Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:40, реферат
Предмет исследования – механизмы и особенности памяти.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность памяти как высшей психической функции и ее виды.
2. Изучить основные теории и законы памяти.
3. Рассмотреть особенности формирования и развития памяти.
4. Охарактеризовать различные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
Введение………………………………………………………..3-4
Общие понятия о памяти……………………………………...5-6
Индивидуальные различия памяти у людей………………....6-7
Формирование и развитие памяти……………………………7-8
Рекорды памяти……………………………………………....8-12
Список литературы…………
Министерство образования и науки
Филиал ГОУ ВПО
«Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета» в г. Чебоксары
Кафедра
гуманитарной дисциплины
РЕФЕРАТ
На тему:
«Память как
высшая психическая функция»
Выполнил студент 2 курса
группы 61-09
Афанасьев Денис Сергеевич
Преподаватель:
Пушкин В.Н.
Чебоксары 2010
Содержание
Введение
Говоря о человеке и о
Наличие у человека воспоминаний говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие - то следы, которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и о наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью.
Иными
словами память можно определить
как способность к получению,
хранению и воспроизведению жизненного
опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые
и приобретённые механизмы
Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как педагогика, воспитание. Психолог С.Л.Рубинштейн как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее…безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Стремиться понять то, как функционирует память необходимо, и особенно для специалистов работающих с людьми. Ведь чем глубже будут знания современных психологов о том, что представляет собой память человека, что закрепляется в памяти и почему, и как улучшить память человека, тем эффективнее они смогут помочь человеку.
Кроме того, в наш бурный век современный человек должен оперировать большими объемами информации. В связи с этим, перед современными деловыми людьми встала проблема развития памяти.
Знание механизмов памяти и способов ее развития поможет современному человеку развить собственные способности и быть более успешным в любой сфере деятельности.
Таким
образом, избранная тема актуальна
и требует дальнейшего
Степень научной разработанности: Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются. Еще в 80-х годах 19 века немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти. Классические исследования Г. Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э. Крепелина и немецкого психолога Г.Э.Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л.С. Выготскому, который в конце 20-х гг. впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти. Исследования А.А.Смирнова и П.И.Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.
Кроме перечисленных ученых большой вклад в изучение механизмов человеческой памяти внесли: С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А Смирнов, Р. Аткинсон, Р. Шифрин, Т. Риббо, Г. Мюллер, А. Пильцкер, А. Бине, К. Бюллер и другие.
Целью нашего исследования является изучение памяти как высшей психической функции.
Объект исследования – память как высшая психическая функция.
Предмет исследования – механизмы и особенности памяти.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность памяти как высшей психической функции и ее виды.
2. Изучить основные теории и законы памяти.
3. Рассмотреть особенности формирования и развития памяти.
4. Охарактеризовать
различные процессы памяти: запоминание,
сохранение, воспроизведение, забывание.
Общие
понятия о памяти
Память
Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Образы
предметов или процессов
Представления памяти делятся на единичные и общие.
Представления памяти
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.
Ассоциации по смежности
Ассоциации по сходству
Ассоциации по контрасту
Кроме этих видов существуют сложные ассоциации – смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.
Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.
Виды памяти
Рассмотрим основные виды памяти.
Непроизвольная память
Произвольная память
1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
2. От приемов заучивания. Приемы заучивания:
a. механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления;
b. логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;
c. образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;
d. мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Выделяют
также кратковременную память, долговременную,
оперативную, промежуточную память. Любая
информация вначале попадает в кратковременную
память, которая обеспечивает запоминание
однократно предъявленной информации
на короткое время (5-7 мин), после чего информация
может забыться полностью либо перейти
в долговременную память, но при условии
1-2-кратного повторения информации. Кратковременная
память (КП) ограничена по объему, при однократном
предъявлении в КП помещается в среднем
7 + 2. Это магическая формула памяти человека,
т.е. в среднем с одного раза человек может
запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур,
картинок, кусков информации.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
ПАМЯТИ У ЛЮДЕЙ
Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и т.п., так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании о воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает материал или сопровождать его запоминание какими – либо движениями.
“Чистые” виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно – двигательная, зрительно – слуховая и двигательно – слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.
Наибольшего
развития у человека обычно достигают
те виды памяти, которые чаще всего
используются. Большой отпечаток
на этот процесс накладывает
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.
Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т.е. о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во – первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во – вторых, непосредственное запоминание со временем превращения в опосредственное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемонических приемов и средств. В – третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.
Существенный
вклад в понимание
В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как её иногда называл П. П. Блонский, “память – рассказ”. Она имеется уже у ребенка 3 – 4 летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Её совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.