большевики. Твердая позиция  Ленина, который считал, что «главный вопрос - это вопрос власти» и партия имеет право идти на все ради ее получения и сохранения, была новым словом в мировой политике. Брест-Литовский мир - это уникальный пример подобного подхода. Ленин пошел на распад Российской империи ради установления большевистской диктатуры.

       В тоталитарных и авторитарных государствах приход к власти той или иной политической группировки осуществится, как правило, путем «дворцовых» или государственных переворотов. Первый метод обеспечивал смену элит Советском Союзе. После смерти Сталина страну возглавил Н. Хрущев, сумевший одолеть своих противников. Потом и сам Хрущев был смещен. После смерти Брежнева подковерная борьба за «престол» затянулась на несколько лет. Силы были почти равные, и поэтому после Андропова генсеком избрали К. Черненко. Очевидно было, что долго он не протянет. Противоборствующие стороны готовились к решающей схватке. После К. Черненко победу в борьбе за «престол» одержал М. Горбачев. Но ему было суждено уйти отставку уже в результате государственного переворота.

       Примеров  государственных переворотов в  истории человечества - масса. Сегодня, в ряде стран «третьего мира», дело порой доходит до абсурда: перевороты следуют один за другим. Это - один из признаков нестабильности политической системы страны. В мире даже есть признанные специалисты по переворотам», наемники, которые за солидное вознаграждение помогают своим заказчикам провернуть столь деликатное и тонкое дело.

       В демократических странах способом прихода к власти являются выборы. Здесь основным видом манипуляций выступают манипуляции сознанием избирателей.

       Практика  последних лет показала, как далеко могут заходить политические манипуляторы в своем безудержном стремлении к власти. Идет много разговоров о так называемых «грязных» избирательных технологиях. В арсенал средств, используемых в этих технологиях, входят такие, как использование «двойников» (когда в списке появляется кандидат - однофамилец конкурента, который, по замыслу авторов этого приема, должен оттянуть на себя часть голосов), вброс компромата (который далеко не всегда основан на реальных фактах), банальный подкуп избирателей, так называемая «карусель» (тайком выносится чистый бюллетень, который заполняется «как следует» и проносится обратно) и т. д. Поскольку эти недозволенные приемы получили широкое распространение в российской избирательной практике, то начались поиски противодействия им. Госдума приняла поправки к закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме», которые предусматривают ряд мер, направленных против «грязных» технологий. Так, кандидаты-однофамильцы получат право использовать псевдонимы, запрещено оказание материальной помощи и услуг избирателям (т. е. прямая покупка голосов), накануне и в день голосования запрещается реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов или организаций, к которым они имеют непосредственное отношение.

       Наряду  с этим в недрах профессионального  сообщества политических технологов родилась идея лицензирования деятельности организаций и специалистов, занимающихся избирательными технологиями. Авторы идеи назвали ее «ОТК для избирательных технологий». Однако отношение к этой идее среди профессионалов неоднозначное. Некоторые считают, что подобное лицензирование приведет к монополизации рынка крупнейшими ПР (пиар)-агентствами. Президент РАСО А. Борисов считает, что под шумок борьбы с «грязными» технологиями власти попытаются прижать всех политконсультантов, выдавая лицензии по своему усмотрению, отделяя «овец» от «козлищ». Восемь общественных организаций даже подписали протест против реализации этой идеи.

       Кроме избирательных технологий есть еще  и административные способы влияния  на результаты выборов. Родился даже специальный термин - «административный фактор». Диапазон воздействия этого фактора колеблется от прямых фальсификаций результатов выборов до оказания давления на прессу, телевидение, избирательную комиссию, команду конкурента и т. д. Административный фактор с особой силой проявляется в тех регионах, где губернатор или мэр города полностью «контролируют» все ветви власти, создали своего рода «удельные княжества» со своими порядками и правилами игры. Однако далеко не всегда эти действия дают ожидаемый результат, и тому есть ряд примеров.

       Манипуляции как средство реализации власти. Реализуя свою власть, политический манипулятор не ограничивается психологическим воздействием на массы или на отдельных индивидов. Важен контекст, в котором эти манипуляции совершаются. Он может создаваться искусственно. Например: Б. Ельцин три раза представляет одну и ту же кандидатуру Думе, ставя ее перед выбором: или «наступить на горло собственной песне» и проголосовать за кандидата президента (как было в случае с Сергеем Кириенко), или три раза «прокатить» его и тем самым создать ситуацию, когда президент может законно распустить Думу. Б. Ельцин пользуется тем, что в Конституции не записано, нужно ли три раза представлять разные кандидатуры. Формально он действует по закону. Но фактически вся процедура оказывается бессмысленной. Президент сознательно идет на обострение в расчете на «чувство самосохранения» Думы.

