Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:27, курсовая работа
Исправительная (пенитенциарная – от лат. «poenitentiarius» – покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации – восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Исходя из этого, пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления осужденных.
Взаимодействуя с исправительным правом, исправительная психология призвана выработать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, разрабатывать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей.
1. Понятие и функции пенитенциарной (исправительной) психологии
2. Методы пенитенциарной психологии
3. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления
Эффективность воспитательного воздействия в значительной мере зависит от установления психологического контакта с осужденным. Такой контакт возможен лишь на основе знания его индивидуальных особенностей, предпочтительных ориентаций и актуализированных интересов. Существенна также адекватная диагностика личностных психологических барьеров, системы психологической защиты индивида.
Взаимодействуя с личностью, необходимо рассматривать ее в системе групповых связей. Личность всегда представляет определенную малую группу. Группа, сообщество заключенных определяет поведение своих членов. Фундаментальный принцип пенитенциарности: реализуя карательную функцию, ИУ должны формировать способность осужденных к жизнедеятельности в условиях самоорганизации. Длительное существование индивида в условиях глобального надзора и регламентации подавляет механизм психической саморегуляции и, по существу, делает человека неспособным к последующей жизни на свободе. В этих условиях возникает почти необратимый процесс регресса личности.
Опасно длительное содержание человека в условиях толпы – социально неорганизованной общности. В таких условиях формируется и прочно закрепляется анемический, нигилистический тип поведения – укрепляется социальная отчужденность, поведение переходит на эмоционально-импульсивный уровень регуляции.
Гуманность наказания следует понимать не как снижение его карательной функции, а как такую его организацию, при которой наказание не вытравляло бы в наказуемом его человеческие качества, не подавляло бы в нем веру и надежду в возможность быть полноценным членом общества.
Опыт некоторых ИУ показывает, что даже при существующей правовой регламентации режима возможны некоторые его улучшения: оборудование локальных зон и изолированных участков для небольших групп осужденных, улучшение санитарно-бытовых условий, повышение трудовой мотивации, поощрение трудовой инициативы, эстетическое оформление бытового окружения, интеллектуальное насыщение досуга, укрепление социальных связей с внешней средой.
Как отмечают исследователи, количество общих и производственных правонарушений резко снижается по мере создания современной промышленно-производственной базы ИУ, разнообразия трудовых процессов и повышения материальной заинтересованности в результатах труда.
Общество не должно уповать лишь на жесткие условия содержания осужденных в местах лишения свободы. Не менее важна его попечительская деятельность. Добро и милосердие всегда берут верх над мстительностью и жестокостью. Нельзя злом победить зло. Воссоздать в человеке человеческое можно лишь человеческими способами.
Завершающим и наиболее ответственным периодом ресоциализации является реадаптация освобожденного к жизни на свободе, в новых, как правило, трудных жизненных условиях, требующих значительных усилий. Бытовая неустроенность, нарушенность прежних социальных связей, отсутствие жилья, настороженность родных и знакомых, холодный взгляд в отделах кадров по найму рабочей силы, тяжелый гнет социального отвержения – ситуация, особенно опасная для тех, у кого за плечами уже был острый конфликт с обществом. И в этой ситуации существенна не только психологическая установка на новый образ жизни, необходим комплекс социальных условий для реализации этой установки.
Наибольшая
вероятность «срыва» –
Помочь оступившемуся человеку вновь обрести свою человеческую сущность – одно из предназначений социума.
В правовой доктрине наказанием считается особая мера государственного принуждения, сопровождающаяся лишением осужденного определенных благ, за совершенное преступление (Юридический энциклопедический словарь, М., 1984, С. 181). Кара считается синонимом наказания (Там же, С. 135). На такой «теоретической» основе строится процесс перевоспитания преступников.
Между тем понятия наказания, кары, раскаяния – фундаментальные психолого-этические проблемы, глубокая ориентация в которых необходима каждому юристу.
Наказание – отрицательная социальная санкция, возникающая как следствие допущенной индивидом или социальной группой провинности, правового нарушения и заключающееся в ограничении его возможностей или понижении его (ее) социального статуса. Не всякая мера принуждения является наказанием и не всякое наказание принудительно. И нет ничего действенней самонаказания – «угрызения совести». Различными могут быть и цели наказания: месть, устрашение, исправление провинившегося, превентивное наказание в назидание другим.
