Отличие гуманистического направления психологии от бихевиоризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:09, контрольная работа

Краткое описание

Гуманистическая психология одно из основных направлений современной психологии. Возникновение данного направления и формулирование его основных принципов связано с именем Абрахама Маслоу [1908 - 1970]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Оглавление

1.Проанализируйте отличие гуманистического направления психологии от бохевиоризма………………………………………………………………….1
2. Назовите основные идеи теории самоактуализации А.Маслоу………….
3. Укажить, к каким современным направлениям западной психологии
следует отнести приведенные высказывания:
а) «… люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов»;
б) «индивидуум, представляется нам, как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности»;
в) «личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт».
1) когнитивная психология;
2) гуманистическая психология;
3) психоаналитическая психология……………………………………..
4. Используемая литература……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

К.Р. по культуре речи.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

План  работы

1.Проанализируйте отличие  гуманистического направления психологии  от бохевиоризма………………………………………………………………….1

2. Назовите основные  идеи теории самоактуализации  А.Маслоу………….

3. Укажить, к каким  современным направлениям западной  психологии    
следует отнести приведенные высказывания:

а) «… люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и  конфликтов»;

б) «индивидуум, представляется нам, как непознанное  и бессознательное Оно, на поверхности  которого покоится Я. Я старается  содействовать влиянию внешнего мира на Оно и стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности»;

в) «личностный  конструкт – это идея или мысль, которую человек  использует, чтобы  осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт».

1) когнитивная  психология;

2) гуманистическая  психология;

3) психоаналитическая  психология……………………………………..  
 4. Используемая литература…………………………………………………….. 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Отличие  гуманистического  направления психологии  от бихевиоризма 

Гуманистическая психология     

Гуманистическая психология одно из основных направлений современной  психологии. Возникновение данного  направления и формулирование его  основных принципов связано с именем Абрахама Маслоу [1908 - 1970]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.  

Предмет изучения      

Уникальная  и неповторимая личность, постоянно  созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации»: 

  • Осуществление самого себя.
  • Сознание собственного достоинства.
  • Социальные потребности.
  • Потребности в надежности.
  • Этапы деградации личности.
  • Поиск смысла жизни.
  • Физиологические основные потребности.
  • Непригодность исследования животных для понимания человека.

 

 

Основные  принципы гуманистической  психологии:

  1. человек должен изучаться в его целостности;
  2. каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
  3. человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;
  4. жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
  5. человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы;
  6. человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;
  7. человек — активное, творческое существо.

 

 

 

Вклад в психологию      

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.     

Одна  из главных ценностей гуманистической  психологии - признание каждой личности уникальной, предоставление ей возможностей для самоактуализации. Гуманистическая  психология противопоставила себя в  качестве «третьей силы» бихевиоризму, делающим основной упор на зависимость человека от его прошлого, считая, что главное — устремленность к будущему, к свободной реализации своих возможностей.      

Теоретики - гуманисты подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди - мыслящие существа, свободно решающие и выбирающие свои действия. Таким образом, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей.      

Наиболее  важная концепция, которую выделили гуманистические психологи - это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда в динамике, в движении. Как свободное существо человек ответственен за реализацию наибольшего числа жизненных возможностей. С гуманистической точки зрения поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются от становления, отрицая заложенную в них возможность полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой человек, отказавшийся от поиска смысла, наполнения им своей жизни является предателем самого себя. Тот, кто предал человеческую сущность не в состоянии ответить на основные вопросы своей жизни: кто я? Имеет ли моя жизнь смысл? Как я могу реализовать себя, даже, если я навсегда один? Вместо этого человек может подчиниться требованиям общества и не выходить за эти пределы. Гуманистические психологи отмечают, что поиск смысла жизни - дело трудное: многие становятся отчужденными по отношению к себе и другим, некоторым не хватает мужества настоять на своем, иные предпочитают принять то, что говорят друзья и родители, общество в целом. Преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-нибудь стоящее. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как они ответственны за одну единственную жизнь - свою собственную.   

 

 

 

 А. Маслоу отдавал приоритет, творческой стороне натуры человека, считая, что к творчеству способен каждый. И для этого не нужно писать музыку или рисовать картины. Можно проявлять себя как творческого человека в любом деле. Творчество - это путь к развитию метамотивации, высоких жизненных ценностей, и просто - данность. Видимо, способность проявлять себя как творческое существо - это один из признаков человека вообще, отличие его от прочих живых организмов. Таким образом, А.Маслоу утверждал, что смысл человеческой жизни подвластен его создателю - человеку. 

Бихевиоризм      

Бихевиоризм (от англ. behaviour — «поведение») — направление в психологии, объясняющее поведение человека. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных.     

Бихевиоризм изучает непосредственные связи  стимулов и реакций (рефлексов), чем  привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта, в противоположность ассоцианизму и психоанализу. 

Методы    

Бихевиористами  применялось два основных направления  для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых  и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.      

Большинство экспериментов  бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотрите, например, гуманистический подход). Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения. 

