Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:11, реферат
Культурно-историческая теория периодизации психического развития ребенка по Л.С. Выготскому.
Периодизация психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину.
Периодизация развития личности с позиций социальной психологии по А.В. Петровскому.
Интегральная периодизация психического развития личности по В.И. Слободчикову.
Культурно-историческая теория периодизации психического развития ребенка по Л.С. Выготскому
С точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды.
Причина первых кризисов – назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают.
Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремлению это место изменить.
Развитие ребенка протекает
и литически (спокойно), и крит
Периоды развития ребенка по Л.С. Выготскому
Возраст |
Стабильный период развития |
Критический период |
0–2 мес. |
Кризис новорожденности | |
2 мес. – 1 год |
Младенческий возраст |
Кризис 1 года |
1–3 года |
Раннее детство |
Кризис 3 лет |
3–7 лет |
Дошкольное детство |
Кризис 7 лет |
7–13 лет |
Школьный возраст |
Кризис 13 лет |
13–17 лет |
Пубертатный возраст |
Кризис 17 лет |
Периодизация психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину
Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими.
В пределах одной и той же деятельности можно выделить ее этапы:
1. Усвоение мотивов и задач деятельности.
2. Активность ребенка
направлена на действия с
3. Познание взаимоотношений
с людьми. Общение. В процессе
общения формируются
Периодизация психического развития в онтогенезе по Д.Б. Эльконину:
Возраст |
Эпоха |
Период |
Ведущая деятельность |
Тип отношений |
0–1 год |
Раннее детство |
Младенчество |
Непосредственно-эмоциональное общение |
Человек – человек |
1–3 года |
Раннее |
Предметно-манипулятивная деятельность |
Человек – предмет | |
3–7 лет |
Детство |
Дошкольное |
Сюжетно-ролевая игра |
Человек – человек |
7–11 лет |
Младшее школьное |
Учебная деятельность |
Человек – предмет | |
11–13 лет |
Подростничество |
Младшее |
Интимно-личностное общение |
Человек – человек |
13–15 лет |
Старшее |
Учебно-профессиональная деятельность |
Человек – предмет |
Периодизация развития личности с позиций социальной психологии по А.В. Петровскому
Петровский А.В. считает, что для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной (ведущей) деятельности, а деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельности, которые задает эта референтная группа, и общением, которое в ней складывается.
Соответственно внутри каждого периода А.В.Петровский предлагает выделить 3 следующие друг за другом микрофазы.
1 – адаптация – усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
2 – индивидуализация – поиск средств и способов для обозначения своей индивидуализации.
3 – интеграция – общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям.
Эти фазы могут протекать как последовательно, так и параллельно, а также с частичным наложением друг на друга.
Петровский делает акцент в своей периодизации на социальную детерминацию процесса социализации и на соответствующие изменения личности, что приводит к анализу отношений «индивид – группа». Признавая доминанту возрастного развития, А.В.Петровский считает, что детерминантой перехода на новый этап развития личности являются социальные факторы, внешние по отношению к индивиду.
Концепция периодизации развития личности по А.В. Петровскому
Эра |
Эпоха |
Период |
Макрофаза |
Восхождение зрелости |
Детство |
Раннее детство |
Адаптация |
Детсадовское детство | |||
Младший щкольный возраст | |||
Отрочество |
Средний школьный |
Индивидуализация | |
Старший школьный возраст | |||
Юность |
Интеграция |
Интегральная периодизация психического развития личности по В.И. Слободчикову
В основу теории общего психического развития и соответствующей ей периодизации положено понятие «со-бытийной общности». Данное понятие, по мнению В.И. Слободчикова, одновременно охватывает две стороны развития – его объект и источник. Внутри со-бытийной общности образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду, во-первых, входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры, а во-вторых, выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы, т.е. быть само-бытным.
Данная идея со-бытийной общности связана с фундаментальным представлением Л.С. Выготского об интерпсихическом этапе существования каждой высшей психической функции.
С точки зрения такого понимания источников психического развития его периодизация должна представлять собой своеобразную карту человеческих общностей, внутри которых только и могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций, необходимых для пребывания внутри этих общностей, их преобразования и построения новых.
Периодизация психического развития личности по В.И. Слободчикову:
Стадии развития субъектности |
Период становления событийности |
Период становления самобытности | ||
Кризисы |
Стадии принятия |
Кризисы |
Стадии освоения | |
I. Оживление |
Родовой кризис -2 мес.– +3 мес. |
Новорожденность 0,5–4 мес. |
Кризис новорожденности 3,5–7 мес. |
Младенчество 6–12 мес. |
II. Одушевление |
Кризис 11–18 мес. |
Раннее детство 1,5–3,0 года |
Кризис раннего детства 2,5–3,5 года |
Дошкольное детство 3–6,5 лет |
III. Персонализация |
Кризис детства 5,5 – 7,5 лет |
Отрочество 6,5 – 11,5 лет |
Кризис отрочества 11 – 14 лет |
Юность 13 – 18 лет |
IV. Индивидуализация |
Кризис юности 17 – 21 год |
Молодость 19 – 28 лет |
Кризис молодости 27 – 33 года |
Взрослость 32 – 42 года |
V. Универсализация. |
Кризис взрослости 39 – 45 лет |
Зрелость 44 – 60 лет |
Кризис зрелости 55 – 65 лет |
Старость 62 – |
Кризис индивидуальной жизни |
Интеллектуальное развитие ребенка в концепции Ж.Пиаже.
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций. Основной критерий - интеллект.
-от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).
- от 2 до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).
- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций - возникновение элементарного логического рассуждения.
- от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.Развитие совершается как переход от низшей стадии к высшей, причем каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. На каждой новой стадии достигается интеграция ранее сформированных структур; предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.
Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н.Леонтьева. Каждому возрастному периоду, подчеркивает ученый, соответствует конкретный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития.
А.Н.Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.
Информация о работе Периодизация психического развития с точек зрения разных ученных