В своем историческом становлении наказание за преступление чаще всего выступало как акт мести, устрашающего возмездия за содеянное зло.
Однако с нравственной и пенитенциарной точки зрения наказание как возмездие не оправдано – месть есть воздаяние злом за зло. Исторический опыт свидетельствует, что ужесточение наказания, усиление его устрашающего воздействия не приводило к желаемым результатам. Поведением людей нельзя управлять с помощью страха. Человек – существо гордое и независимое.
«Преступник, восставший на общество, ненавидит его и почти всегда считает себя правым, а его виноватым» (Достоевский Ф. М. Записки из мертвого дома, Сп.б., 1894., С. 16).
Поведение человека определяется его представлениями о выгодах и невыгодах определенных поступков. Он склонен к оправданию всего того, что считает выгодным. Для этого он использует мощный механизм оправдательной мотивации, маскирующих мотивов. Представления тех благ, которые он может получить, резко снижают его способность критического отношения к используемым при этом средствам. И чем примитивнее психическая организация индивида, тем меньше его беспокоит моральная сторона используемых им средств, тем меньше он просчитывает вредные последствия выгодного ему (с его точки зрения) деяния. Награды и кары управляют поведением человека, считает известный социолог Питирим Сорокин (Сорокин П. Человек, цивилизация, общество, М., 1992).
Одно и то же наказание, одна и та же награда по-разному действуют на разных людей. Различные награды и наказания имеют различное мотивационное влияние на поведение одного человека. Чем больше данный человек нуждается в данной награде, тем больше она определяет его поведение. Кара также оценивается по тому благу, которое она отнимает у данного человека. Тюремное заключение причиняет различные страдания различным людям. Босяк, не имеющий крова и пищи, страдает от тюрьмы гораздо меньше, чем банкир, для которого тюремное заключение означает лишение его поездок на Багамские острова, ресторанных обедов – приятного времяпрепровождения.
Таковы результаты всеобщей подготовленности населения к насилию, к решению социальных проблем грубой силой физического принуждения.
«Стрелять их надо! Тогда будет порядок» – нередко слышим мы из уст даже почтенных ученых мужей – такова школа социалистического воспитания. Чем в тюрьме им хуже, тем обществу лучше – такова распространенная обывательская мудрость. И тюрьма старается... Она прикладывает максимум малограмотных усилий, чтобы убить в осужденном остатки его человеческой сущности. Лавинообразный рост преступности окончательно заглушает даже робкие призывы к милосердию и гуманности в отношении преступников. Окончательно предается забвению вековая мудрость: воссоздать в человеке человеческое можно только человеческими способами. Звериное же воздействие формирует в человеке зверя. Нравственно лишь то наказание, которое направлено на предотвращение совершения преступником новых преступлений (и с этой целью он ограничивается в свободе) и создает условия для исправления виновного. Ограничение в свободе – это не мера исправления. Это время отставки преступника от его возможной преступной деятельности, в течение которого должны быть изысканы средства, созданы условия для его исправления. (Поскольку преступника нельзя исправить его смертью, то и смертную казнь нельзя рассматривать как наказание.)
На вопрос: что такое исправление – словари не дают ответа. На наш взгляд, исправить преступника – это значит видоизменить те его психические качества, которые детерминировали его преступное поведение. И эта сложнейшая задача требует высококвалифицированного, психологически компетентного решения. В основе исправления провинившейся личности лежит искупление – самоснятие вины преступником посредством ее признания, чистосердечного самоосуждения, раскаяния, понесения, принятого им наказания и совершением реабилитирующих его социально положительных деяний, вызывающих прощение виновного. Искупление – психологическое условие возвращения человека к людям. Предпосылкой искупления являются раскаяние и покаяние. (Отбывание же срока тюремного заключения само по себе отнюдь не является искуплением вины и не все «отсидевшие» становятся людьми с чистой совестью.)
