Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:35, контрольная работа
Внимание в системе психологических феноменов занимает особое положение. Оно включено во все остальные психологические процессы, занимает как их необходимый момент и отделить его от них, выделить и изучить в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.
В образной памяти выделяют зрительную
и слуховую (а также обонятельную, вкусовую, осязательную).
Если человек хорошо запоминает, узнает
и воспроизводит зрительные образы, если
он лучше запоминает материал при чтении «про
себя», у него хорошая зрительная память;
если же человек хорошо запоминает мелодии
и воспроизводит их, если он лучше запоминает
прочитанное ему вслух или когда ему читают или говорят, у него
хорошая слуховая память. Словесно-логическая па
Эмоциональная память — память на чувства. Это запоминание человеком своих переживаний и переживаний других людей. Эмоциональная память может быть основой мотивов, побуждающих человека к каким-то действиям или удерживающих его от совершения того или иного поступка. Она же является основой сопереживаний.
Двигательная память — память на движения. Она составляет основу овладения двигательными действиями в любом виде деятельности.
По продолжительности
Существуют индивидуальные различия между людьми по объему, точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохранения, готовности памяти.
Объем памяти — это количество материала, которое может быть правильно воспроизведено непосредственно после однократного его восприятия. В среднем объем памяти равен 6-8 объектам. Индивидуально он колеблется от 0 до 12.
Точность памяти определяется идентичностью воспроизводимого и запоминаемого. Отсутствие пропусков, искажений в воспроизведении, детальное воспроизведение — конкретные проявления точности памяти.
Быстрота запоминания. — это время (или число повторений), необходимое для полного и правильного запоминания материала.
Длительность сохранения — время удержания в памяти материала. Выражение «короткая память» относится именно к этому ее качеству.
Готовность памяти — это способность быстро извлекать из памяти то, что необходимо человеку в данный конкретный момент. Отсутствие этого качества приводит к тому, что даже при наличии знаний человек не может ими пользоваться. Нередко учащиеся, получив неудовлетворительную оценку на экзамене и выйдя за дверь аудитории, вдруг начинают рассказывать товарищам то, чего две минуты назад не могли рассказать преподавателю. Готовность памяти определяетприкладность знаний. В сочетании с мышлением она определяет сообразительность и находчивость.
Сочетание перечисленных качеств позволяет по индивидуальным различиям памяти разделить людей на четыре группы:
а) быстро и прочно запоминающих, медленно забывающих;
б) быстро запоминающих, но скоро забывающих;
в) медленно запоминающих, но долго помнящих;
г) медленно запоминающих и быстро забывающих.
Список использованной литературы
1. Смирнов А.Г. «Практикум по общей психологии», М., 2002
2. Немов Р.С. «Психология» т.3, М., 2003
3. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», М., 1989
4. www.wikipedia.org