Особенности воспитания и развития детей второго года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:46, практическая работа

Краткое описание

Появившись на свет, новорожденный сообщает о своих потребностях посредством криков, звуков, мимики и жестов. Далее его звуковой арсенал расширяется, и малыш начинает гукать, гулить и лепетать. Наряду с этим, слушая обращенную к нему речь, малыш постепенно учится понимать то, что ему говорят, тренируется в повторении слогов, облегченных слов и, наконец, начинает произносить слова. В год большинство детей уже могут осмысленно употреблять около шести – десяти простых и звукоподражательных слов: «мама», «папа», «дай», «на», «бах», «ав» и др.

Файлы: 1 файл

дош. пед.docx

— 8.85 Кб (Скачать)

                                            Практическое занятие № 6                                            Филевой Анны Б-2061

Тема: Особенности воспитания и развития детей второго года жизни  
1)Краткая характеристика возраста 
На протяжении второго года жизни у детей происходят значительные изменения в физическом и нервно-психическом развитии. Однако теперь масса тела и рост: ребенка не изменяются так интенсивно, как это было на первом году жизни: к 2 годам масса тела увеличивается на 2500—3000 г, а рост — на 12—13 см. У детей изменяются пропорции тела, особенно за счет роста конечностей, объем груди становится больше объема головы.

Наиболее характерной особенностью поведения ребенка этого возраста является высокая двигательная активность, эмоциональность, повышается любознательность и познавательная деятельность. Как и на первом году жизни, ребенок стремится к частому общению со взрослыми и у него возникают положительные взаимоотношения с детьми.

Второй год жизни условно делится на два периода:

- от 1 года до 1 года 5—6 месяцев

- от 1 года 5—6 месяцев до 2 лет.

Каждый из них имеет свои качественные особенности. 
 
Появившись на свет, новорожденный сообщает о своих потребностях посредством криков, звуков, мимики и жестов. Далее его звуковой арсенал расширяется, и малыш начинает гукать, гулить и лепетать. Наряду с этим, слушая обращенную к нему речь, малыш постепенно учится понимать то, что ему говорят, тренируется в повторении слогов, облегченных слов и, наконец, начинает произносить слова. В год большинство детей уже могут осмысленно употреблять около шести – десяти простых и звукоподражательных слов: «мама», «папа», «дай», «на», «бах», «ав» и др.

  
2)Развитие речи детей второго года жизни. Методические приемы ее формирования, используемые в повседневной жизни

На втором году жизни у ребенка наблюдается интенсивное речевое развитие.

После года ребенок начинает лучше понимать речь взрослого, осмысленно подражать его словам и фразам, произносить одиночные элементарные слова.

При этом он может путать звуки, переставлять их местами, искажать и пропускать. У полуторагодовалого человечка в активном словаре уже имеется около 30-35 слов.

В этот период ребенок интенсивно устанавливает связи между словами, действиями и предметами. Так, если малыша попросить принести мячик, он может посмотреть на него, а принести машинку.

С полутора до двух лет - идет увеличение словарного запаса (малыш знает названия игрушек, предметов обихода, одежды, мебели, частей тела, действий) и активное использование около 300 слов, фраз и коротких предложений в речи. Кругозор ребенка расширяется, и с ним можно говорить не только о том, что он видит в настоящий момент, но и о том, что он видел вчера.

К концу 2-го года ребенок начинает использовать речь по назначению, т.е. как средство общения. Теперь он может попросить о чем-то, пожаловаться, пригласить поиграть, выразить радость и т.д.

В жизни ребенка речь выполняет много разных функций. В первую очередь, речь – это способность общаться посредством слов, звуков, знаков и других элементов языка.

 

Развитие речи ребенка – длительный процесс, успешность его протекания зависит от:

- речевой среды,

- социального окружения,

- семейного благополучия,

- индивидуальных особенностей личности,

- познавательной активности ребенка,

- уровня развития моторики,

- состояния здоровья и т.д.

 

У всех детей развитие речи протекает по-разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Замечено, например, что девочки быстрее, чем мальчики, овладевают умением пользоваться словами.

Если ребенок в два года говорит очень мало и не понятно, но его интеллектуальное развитие соответствует возрастным нормам, и вы достаточно общаетесь с ним, беспокоиться не стоит.

 

Советы по развитию речи детей

•    Между вами и ребенком должны быть установлены эмоционально - доверительные отношения.

•    Ваша речь должна быть чувственно окрашенной, понятной, четкой, правильной.

•    Ребенок будет копировать вашу речь, поэтому не стоит сюсюкаться и повторять неправильно выговариваемые им слова. Учите его произносить слова правильно.

•    Можно предлагать ребенку для повторения облегченные слова, но тут же сопровождайте их правильно произносимыми словами («би-би»-машина, «ав-ав»-собачка).

•    Лучше всего речь развивается в активной деятельности, когда малыш испытывает положительные эмоции и активно действует с каким-то предметом (например, разбирает и собирает пирамидку, а вы вместе с ним проговариваете его действия) или выполняет движения со словами (физкультурные минутки).

•    Называйте привлекающие ребенка предметы и комментируйте интересующие его действия и события.

•    Придумывайте способы вызвать ребенка к диалогическому общению, расширяйте его связи с другими взрослыми и детьми.

•    Ставьте малыша в такие условия, где ему придется воспользоваться речью. Не предугадывайте желаний малыша, побуждайте его попросить вас о чём-то или кого-то позвать: «Позови папу кушать».