 

Суть  бихевиоризма     

Д. Уотсон считал, что в поведении  человека нет ничего прирожденного, а все его проявления, это результат внешней стимуляции, что он и пытался доказать изучая младенцев. Если вернуться к нашему младенцу, то это означало, что он был организмом, для которого основным стали "стимул" (раздражитель внешней среды), "реакция" (ответ организма на раздражение) и "связь" (ассоциация), сознание его еще спало. Малыш должен был приспособиться к среде обитания. Возможно, что это был естественный ход развития, человечества, философии и психологии.     

 

 

 

 Таким образом, цель бихевиоризма — превращение  психологии в область знания управляющую и предсказывающую поведение. Исследования, проведенные на животных, бихевиористы автоматически переносили на человека. Обучение животного — это повторение (закон упражнения), т.е. выработка приспособительных реакций, затем закрепление, установление прочной зависимости между стимулом и реакцией (закон эффекта).      

Бихевиористы  правильно определили зависимость  поведения от воздействия среды, но не учитывали обусловленности  ответной реакции не только стимулам, но и внутренними явлениями. Вероятно, к модели поведения человека можно было подойти, изучая психику животных, но, не отрицая различия психики человека и животного.  
     

Уотсон  считал, что основой отношений  организма к среде является "стимул-реакция" и, следовательно, пользуясь различными раздражителями можно получить человека с необходимыми качествами и любым поведением, не принимая во внимание ни врожденные качества, ни убеждения, ни другие личностные качества.      

В этой идее чувствуется определенная направленность — получение вместо человека послушного робота, которого программируют на выполнение только набора двигательных функций, т.е. интересует только один исполнительский аспект в поведении человека.      

Эти идеи очень близки фашистским или тираническим режимам, которым важно иметь слепое орудие в своих руках, послушную рабочую или военную силу, не способную размышлять, а лишь наученную слепо выполнять приказы. 

Плюсы и минусы     

В 30-е годы прошлого века, во время  экономического кризиса, стало ясно, что уже невозможно сбросить со счетов роль социальной среды и отношение к ней человека, причем не только внешние его реакции, но и его мотивы, настроения, установки.     

Идея  бихевиоризма — превращение психологии в естественную науку о поведении организма потерпела крах, т.к. сам организм не вписывался в эту схему. Таким образом, наш младенец научился двигаться, но без включения сознания, его поведение было идентично поведению животного.     

Но  надо отдать должное, что появление  бихевиоризма привело психологию к дальнейшему развитию взглядов на организацию психики. Психологи этого направления обогатили науку, но не в результате, а вопреки, потому что они не смогли удержаться на позициях только лишь

 

 

бихевиоризма, используя явления без которых невозможно было понять смысл поведения. 

2. Основные идеи теории самоактуализации А. Маслоу 

Американский  психолог Абрахам Маслоу (основатель гуманистической психологии) определяет самоактуализацию как "полное использование  талантов, способностей, возможностей и т.п.". "Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями".       

      

 Исследование самоактуализации       

 Маслоу начал исследовать самоактуализацию  более формализованно, изучая жизнь,  ценности и отношения людей,  которые казались ему наиболее  душевно здоровыми и творческими,  тех, кто казался в высшей степени самоактуализированным, то есть достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди.       

 Изучая лучших из людей, можно  исследовать границы человеческих  возможностей. Так, чтобы узнать, сколь быстро люди могут бегать, нужно исследовать лучших атлетов и бегунов, и было бы бессмысленным делать "среднюю выборку" из населения какого-нибудь города. Равным образом, рассуждает Маслоу, чтобы изучать психологическое здоровье и зрелость, нужно исследовать наиболее зрелых, творческих, интегрированных людей.       

 Маслоу выбирал образцы для  своего первого исследования  по двум критериям. Во-первых, это были люди, относительно свободные  от невроза и других значительных  личностных проблем. Во-вторых, это были люди, наилучшим возможным образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные. .       

"Самоактуализировавшиеся люди, без единого исключения, вовлечены  в дело, выходящее за пределы  их шкурных интересов, в нечто  вовне себя".      

 Маслоу называет следующие характеристики  самоактуализирующихся людей: 

  • "более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней";
  • "принятие (себя, других, природы)";
  • "спонтанность, простота, естественность";
  • "центрированность на задаче" (в отличие от центрированности на себе);
  • "некоторая отъединенность и потребность в уединении";

 

 

  • "автономия, независимость от культуры и среды";
  • "постоянная свежесть оценки";
  • "мистичность и опыт высших состояний";
  • "чувства сопричастности, единения с другими;
  • "более глубокие межличностные отношения";
  • "демократическая структура характера";
  • "различение средств и целей, добра и зла";
  • "философское, невраждебное чувство юмора";
  • "самоактуализирующееся творчество";
  • "сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры".

"Самоактуализация - это не отсутствие проблем,  а движение от преходящих и  нереальных проблем к проблемам  реальным".      

 Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся  люди, которых он изучал, не были совершенны и даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная приверженность избранной работе и своим ценностям делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели; работа может вытеснять другие чувства или потребности. Свою независимость они могут доводить до степени, шокирующей их более конформных знакомых. Кроме того, им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.     

Информация о работе Отличие гуманистического направления психологии от бихевиоризма