Раскаяние – искреннее самоосуждение, провинившимся своей вины, своей причастности к содеянному злу, готовность (и даже желание) нести наказание, глубокое самопорицание личностью своего антисоциального поведения. Чистосердечное раскаяние, – а не чистосердечного раскаяния не бывает – обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность за совершенное преступление. Раскаяние – психический акт самооценки индивидом своего поведения, основа его исправления в будущем, проявление совести и стыда.
Целевые задачи перевоспитания состоят в формировании:
Прежде чем что-то исправлять,
необходимо знать, что нарушено. Без
квалифицированной
Исправить провинившуюся личность – это значит осуществить ее ценностную переориентацию, включить в сферу ее стыда и совести нарушаемую до этого социальную ценность. Задача, как видим, не из легких и не под силу только внутренним войскам.
Пенитенциарная парадигма (основоположение) состоит в исправлении преступника путем побуждения его к самоанализу и самоосуждению, к наложению им наказания на самого себя с последующим катарсисом (очищением). Личность может самоизменяться только изнутри. Внешние же побуждения – лишь повод, условие для принятия ею своих решений.
Преступность нельзя искоренить лишь массовыми облавами и захватами. Но ее можно значительно уменьшить изменением условий ее порождающих, и изменением всей структуры и методики работы исправительных учреждений.
Одна и та же кара влияет на человека тем сильнее, чем более совпадает требуемое ею поведение с поведением, диктуемым совестью данного человека. Так, кара имеет большое влияние, которая данному индивиду представляется более страшной. Невозможно поэтому осуществить классификацию кар по степени их жестокости.
Самая действенная кара – глубокое самоосуждение, раскаяние. Но основной особенностью устойчивого преступника является устойчивый иммунитет против самоосуждения, наличие у него стойкого смыслового барьера в отражении антисоциальной сущности преступления, установки на самоснятие ответственности. В ряде случаев срабатывает механизм вытеснения – преступник уходит от анализа психотравмирующих обстоятельств, переключается на приемлемую для него связь событий. Подавляющее большинство осужденных оценивает назначенное им наказание как чрезмерно суровое, несправедливое. Кровавые убийцы, насильники, грабители не проявляют обычно и тени нравственного самоупрека единственный их самоукор: обвинение себя за то, что «попался». Барьер нравственного самоанализа преступника – это основной барьер на пути его ресоциализации. Практике же ИТУ понятия личной перестройки, а тем более понятие покаяния малознакомо3.
Покаяние, понимаемое как обретение личностью обновленного нравственного качества, – основная сверхзадача исправительно-воспитательной деятельности. Для побуждения личности к осмыслению ею истоков своего поведения, к переосмыслению своей жизненной стратегии необходим тонкий психологический инструментарий, «хирург души» высшей квалификации. Понесение кары – это всегда испытание виновным страдания от внешних ограничений и внутренней, духовной недостаточности. Кара – это несение заслуженного страдания. Однако, если это страдание причиняется лишь внешними притеснениями и ограничениями, дефицитом потребляемых благ, если при этом предается забвению состояние души виновного, то преступник легко перекладывает ответственность за эти страдания на тех, кто их причиняет. Закоренелый преступник – это многократно судившийся за тяжкие преступления преступник, не испытавший никогда раскаяния по поводу своих злодеяний, утративший способность к адекватной моральной самооценке, индивид с атрофированным нравственным самосознанием.
Кризис нравственного самоанализа – это не только индивидуальный порок. Эта психическая деформированность личности имеет широкую социальную базу. Прошедшие десятилетия нашей истории были малочувствительны к душевным проблемам личности, нравственные категории были переведены в разряд второстепенных по сравнению с «политической грамотностью», т.е. способностью прикрыть душевную наготу текущей партийной директивой. Проблемы психической организации личности мало волновали тех, кто создавал моральный кодекс строителя коммунизма. Тюремная система внешне была отлажена очень хорошо. Пенитенциарной же системы не было вовсе. Само понятие пенитенциарности возникло в США как противопоставление внутреннего внешнему, пенитенциарность – это исправление преступника через его раскаяние. Другого пути подлинного исправления не существует. Между тем деятельность ИТУ связана с нивелированием в этой системе всего личностного, всех индивидуальных проявлений человека.