Периодизации психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:25, контрольная работа

Краткое описание

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Оглавление

1. Предмет, задачи, и методы возрастной психологии
2. Динамика психического развития ребенка
3. Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде
4. Психическое развитие детей от рождения до 1 года
5. Психическое развитие ребенка в период раннего детства
6. Психическое развитие дошкольника
7. Психическое развитие младшего школьника
8. Психические особенности развития ребенка и формирования личности в подростковом и юношеском возрасте
9. Психические особенности личности в зрелом возрасте
10. Психика пожилого, старческого возраста и долгожителей
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по возр психол..docx

— 53.40 Кб (Скачать)

     С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым "личное время", благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости  реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено  событиями, будущими целями и мотивами развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т.п. воспринимается как быстро протекающее, и став психологическим прошлым, кажется продолжительным.

     Психологический возраст зависит от сложившейся  у человека временной перспективы, вне ее он не существует.

     В молодости вероятность соответствия психологического возраста хронологическому весьма велика. Если социально значимая цель не достигнута (образование, женитьба), психологический возраст может отставать от хронологического.

     В зрелости психологический возраст  в гораздо большей степени  зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и  их реализации.

     В зрелости возможны три варианта соотношения  психологического возраста с хронологическим:

     адекватность

     отставание

     опережение

     Опережение  психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное старение. Преждевременное старение нередко бывает связано с несчастием - утратой близкого человека, тяжелой болезнью, природной и социальной катастрофой.

     Любовь, творческое достижение могут привести к движению в обратном направлении - в сторону психологической молодости.

     Отставание  психологического возраста может иметь  место в случае симбиотических отношений  между матерью и единственным ребенком.

     Зрелые  по паспортному возрасту люди с выраженными  чертами инфантильности отстают  в психологическом возрасте.

     У людей деятельных, творческих сохранение чувства молодости связано с  реальной продуктивной работой в  настоящем и значительными планами  на будущее.

     Если  человек "отдается делу, которому он себя посвятил", - его психологическое  прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. Процесс творчества бесконечен и  перед человеком открываются  новые перспективы.

     В данном случае есть все основания  говорить о более высоком уровне зрелости.

     Недаром Восток говорит: "Мудрость не знает  возраста".

     Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю  зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Следовательно, на переходном этапе между зрелостью и поздней зрелостью мы вновь сталкиваемся с последним кризисным периодом, отмеченным психологами, - кризис ухода на пенсию.

     Но, к сожалению, наша российская действительность такова, что с уходом на пенсию ухудшается материальное положение человека. Не каждый может себе позволить такое  удовольствие - не работать. Большое  число пенсионеров продолжает работать. Отец автора курсовой работы, в бывшем сотрудник ФСБ, вышедший на пенсию в 50 лет вынужден был продолжать работать до 70 лет. Во-первых, чтобы ощущать себя нужным, быть среди людей, во-вторых, из материальных побуждений, хотя пенсия у него была по российским меркам большая. 

Заключение 

     В данной работе я  проанализировала особенности развития человека, на всех этапах его жизни. Особое внимание уделено развитию психики  ребенка, а также подростков. В  ходе психического развития ребенка  происходит не только усвоение разнообразных  действий и формирование психических  процессов и качеств, необходимых  для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена  общества и определяют его поступки.

     Взрослый  человек руководствуется в поведении  преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему  следует поступить именно так, а  не иначе. Мотивы поведения взрослого  представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо. Он может, например, отказаться от привлекательного предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень  риска, а он не готов поступить  авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя он устал и сегодня он заслужил право отдохнуть.

     Ребенку предстоит овладеть способностью рефлексировать на все привходящие обстоятельства и свои цели. Мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены  в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь начинает приобретать определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего  мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно  вложить в ребенка свое отношение  к людям, к вещам, передать ему  свои способы поведения. 

 

      Список литературы 

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.  
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 - М., 1984.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
  4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1998.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2004.

Информация о работе Периодизации психического развития