       СМИ язвительно комментируют, что думцы  не решатся казаться от своих привилегий, что для коммунистов Дум» это бесплатный предвыборный штаб, и т. д. В результате Дума оказывается «крайней». Более того, на нее обрушиваются обвинения в том, что если она не примет кандидатуру, предложенную президентом, то в стране наступит хаос, дестабилизация, раздаются вечные обвинения «в раскачивании лодки» и т. д. Хотя на самом деле истинный дестабилизатор ситуации - президент.

       Вот так в результате политических (кстати, довольно несложных) манипуляций белое  становится черным, а черное - белым.

       Манипуляции как средство сохранения власти.

       В демократическом обществе сохранение власти означает, прежде всего, поддержание ее престижа. Должность главы государства в демократических странах выборная и ограничена определенными временными рамками. Политики постоянно находятся под жестким прессом контроля стороны общества, который во многом осуществляет благодаря СМИ. Поэтому лидерам этих стран, если они хотят быть переизбранными на следующий срок и, в ряде случаев, не быть отстраненными от должности, необходимо заботиться о своем имидже.

       Поддержанием  престижа власти и лиц, ее осуществляющих, в западных странах занимаются специалисты в области ПР. Они создают благоприятный имидж политику, но далеко не всегда он соответствует действительности. Возможности для манипулирования общественным мнением тень большие, и истинное лицо политика редко проглядывает сквозь созданную маску.

       В тоталитарных государствах сохранение власти обеспечивает репрессивный аппарат.

       Основная  цель политических манипуляций состоит  в поддержании легитимности власти глазах населения или в создании видимости легитимности власти. Однако лидер должен быть легитимным не только в глазах населения всей страны, но и в глазах своего окружения и правящей элиты в целом.

       Вот несколько способов сохранения власти:

       - Тандем (механизм, позволяющий, например, Владимиру Путину оставаться у власти как минимум 24 года, — безусловная инновация. До него никто не прибегал к приему «тандем», чтобы обойти пункт конституции, запрещающий одному человеку баллотироваться в президенты больше чем на два срока подряд. Теоретически приемом «тандем» можно пользоваться неограниченное количество раз, становясь то премьер-министром, то президентом);

       - Личное пожизненное президентство (Сапармурат Ниязов, первый секретарь ЦК Компартии Туркмении, впервые был избран президентом Туркмении в 1990 году, альтернатив его кандидатуре на выборах не было. В 1994 году референдум продлил его полномочия, а в 1999-м Народный совет назначил его пожизненным президентом Туркмении. Четыре года спустя Туркменбаши стал еще и пожизненным председателем Народного совета. Фактически Ниязов находился у власти с 1985 года до своей смерти в 2006 году, то есть 21 год);

       - Снятие ограничения на количество президентских сроков (Диктаторы, пришедшие к власти в результате президентских выборов, часто предпочитают оставаться у руля, сохраняя видимость демократии и продолжая переизбираться. Один из удобных механизмов для этого — референдумы, отменяющие ограничения на количество сроков пребывания у власти. В Белоруссии такой референдум был проведен в 2004 году, благодаря чему Александр Лукашенко смог переизбираться и дальше);

       - Подтверждение полномочий на референдуме (референдум — один из излюбленных механизмов сохранения авторитарной власти. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, бывший президент Египта Хосни Мубарак, бывший президент Киргизии Аскар Акаев проводили референдумы для очередного продления своих полномочий и формального подтверждения легитимности. Как правило, уровень проголосовавших «за» приближался к 100%. Форма референдума и формулировка вопросов в таких случаях редко оставляют голосующим возможность выбора);

       - Обнуление счетчика президентских сроков (популярным в странах СНГ способом продления полномочий стало признание первого срока «нулевым», после чего президент получал право избираться еще на один, дополнительный срок. С помощью «обнуления» продлевались полномочия президента Узбекистана Ислама Каримова, президента Таджикистана Эмомали Рахмона);

       - Увеличение президентского срока (чтобы вопрос о перевыборах или очередном референдуме вставал не слишком часто, в качестве дополнительного способа сохранения власти распространено увеличение президентского срока на несколько лет);

       - Манипуляции с выборами (формальное сохранение института выборов, притом что на самом деле глава государства определяется недемократическим путем, имеет долгую традицию: так были устроены выборы в Советском Союзе, так они устроены в Северной Корее, Китае и других странах бывшего коммунистического блока);

       - Особый статус лидера нации (Нурсултан Назарбаев руководит Казахстаном с 1989 года — тогда он стал первым секретарем ЦК Компартии республики. После это он четыре раза подряд побеждал на президентских выборах, один раз его полномочия были продлены с помощью референдума. В 2007 году парламент Казахстана закрепил за Назарбаевым право оставаться президентом пожизненно, а в 2010-м наградил его особым статусом «лидера нации», что пожизненно освободило его от уголовной ответственности. Назарбаев не согласился с поправкой, но и не стал накладывать на нее вето, в результате чего она все-таки вступила в силу);

Информация о работе Политические манипуляции