Память как высшая психическая функция

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:40, реферат

Краткое описание

Предмет исследования – механизмы и особенности памяти.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность памяти как высшей психической функции и ее виды.
2. Изучить основные теории и законы памяти.
3. Рассмотреть особенности формирования и развития памяти.
4. Охарактеризовать различные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Оглавление

Введение………………………………………………………..3-4
Общие понятия о памяти……………………………………...5-6
Индивидуальные различия памяти у людей………………....6-7
Формирование и развитие памяти……………………………7-8
Рекорды памяти……………………………………………....8-12
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки

Филиал  ГОУ ВПО

«Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета» в г. Чебоксары

Кафедра гуманитарной дисциплины 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

На тему: «Память как высшая психическая функция» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Выполнил студент 2 курса

группы 61-09

Афанасьев Денис Сергеевич

Преподаватель: Пушкин В.Н. 
 
 
 
 

Чебоксары 2010

Содержание

  • Введение………………………………………………………..3-4
  • Общие понятия о памяти……………………………………...5-6
  • Индивидуальные различия памяти у людей………………....6-7
  • Формирование и развитие памяти……………………………7-8
  • Рекорды памяти……………………………………………....8-12
  • Список литературы……………………………………………..13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

         Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких  понятиях, как "память", "воспоминания".

              Наличие у человека воспоминаний говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие - то следы, которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и о наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью.

       Иными словами память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения  есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не могли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось. 

       Человек всегда стремился к развитию, к  прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний.  Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как педагогика, воспитание. Психолог С.Л.Рубинштейн как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами на мгновение.  Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее…безвозвратно исчезало бы в прошлом».

       Стремиться  понять то, как функционирует память необходимо, и особенно для специалистов работающих с людьми. Ведь чем глубже будут знания  современных психологов о том, что представляет собой память человека, что закрепляется в памяти и почему, и как улучшить память человека, тем эффективнее они смогут помочь человеку.

       Кроме того, в наш бурный век современный  человек должен оперировать большими объемами информации. В связи с  этим, перед современными деловыми людьми встала проблема  развития памяти. 

       Знание  механизмов памяти и способов ее развития поможет современному человеку  развить собственные способности и быть более успешным в любой сфере деятельности.

       Таким образом, избранная тема актуальна  и требует дальнейшего рассмотрения.

       Степень научной разработанности: Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются. Еще в 80-х годах 19 века немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти. Классические исследования Г. Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э. Крепелина и немецкого психолога Г.Э.Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л.С. Выготскому, который в конце 20-х гг. впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти. Исследования А.А.Смирнова и П.И.Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.

       Кроме перечисленных ученых большой вклад  в изучение механизмов  человеческой памяти  внесли: С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А Смирнов, Р. Аткинсон, Р. Шифрин, Т. Риббо, Г. Мюллер, А. Пильцкер, А. Бине, К. Бюллер и другие.

       Целью нашего  исследования является  изучение памяти как высшей психической функции.

       Объект  исследования – память как высшая психическая функция.

       Предмет исследования –  механизмы и особенности  памяти.

       Задачи исследования:

       1. Рассмотреть сущность памяти как высшей психической функции и ее виды.

       2. Изучить основные теории и законы памяти.

       3. Рассмотреть особенности формирования и развития памяти.

       4. Охарактеризовать различные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. 
 
 
 
 

Общие понятия о памяти 

       Память

Память –  основа психической деятельности. Без  нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания  человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

       Образы  предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями

       Представления памяти делятся на единичные и  общие.

       Представления памяти

       В основе памяти лежат ассоциации, или  связи. Предметы или явления, связанные  в действительности, связываются  и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем  по ассоциации вспомнить другой, связанный  с ним. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

       Ассоциации  по смежности

       Ассоциации  по сходству

       Ассоциации  по контрасту

       Кроме этих видов существуют сложные ассоциации – смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

       Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

       Виды  памяти

       Рассмотрим  основные виды памяти.

       Непроизвольная  память

       Произвольная  память

       1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

       2. От приемов заучивания. Приемы заучивания:

       a. механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

       b. логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;

       c. образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

       d. мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

       Выделяют  также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. 
 

        ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ  ПАМЯТИ У ЛЮДЕЙ 

       Память  у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все  это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и т.п., так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании о воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает материал или сопровождать его запоминание какими – либо движениями.

       “Чистые”  виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно – двигательная, зрительно – слуховая и двигательно – слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

       Наибольшего развития у человека обычно достигают  те виды памяти, которые чаще всего  используются. Большой отпечаток  на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица. 
 

       ФОРМИРОВАНИЕ  И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

         

       Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т.е. о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во – первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во – вторых, непосредственное запоминание со временем превращения в опосредственное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемонических приемов и средств. В – третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

       В развитии памяти в целом можно  выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без  исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и  ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.

       Существенный  вклад в понимание филогенетического  развития памяти внес П. П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффетивная, образная и логическая. П. П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развитии человечества эти виды памяти последовательно появились один за другим.

       В онтогенезе все виды памяти формируются  у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как её иногда называл П. П. Блонский, “память – рассказ”. Она имеется уже у ребенка 3 – 4 летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Её совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.

Информация о работе Память как высшая психическая функция