Периодизация психического развития с точек зрения разных ученных

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:11, реферат

Краткое описание

Культурно-историческая теория периодизации психического развития ребенка по Л.С. Выготскому.
Периодизация психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину.
Периодизация развития личности с позиций социальной психологии по А.В. Петровскому.
Интегральная периодизация психического развития личности по В.И. Слободчикову.

Файлы: 1 файл

срсп №9 психология.docx

— 28.14 Кб (Скачать)

 

 

Культурно-историческая теория периодизации психического развития ребенка по Л.С. Выготскому  

С точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды.

Причина первых кризисов – назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают.

Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремлению это место изменить.

Развитие ребенка протекает и литически (спокойно), и критически. Периоды стабильного и кризисного развития по Л.С. Выготскому представлены в таблице  

 

Периоды развития ребенка по Л.С. Выготскому 

 

Возраст

Стабильный период развития

Критический период

0–2 мес.

 

Кризис новорожденности

2 мес. – 1 год

Младенческий возраст

Кризис 1 года

1–3 года

Раннее детство

Кризис 3 лет

3–7 лет

Дошкольное детство

Кризис 7 лет

7–13 лет

Школьный возраст

Кризис 13 лет

13–17 лет

Пубертатный возраст

Кризис 17 лет


 

 

Периодизация психического развития ребенка  по Д.Б. Эльконину

Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими.

В пределах одной и той же деятельности можно выделить ее этапы:

1. Усвоение мотивов и  задач деятельности.

2. Активность ребенка  направлена на действия с предметами, их познание.

3. Познание взаимоотношений  с людьми. Общение. В процессе  общения формируются потребность, мотивы, цели другой складывающейся  деятельности. Представим концепцию  периодизации развития психики по Д.Б. Эльконину. 

Периодизация психического развития в онтогенезе по Д.Б. Эльконину:  

 

Возраст

Эпоха

Период

Ведущая деятельность

Тип отношений

0–1 год

Раннее детство

Младенчество

Непосредственно-эмоциональное общение

Человек – человек

1–3 года

Раннее  
детство

Предметно-манипулятивная деятельность

Человек – предмет

3–7 лет

Детство

Дошкольное

Сюжетно-ролевая игра

Человек – человек

7–11 лет

Младшее школьное

Учебная деятельность

Человек – предмет

11–13 лет

Подростничество

Младшее

Интимно-личностное общение

Человек – человек

13–15 лет

Старшее

Учебно-профессиональная деятельность

Человек – предмет


 

 

Периодизация развития личности с позиций  социальной психологии по А.В. Петровскому

Петровский А.В. считает, что для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной (ведущей) деятельности, а деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельности, которые задает эта референтная группа, и общением,  которое в ней складывается.

Соответственно внутри каждого периода А.В.Петровский предлагает выделить 3 следующие друг за другом микрофазы.

1 – адаптация – усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

2 – индивидуализация – поиск средств и способов для обозначения своей индивидуализации.

3 –  интеграция – общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям.

Эти фазы могут протекать как последовательно, так и параллельно, а также с частичным наложением друг на друга.

Петровский делает акцент в своей периодизации на социальную детерминацию процесса социализации и на соответствующие изменения личности, что приводит к анализу отношений «индивид – группа». Признавая доминанту возрастного развития, А.В.Петровский считает, что детерминантой перехода на новый этап развития личности являются социальные факторы, внешние по отношению к индивиду. 

 

Концепция периодизации развития личности по А.В. Петровскому 

 

Эра

Эпоха

Период

Макрофаза

Восхождение  
к социальной

зрелости

Детство

Раннее детство

Адаптация

Детсадовское детство

Младший щкольный возраст

Отрочество

Средний школьный  
возраст

Индивидуализация

Старший школьный возраст

Юность 

 

Интеграция


 

 

Интегральная периодизация психического развития личности по В.И. Слободчикову 

В основу теории общего психического развития и соответствующей ей периодизации положено понятие «со-бытийной общности». Данное понятие, по мнению В.И. Слободчикова, одновременно охватывает две стороны развития – его объект и источник. Внутри со-бытийной общности образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду, во-первых, входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры, а во-вторых, выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы, т.е. быть само-бытным.

Данная идея со-бытийной общности связана с фундаментальным представлением Л.С. Выготского об интерпсихическом этапе существования каждой высшей психической функции.

С точки зрения такого понимания источников психического развития его периодизация должна представлять собой своеобразную карту человеческих общностей, внутри которых только и могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций, необходимых для пребывания внутри этих общностей, их преобразования и построения новых.

 

 

 

 

 

 

 

Периодизация психического развития личности по В.И. Слободчикову:  

 

Стадии развития

субъектности

Период становления событийности

Период становления самобытности

Кризисы  
рождения

Стадии принятия

Кризисы 
развития

Стадии освоения

I. Оживление

Родовой кризис

-2 мес.– +3 мес.

Новорожденность

0,5–4 мес.

Кризис новорожденности

3,5–7 мес.

Младенчество

6–12 мес.


II. Одушевление

Кризис  
младенчества

11–18 мес.

Раннее детство   1,5–3,0 года

Кризис раннего детства

2,5–3,5 года

Дошкольное детство

3–6,5 лет

III. Персонализация

Кризис детства 5,5 – 7,5 лет

Отрочество

6,5 – 11,5 лет

Кризис отрочества

11 – 14 лет

Юность

13 – 18 лет

IV. Индивидуализация

Кризис юности 17 – 21 год

Молодость

19 – 28 лет

Кризис молодости

27 – 33 года

Взрослость

32 – 42 года

V. Универсализация.

Кризис взрослости

39 – 45 лет

Зрелость

44 – 60 лет

Кризис зрелости    55 – 65 лет

Старость

62 –

 

Кризис индивидуальной жизни

     

 

 

Интеллектуальное  развитие  ребенка в концепции Ж.Пиаже. 

Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций. Основной критерий - интеллект.

-от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).

- от 2 до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).

- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций - возникновение элементарного логического рассуждения.

- от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.Развитие совершается как переход от низшей стадии к высшей, причем каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. На каждой новой стадии достигается интеграция ранее сформированных структур; предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.

Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н.Леонтьева. Каждому возрастному периоду, подчеркивает ученый, соответствует конкретный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития.

А.Н.Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.

 


Информация о работе Периодизация психического развития с точек зрения разных ученных