•    Развивайте крупную (ходьба, общеукрепляющие упражнения) и мелкую моторику ребенка (пальчиковые игры, лепка, конструкторы).

•    Обогащайте познавательный и чувственный опыт ребенка (знакомьте с природой, музыкой, творчеством).

•    Развивайте восприятие, мышление, память, внимание ребенка. 
 
3)Развитие действий с предметами. Возникновение отобразительной игры.

            В начале второго года жизни игра ребенка сводится к различным действиям с предметами. Этими действиями ребенок начинает овладевать еще к концу первого года жизни. Он открывает и закрывает матрешку, накладывает один кубик на другой, снимает кольца с пирамидки и нанизывает их обратно. Действуя с предметами, ребенок на практическом уровне знакомится с их свойствами, учится сравнивать, сопоставлять, действуя так, он мыслит. Постепенно действия с предметами на основе уже развитой способности к подражанию, развитию координации движений рук, приобретают более сложный характер. Ребенок ставит кирпичик на узкую грань, делает перекрытия, воспроизводит знакомые постройки – поезд, скамейку и т.п.

            В первые месяцы 2 года жизни дети в игре преимущественно воспроизводят ранее разученные действия. Они «кормят», «качают кукол» и т.д. Постепенно они начинают эти действия переносить на другие предметы: «кормят» не только кукол, но и собачку, кошку.            

            У детей 1 года 3 месяцев – 1 года 6 месяцев появляются новые действия, которые ранее специально не разучивались, которые ребенок увидел сам, приглядываясь к деятельности более взрослых детей. Дети начинают «читать газету», «причесываться», «наряжаться» и т.д. Сначала ассортимент действий очень ограничен, но постепенно дети начинают отображать в своей игре все более разнообразные, часто воспринимаемые, сначала единичные действия окружающих, а затем появляется и сюжет, состоящих из несколько связанных между собой действий - это так называемые отобразительныедействия, так развивается отобразительная игра. Учитывая большое значение отобразительной игры для умственного развития детей, организации игры и руководству ею необходимо уделять этому большое внимание. Для отобразительной игры нужны куклы, игрушечные зайцы, собаки, кошки, мишки, посуда среднего и крупного размера, лоскуты, косынки (дети любят наряжаться), ящички, которые дети используют как ванны и кровати для кукол и т.д.

            Учитывая возрастные особенности детей обстановку в комнате для игр надо несколько видоизменять, применительно к тому, какие дети в данный момент играют. Дети первого полугодияобычно играют тем, что попадается им на глаза, поэтому игрушки для них нужно расставлять по всей комнате. Например, кукол, игрушечных животных рассаживают на детских диванчиках, в тележках, на горке, ящики с кубиками, вкладные, разборные игрушки – на столах, открытых полках, мячи – в корзинах, машины, коляски, тележки – на полу в разных местах комнаты. Если в одном месте находится много игрушек, внимание ребенка рассеивается. Хорошо располагать игрушки комплектами. Например, возле куклы положить одеяло, чашку, в тележку, наложить кирпичики, игрушечное животное посадить в машину и т.д. Это поможет ребенку использовать не один, а несколько предметов. Что усложнит игру.

            Для детей после 1 года 6 месяцев часть игрушек уже может находиться в доступных закрепленных за ними местах. Например, строитель – в ящике, запасные куклы – в шкафу и т.д.

            В конце второго года у ребенка появляются последовательные действия (наливает воду и дает кукле пить). В первом полугодии ребенок находится во власти зрительных восприятий, опыт его незначителен, игра неустойчива, поэтому ситуацию для него готовит взрослый. Во втором полугодии игра приобретает более устойчивые формы. Ребенок разнообразно действует с одним и тем же предметом, и если в первом полугодии он занят одним видом деятельности 2-4 мин, то к 2 годам – 5-7 мин, сопровождая свои действия словом.

            Постепенно в игре формируется мышление, ребенок теперь использует предметы-заместители (воображаемые предметы), подражая при этом действиям взрослого, переносит эти действия в другие игры.

            К концу 2 года жизни в игре детей появляется некоторые согласованные действия: они кормят друг друга, вместе строят, рассматривают книги. Все чаще действия дети сопровождают словами, а в играх проявляется эмоции (интерес, удивление, радость от достижения результата или по поводу новых игрушек). Такжеболее сложные – нежность, чувство вины за свой проступок.

            На 2 году жизни у ребенка формируются такие качества личности, как доброжелательность в отношении с окружающими,сочувствие к сверстнику. Дети самостоятельно вступают в деловые отношения со взрослыми по поводу игры, реагируют на его оценку своих действий, проявляют адекватную реакцию.

            Руководство игрой в начале 2 года жизни заключается в обучении детейразнообразным действиям с игрушками, путем показа. Все действия должны сопровождаться соответствующими словесными указаниями сначала в виде прямых указаний к действию «Покорми собачку». Постепенно применяется только словесная инструкция, ориентируясь на накопленный ребенком опыт.Для усложнения игры нужно проводить специальные показы – инсценировки. Во втором полугодии содержание показа усложняется (инсценируется какой – либо сюжет). Непосредственно после занятий, показов, дети с удовольствие играют теми игрушками, которые в руках взрослого были такими интересными, иу них легчевозникает подражание тому, что они только что видели.

Роль взрослого в формировании предметно-игровой деятельности.


Информация о работе Особенности воспитания и развития детей второго года жизни