Педагогическое выгорание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:44, реферат

Краткое описание

Термин "выгорание" был введён в практику американским психологом Фройденбергером в 1974 г. для характеристики психического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с клиентами, в атмосфере эмоционального напряжения, при оказании профессиональной помощи. Это люди, работающие в системе "человек-человек". Синдром выгорания был определён как "поражение, износ или истощение, происходящее вследствие резко завышенного требования к ресурсам и силам" или "как состояние, в котором человек не ожидает вознаграждения от выполненной работы".
Основной причиной профессионального выгорания является необходимость сотрудника проявлять чувство заботы – врачу о больном, преподавателю об ученике, консультанту о клиенте. То есть в первую очередь, проблема профессионального выгорания касается профессий типа «человек-человек».

Файлы: 1 файл

педагогическое выгорание.docx

— 17.09 Кб (Скачать)

     Термин "выгорание" был введён в практику американским психологом Фройденбергером в 1974 г. для характеристики психического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с клиентами, в атмосфере эмоционального напряжения, при оказании профессиональной помощи. Это люди, работающие в системе "человек-человек". Синдром выгорания был определён как "поражение, износ или истощение, происходящее вследствие резко завышенного требования к ресурсам и силам" или "как состояние, в котором человек не ожидает вознаграждения от выполненной работы".

     Основной  причиной профессионального выгорания  является необходимость сотрудника проявлять чувство заботы – врачу  о больном, преподавателю об ученике, консультанту о клиенте. То есть в  первую очередь, проблема профессионального  выгорания касается профессий типа «человек-человек».

     В свою очередь, рабочее обязательство  проявлять заботу к чужому человеку изо дня в день ведет к стрессу. Вывод – в профессиях врача, медсестры, учителя профессиональное выгорание  неизбежно.

     Вопрос  в том, когда оно наступает. Здесь  все зависит от множества факторов: интенсивности труда, условий труда, личных психологических факторов. Считается, например, что средний период профессионального  выгорания педагога составляет около 5 лет.

     Стресс  от выгорания усугубляется также  такими факторами, как недостаток признания  окружающими, неудовлетворительная материальная компенсация эмоциональных затрат или, другими словами, нехватка подкрепляющих  стимулов. 
 

Признаками  профессионального выгорания являются:

     1. Эмоциональное истощение, психологическая выхолощенность.

     2. Деперсонализация – это состояние  сознания, характеризующееся ощущением  отрешенности от мира, в том  числе от себя.

     3. Снижение способности помогать  окружающим на фоне эмоционального  истощения.

     Таким образом, путь к профессиональному  выгоранию лежит через эмоциональное  выгорание.

     Что делать, если чувствуешь, что указанные  симптомы тебе знакомы? Предпринимать  действия для того, чтобы избавиться от причины профессионального выгорания, а значит – восстановить эмоционально-психологический  баланс.

     Как его восстановить?

     1. Ограничить степень «рабочей»  заботы. Контролировать проявления  своих эмоций. Сделать это принципом  – таким же, как ежедневно надевать  на работу чистую рубашку.

     2. Сменить (на время) род деятельности. Например, перейти к физическому  труду, покопаться в саду, огороде.

     3. Разнообразить спектр деятельности: как физической, так и умственной. Занятия спортом, чтение книг  помогут справиться с рутиной  – еще одной причиной профессионального  выгорания.

     4. Активная позиция. Когда, казалось бы, все о тебе забыли, и ты сам уже ничего не хочешь, поступай от обратного. Закати шумную вечеринку. Напеки пирогов. Поешь.

     Соответственно, указанные меры хороши не только для  возвращения себе своих дорогих  эмоций, когда выгорание уже наступило, но и для профилактики профессионального  выгорания.

     В настоящее время психическое  выгорание понимается более широко, как профессиональный кризис, связанный  с работой в целом, который  характеризуется эмоциональным  истощением, деперсонализацией, снижением  профессиональной эффективности. Выделяя  основное, можно сказать, что "выгорание" характеризуется состоянием хронической  усталости, эмоциональным истощением, опустошённостью. Появляется негативное отношение к клиентам, к труду  и его предмету в целом, снижается  продуктивность работы. Нарушается сон, появляется чрезмерная обидчивость, чувствительность к критике, нарушаются отношения  с окружающими, появляется конфликтность.

     Если  вовремя не помочь себе, эти симптомы начинают проявляться на физическом уровне. Появляются головные боли, неприятные ощущения в области сердца, колебания  артериального давления и т.д. Человек  чаще болеет, повышается травматизм. Появляется тревожность, постоянная озабоченность  по поводу работы, чувство раздражения  и бесполезности своей деятельности ("этого всё равно не изменить", "все мои усилия впустую", "им ничего не нужно" и т.д.).

     Мировой психологической практикой и  исследованиями было выявлено, что  школа (педагоги, воспитатели) влияет не только на поведение, но и на социальные установки детей и, более того, что эти изменения имеют стойкий  характер.

     В педагогической среде выгорание  достигает 80%.

     В связи с этим нам представляется актуальной психологическая работа по профилактике выгорания; восстановление психоэмоционального фона педагогов и воспитателей, повышение стрессоустойчивости.

     Кроме того, мы считаем первоочередной задачей  обеспечить педагогам и воспитателям доступ к современным методам восстановления и получению новых психологических знаний в сфере взаимодействия детей и взрослых.

     Поведение детей становится более осознанным, повышается ответственность ребёнка  за результат, появляется внутренняя мотивация. Повышается самооценка ребёнка, вера в  свои силы, происходит "взросление" личности.

     Для большинства педагогов и воспитателей  совершенно естественно, что большая  часть душевных сил уходит на воспитание учеников. В детских домах эта  тенденция более выражена. И в  своё личное время, свободное время (есть ли оно у педагогов вообще это личное время?) они думают, о  проблемах детей, волнуются и  переживают. Усталость накапливается  незаметно… Появляется недовольство собой, сомнения, неоправданная требовательность к себе, горечь и разочарование: "Делаешь, делаешь, а в результате!.."

     Учитель-воспитатель  работает и влияет всей своей личностью. А если при этом он находится в  постоянном напряжении, стрессе, то из этого состояния и влияет! Сталкивается с агрессивным, иногда оскорбительным поведением детей. С их горестями  и печалями, с их потребностью любить и быть любимыми, с их болью и  отчаянием… И чаще всего педагог, воспитатель со всем этим "один на один", варится в своём соку. В лучшем случае есть возможность обсудить это с другими воспитателями, если, конечно, найдется время. И всё это без практической психологической и психотерапевтической поддержки. Результат - выгорание.

     Специфическое отношение к работе, когда человек  тотально посвящает себя работе, и  работа фактически становится заменителем  нормальной социальной жизни, приводит к выгоранию. Педагог, воспитатель  влияет всей своей личностью, значит, имеет смысл её развивать и бережно к ней относиться, как самому дорогому и редкому, уникальному инструменту.

     Участникам  тренинга предлагается ряд упражнений, которые помогают увидеть реальную картину своей жизни со всеми "перекосами" и вытеснениями.

     В результате появляется новый взгляд на отношение к себе, к реалиям  своей жизни. Появляется воодушевление, желание жить более полной жизнью, улучшается психоэмоциональный фон, появляется доступ к многочисленным ресурсам. Повышается стрессоустойчивость. Заинтересованность в себе и результатах своей работы. Снижается уровень тревоги, напряжения. Одна из целей упражнений - заботиться о себе и поддерживать себя.

       Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко-стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают. К числу таких профессий относится и профессия педагога (например, недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30 активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию).

Информация о работе Педагогическое выгорание