Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:44, биография
Пётр Яковлевич Гальперин (2 октября 1902, Тамбов — 25 марта 1988, Москва) — выдающийся советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор психологических наук (1965), профессор (1967).
Пётр
Яковлевич Гальперин.
Пётр Яковлевич
Гальперин (2 октября 1902, Тамбов — 25 марта
1988, Москва) — выдающийся советский
психолог, заслуженный деятель науки
РСФСР (1980). Доктор психологических
наук (1965), профессор (1967).
Биография
Окончил Харьковский
медицинский институт (1926). В 1926—1941
гг. работал в Украинской психоневрологической
академии (Харьков), вел педагогическую
работу в Харькове и Донецке (Сталино),
активно участвовал в работе Харьковской
группы психологов (А. Н. Леонтьев, А. В.
Запорожец, Л. И. Божович, П. И. Зинченко,
В. И. Аснин и др.). Кандидатская диссертация
Психологическое отличие орудий человека
от вспомогательных средств животного
(Харьков, 1936). В 1941—1943 гг. — в Красной Армии,
начальник лечебной части эвакогоспиталя
(Кауровский восстановительный госпиталь,
Свердловская область). С 1943 г. — в МГУ
им. М. В. Ломоносова; доцент, профессор
(с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии
факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант
(с 1983 г.).
Научный вклад
Ввёл в деятельностную
психологию систематическую разработку
ориентировки к будущему действию и создал
на этой основе теорию поэтапного формирования
умственных действий.
Теория
Значительный
успех имела дидактическая
Теория поэтапного
формирования мыслительной
Выступая против субъективно-
Однако не всякое обучение
оказывает столь серьёзное
Гальперин широко понимает
В деятельности,
выполняемой учащимися,
Концепцию поэтапного
формирования умственных
1. Этап создания схемы ориентационной основы деятельности. На этом этапе учащиеся получают данные о цели деятельности и её предмете, что обеспечивает им предварительное ознакомление с деятельностью и условиями её выполнения. Таким образом, учащиеся узнают, что является предметом учения и в какой последовательности они должны выполнять ориентационные, исполнительные и контрольные действия. Это ещё не сама деятельность, а лишь система указаний на то, как учащийся должен осуществлять эту деятельность.
2. Этап формирования материальной деятельности. Здесь уже сами учащиеся выполняют действия (например, замеряют размеры школьного класса), но только по внешней форме - материальной или материализованной. Материальная форма имеет место тогда, когда учащиеся сталкиваются с самими предметами, например с объектами природы, а материализованная - когда они выполняют действия на геометрических или физических моделях. Эти действия охватывают как ориентационную так и исполнительную и контрольную деятельность, причём внимательное отношение ко всем трём сторонам деятельности имеет на данном этапе особое значение. Одновременно происходит название всех этих действий
3. Этап внешней речи. Здесь действие подвергается дальнейшему обобщению благодаря его полной вербализации в устной и письменной речи. Таким образом, действие усваивается в форме, оторванной от конкретики, т.е. обобщённой.
4. Этап внутренней речи. Так же как на предыдущем этапе, действие проявляется в обобщённом виде, однако его вербальное освоение происходит без участия внешней речи. После получения мысленной формы действие начинает быстро редуцироваться, приобретая форму, идентичную образцу, и подвергаясь автоматизации.
5. Этап интериоризации действия. Действие становится внутренним процессом, максимально автоматизированным, становится актом мысли, ход которого закрыт, а известен только конечный "продукт" этого процесса. Таким образом, поэтапно учащиеся приходят к овладению мысленными действиями, совсем непохожими на действия внешние, но являющимися их производными.
В теории Гальперина
К недостаточно апробированным
дидактическим системам можно
отнести концепцию
Пётр Яковлевич Гальперин (1901-1987)
Выдающийся отечественный
психолог, заслуженный деятель науки
РСФСР (1980). Доктор педагогических наук
по психологии (1965), профессор (1967). Окончил
Харьковский медицинский
Гальпернин является одним из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известных теорий и подходов. Гальпериным выдвинуто оригинальное понимание предмета психологического исследования, специфики психического развития человека. Развивая мировоззренческие традиции отечественной психологии, Петр Яковлевич аргументированно выдвинул и развил положение о преимущественности целенаправленного формирования как базового метода психологического исследования. Всемирную известность завоевала выдвинутая Гальпериным теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека. Внутри этой теории Гльпериным были выдвинуты и развиты положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах учения, шкала поэтапного формирования. В качестве теорий второго уровня Гальперин выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий, вошедших в золотой фонд отечественной науки. Отдавая должное конкретному вкладу Гальперина в общую, генетическую, педагогическую психологию, нужно особо выделить сформулированный им уникальный по своей внутренней целостности и системности подход к сущности психических явлений и процессов, к механизмам их формирования и развития. Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило- антропо- и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий, образов и понятий как элементов психической деятельности - вот основные составляющие психологической концепции Гальперина. Стремление решать принципиальные вопросы нашей науки не редукционистскими, а собственно психологическими методами, исследовать психическую деятельность и ее развитие объективно - характерно для всего научного творчества Петра Яковлевича. Гальперин создал не знающее аналогов в современной науке о человеке психологическое мировоззрение, не только открывающее радикально новые перспективы для переосмысления психической реальности, но и являющиеся надежной основой для качественного улучшения обучения различным предметам, на разных возрастных уровнях. Общепсихологический подход Гальперина, выдвинутые им теории ( и прежде всего - теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека) неоднократно становились предметом специальных симпозиумов и круглых столов международных и национальных конгрессов и конференций. Основные научные труды Г.: Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959; Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”. М., 1965; Экспериментальное исследование внимания. М., 1974 (в соавт.); Введение в психологию. М., 1976; Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978; Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985; Психология как объективная наука. М., 1998..