Память и ее развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы было изучение процессов и механизмов памяти и определение важности развития памяти для человека.
Исходя из поставленной цели, ставились и решались следующие задачи:
1. рассмотреть психический процесс памяти;
2. дать классификацию различных видов памяти;
3. изучить основные научные теории памяти;
4. рассмотреть процесс формирования памяти;
5. изучить методы и способы, помогающие развитию памяти человека.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. 5
1.1 Память как психический процесс. Виды памяти 5
1.2 Теории памяти 11
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. 19
2.1 Основные процессы памяти. Значение памяти для человеческой жизнедеятельности 19
2.2 Формирование и развитие памяти 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Курсовая.Память и ее значение в развитии личности.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается.

Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.

Воспроизведение может  относится к движениям, действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям  сознания (образам-представлениям предметов или слов), к мыслям и чувствам.

Воспроизведение может  быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное — это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.

Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании  и сохранении мы можем только по воспроизведению.

Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них — время. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, в дальнейшем забывание идёт медленнее. Для предотвращения забывания необходимо понимание, осмысление информации и её повторение.

Следующими факторами  забывания являются частота применения материала и степень его важности для субъекта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестаёт быть для человека существенным. Детали забываются скорее; дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.

Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Психическое развитие людей возможно потому, что мы сохраняем приобретённый опыт и знания. Всё, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Без памяти не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

 

 

 

2.2 Формирование  и развитие памяти

 

 

Первоначальным проявлением  памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни, и сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если промежуток времени между узнаванием и восприятием предмета (так называемый «скрытый период») был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет. Обычно этот скрытый период не должен превышать нескольких дней, иначе ребенок будет не в состоянии узнать что-либо или кого-либо.

Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. Удлиняется и скрытый период. К  концу второю года жизни ребенок  может узнать то, что видел за несколько недель до этого. К концу третьего года — то, что воспринималось несколько месяцев назад, а к концу четвертого — то, что было примерно год назад.

Прежде всего, у ребенка  проявляется узнавание, воспроизведение  же обнаруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни. Именно небольшой продолжительностью скрытого периода объясняется то, что первые наши воспоминания о детстве относятся к периоду четырех - пятилетнего возраста.

Первоначально память носит  непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.

Бурное развитие характеристик  памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В процессе обучения школьник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по заучиванию учебного материала, т. е. определяет способ заучивания и воспроизведения информации в зависимости от уровня ее сложности и постепенно овладевает осмысленным запоминанием.

В этом возрасте память развивается  в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Младшие школьники так  же, как и дошкольники, обладают хорошей  механической памятью. Многие из них  на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Следует отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому взрослые должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс — как, какими способами ученик это запомнил. Одна из задач учителя в начальных классах — научить детей использовать определенные мнемонические приемы. Это, прежде всего, деление текста на смысловые части (обычно придумывание к ним заголовков, составление плана), прослеживание основных смысловых линий, выделение смысловых опорных пунктов или слов, возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания, мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух и про себя всего материала, а также рациональные приемы заучивания наизусть. В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний, имеющуюся у ребенка. Такой осмысленный материал легко «извлекается» из системы связей и значений и воспроизводится.

Для того чтобы память действительно развивалась, необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств  памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы.

 

Заключение

 

 

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Память выполняет очень  важные функции в познавательной деятельности. Первая функция заключается  в том, что она отбирает и закрепляет необходимую для субъекта информацию, поступающую через органы чувств. Вторая функция связана с накоплением  и сохранением полученной информации в сознании человека. Третья функция направлена на воспроизведение информации, необходимой для осуществления текущей и будущей деятельности.

Существуют различные  классификации памяти:

  1. по участию воли в процессе запоминания (непроизвольная и произвольная);
  2. по психической активности, которая преобладает в деятельности (двигательная, эмоциональная, образная и словестно-логическая);
  3. по продолжительности сохранения информации (мгновенная, кратковременная и долговременная).

Известно множество научных теорий памяти. Основные их них это ассоциативная, гештальттеория, теория бихевиоризма, теория психоанализа, смысловая теория памяти, теорией деятельности, информационно-кибернетическая теория.

Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание информации.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает  у человека. Психическое развитие людей возможно потому, что мы сохраняем  приобретённый опыт и знания. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Без памяти не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

Первоначально память носит  непроизвольный характер. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания.

Бурное развитие характеристик  памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа.

Младшие школьники так  же, как и дошкольники, обладают хорошей  механической памятью. Следует отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому взрослые должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс — как, какими способами ученик это запомнил. Одна из задач учителя в начальных классах — научить детей использовать определенные мнемонические приемы. Это, прежде всего, деление текста на смысловые части (обычно придумывание к ним заголовков, составление плана), прослеживание основных смысловых линий, выделение смысловых опорных пунктов или слов, возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания, мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух и про себя всего материала, а также рациональные приемы заучивания наизусть.

Для того чтобы память действительно развивалась, необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств  памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы.

 

Список литературы

 

 

  1. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Издательство МГУ, 2008 г. – 367 с.
  2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. / Б.Ц. Бадмаев. – Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2009 г. – 233 с.
  3. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. / Б.Ц. Бадмаев. – Кн. 2: Психологический практикум для учителя: развитие, обучение и воспитание. – М.: ВЛАДОС, 2010 г. – 158 с.
  4. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2007 г. – 357 с.
  5. Горбачева Е.И. Избирательность памяти и предметная ориентация мышления / Е.И. Горбачева // Вопросы психологии. – 2011 г. - № 5. – С. 35-48.
  6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – М.: Издательство ЛГУ, 206 г. – 560 с.
  7. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2008 г. – 373 с.
  8. Джемс У. Психология / У. Джемс. – М.: Педагогика, 2009 г. – 425 с.
  9. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: Учебное пособие для студентов вузов / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, 2009 г. – 431 с.
  10. Казаков В.Г. Психология: Учебник / В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьев. – М.: Высшая школа, 2010 г. – 383 с.
  11. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2005 г. – 992 с.
  12. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.
  13. Мараев В.А. Ошибки словесной памяти / В.А. Мараев // Вопросы психологии. – 2008 г. - № 1-2. – С. 147-152.
  14. Мараев В.А. Профессионализация памяти студентов / В.А. Мараев, Г.П. Холопова // Вопросы психологии. – 2008 г. - № 3. – С. 94-99.
  15. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов: В 3-х кн. / Р.С. Немов. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 688 с.
  16. Основы психофизиологии / Отв. Ред. Ю.И. Александров. – М.: ИНФРА-М, 2005 г. – 432 с.
  17. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / Н.Н. Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
  18. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - - М.: Просвещение, 2006 г. - 494 с.
  19. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2008 г. – 584 с.
  20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2005 г. – 720 с.
  21. Середа Г.К. Что такое память? / Г.К. Середа // Психологический журнал. – 2009 г. – Т. 6. - № 6. – С. 41-48.
  22. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест,  2010 г. – 800 с.
  23. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко. – М.: Просвещение, 2009 г. – 446 с.

Информация о работе Память и ее развитие