Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:29, статья
Особенности восприятия умственно отсталых детей были очень тщательно изучены советскими учеными – Соловьевым И.М., Вересотской М.М., Кудрявцевой Е.М. и другими. Их исследования показали, что темп зрительных восприятий у умственно отсталых детей замедлен. Так же, замедленность темпа восприятий сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала.
Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения, слуха и умственной отсталостью.
Восприятие – это психический процесс отражения предметов явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта [Литвак А.Г., 1998]. Зрительное восприятие – это процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о свойствах предметов (величине, форме, цвете и т.д.), их взаимном расположении и расстоянии между ними. Другими словами, зрительное восприятие – это способность осмысливать то, что видишь.
Зрительное восприятие играет важную роль в психическом развитии ребенка. Исследования показали, что у детей с особенностями в развитии, такими как частичная потеря остроты зрения, система зрительного восприятия функционирует почти как в норме, но в случае с тотальной слепотой тип восприятия может измениться и доминирующее положение занимают кожно-механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия.
Восприятие слепого или слабовидящего ребенка, не зависимо от того, какой тип у него складывается, обладает всеми свойствами, известными в психологии: целостностью, избирательностью, обобщенностью, апперцепцией и константностью. Однако проявление и развитие этих свойств зависят от того, в каком виде восприятия они проявляются, а также от уровня психического развития индивида в целом. При слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия: избирательность ограничивается сужением круга интересов, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием объектов внешнего мира; апперцепция проявляется слабее в связи с недостаточным чувственным опытом; осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта; сокращается зона константного зрительного восприятия, нарушается его целостность. При снижении остроты зрения, нарушении цветоощущения, сужении поля зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих степенью полноты, точности и скорости отображения, а также сужением и деформацией зрительного поля.
В связи с потерей слуховых ощущений у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительное восприятие глухих детей развито не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев лучше [Занков Л.В., Соловьев И.М., Шиф Ж.И.]. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок.
Глухие дети более тонко дифференцируют оттенки цветов. Рисунки глухих детей содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Более полными оказываются и рисунки по памяти. Глухим детям труднее даются рисунки, которые выражают пространственные отношения. [Занков Л.В., Соловьев И.М.]. У глухих аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим.
Глухой может воспринимать речь говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные восприятия. Каждая фонема нашего языка имеет свой соответствующий артикулярный образ. Глухой ребенок зрительно воспринимает и запоминает этот образ. В дальнейшем в процессе длительных упражнений глухой может различать зрительно артикуляторные образы целых слов.
При умственной отсталости зрительное восприятие у детей формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Замедленность восприятия сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала, что мешает ребенку с умственной отсталостью быстро улавливать смысл происходящего и давать ему оценку.
Зрительное восприятие умственно отсталых детей характеризуется недифференцированностью. Они часто принимают один воспринимаемый предмет за другой. Исследования Евлаховой Э.А. показали, что умственно отсталые дети не различают выражения лиц людей, изображенных на картинках. Дети не понимают перспективы, не различают светотени, частичных перекрытий и т.д., что создает значительные трудности для них при попытке понимания сюжетных картин и пейзажей.
Особенности восприятия умственно отсталых детей были очень тщательно изучены советскими учеными – Соловьевым И.М., Вересотской М.М., Кудрявцевой Е.М. и другими. Их исследования показали, что темп зрительных восприятий у умственно отсталых детей замедлен. Так же, замедленность темпа восприятий сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала.
И.М. Соловьев утверждает, что эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора – его узостью. Осматривая окрестности или идя по улице, умственно отсталый ребенок меньше замечает, чем его сверстник – нормальный ребенок. Недостаточная константность также мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться на местности, в ситуации, в пространственном расположении предметов. Исследования Э.С. Бейн показали, что хотя в основном константность сохраняется, но все же она значительно меньше, чем у нормальных детей. А исследования К.И. Вересотской свидетельствуют о недостаточной восприимчивости глубины изображений умственно отсталыми.
Зрительное восприятие характеризуется таким аспектом, как инактивность. Об этом свидетельствует неумение умственно отсталых детей всматриваться, искать и находить какие-либо объекты.
Из всего выше описанного можно сделать вывод о том, что какое бы ни было нарушение, зрительное восприятие является ведущим среди других типов. Исключением является лишь тотальная слепота. При слабовидении ребенок опирается на остаточное зрение, цвето и светоощущение, позволяющее получать информацию из окружающего мира. Так же и для глухих и слабослышащих – зрительное восприятие является для них ведущим. Вступает закон компенсации дефекта. При умственной отсталости зрительное восприятие является слабым, однако и здесь оно является одним из ведущих типов восприятия.
Студентки IV курса, очного отделения ИПССО СППС
Осадчевой А.И.