Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:52, реферат
В нормальных условиях появление нового человека является результатом психологической готовности матери к его рождению. Новорождённый изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорождённого зависит от того, как он сможет адаптироваться к новым условиям среды.
Введение
В нормальных условиях появление нового человека является результатом психологической готовности матери к его рождению. Новорождённый изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорождённого зависит от того, как он сможет адаптироваться к новым условиям среды.
К младенцу можно относится по-разному. К сожалению, многие родители воспринимают его только как предмет ухода: перепеленать, покормить, укачать – вот, пожалуй, и всё. Однако, такое представление о ребёнке в корне неверно. Младенец имеет собственную полноценную психическую жизнь, обладает активностью в стремлении удовлетворять различные желания, накапливает опыт воздействия на мир, вырабатывает собственное отношение ко всему его окружающему и в том числе к себе самому – словом, наделён тем, что именуется душой, субъективностью и позже – личностью.
Цель исследования – показать что психика ребёнка содержит огромные возможности, для раскрытия и развития которых явно недостаточно лишь есть и спать.
1.1 Бондинг или незримая связь с матерью
Бондингом называется интуитивная незримая связь между ребенком и матерью, возникающая после рождения, благодаря которой они сохраняют общие границы и продолжают оставаться единым целым. Женщины, проведшие со своими новорожденными не менее часа после родов, также способны узнавать их по запаху. В 69 % случаев матери с повязкой, закрывающей глаза, узнают своих младенцев посредством тактильного контакта. Узнают они своих детей и по крику, могут отличить их фотографии от других новорожденных. Следует подчеркнуть, что при разлучении ребенка с матерью в первые часы его внеутробной жизни описываемые феномены не возникают или выражены значительно слабее. Это крайне неблагоприятно отражается на формировании контакта в системе «мать – дитя», снижая уровень эмоциональной подстройки матери к младенцу, и в последующем может негативно отразиться прежде всего на психическом развитии ребенка.
Формируется бондинг не сразу, а поэтапно. Первый его этап – это беременность. Мама и её будущий ребёнок живут в едином информационно-эмоциональном поле. Но тем не менее, даже тут общения с ребёнком может и не быть вообще. По статистике около трети матерей практически совсем не задумываются о своих детях, пока те не родятся. То есть, ребёнок-то есть, но воспринимается он изначально как что-то в той или иной степени чужеродное организму, порой мешающее и пугающее, «творящее» с телом мамы что-то непонятное. Естественно, в таком случае контакт вряд ли получится. У таких мам больше процент осложнений в родах, они чаще отказываются от грудного вскармливания, материнство приносит им меньше радости. Мам, которые наоборот, сознательно старались установить контакт с малышом, пойти по пути болдинга, не так уж и много – около 11%. Их дети обычно отличаются хорошим весом при рождении (реже случаи задержки внутриутробного развития), они более спокойны и в дальнейшем – более уверены в себе.
Второй этап – это роды. Здесь важно, чтобы женщина понимала что больно и страшно не только ей, но и ее ребенку. Поэтому и заботиться надо в первую очередь не о себе, а о ребёнке через себя. Тут опять на помощь придут позы, дыхание и другие приёмы расслабления. Не стоит забывать разговаривать с малышом (пока мама ещё в состоянии делать это осознанно), подбадривать его и ласково успокаивать.
Третий этап - малыш родился. И в первые дни после рождения ребёнок не должен лежать где-то вдали от мамы, в «детской» родильного дома под предлогом, что «маме надо отдохнуть». Ребёнок также нуждается в отдыхе и – защите. Он привык к близости мамы, ведь он жил в этой близости всю свою 9-месячную жизнь.
Если в отношениях с ребёнком присутствует бондинг, то женщина без всяких взвешиваний будет знать, хватает ли ребенку молока, и без обследований понимать, здоров ли малыш и в чём он сейчас нуждается больше.
Бондинг существует между мамой и её детьми на протяжении всей жизни. Именно им можно объяснить, как мать на расстоянии чувствует, что её взрослый, живущий отдельно ребёнок заболел или у него неприятности. Успешному формированию бондинга способствует также раннее прикладывание малыша к груди, грудное вскармливание, тесный эмоциональный контакт, совместный сон. Важно и доверие мамы к своим необычным ощущениям — не подавить их разумом и сомнениями.
1.2 Холдинг или польза ношения младенцев на руках
Наиболее развитыми детьми в возрасте до 4 лет учеными признаны малыши из Уганды. В этой стране мамы не расстаются с ребенком до тех пор, пока тот не начнет ходить. С рождения кроху носят за плечами в платке, примотанном к телу. При этом женщина всегда сухая и чистая, хотя здесь не пользуются одноразовыми подгузниками. Когда малыш хочет в туалет, его снимают со спины. Вопрос: «А как вы узнаете об этом?» вызывал недоумение. Мать, носящая младенца на себе, чувствует его потребности как свои, удовлетворяет их своевременно и полностью. И все его силы, не затраченные на плач – попытки «докричаться» до мамы и «объяснить» ей, в чем дело, идут в рост и развитие. И причинно-следственные связи формируются быстро и правильно, психическое развитие не страдает. Не говоря уже о том, какой значимый стимул для ребенка – чувствовать, что его любят.
Хрестоматийный случай, один из сотен, описанный многократно – как в детских приютах выживали только те младенцы, которых нянечки из жалости привязывали за спину и носили на себе. Было это, конечно, лет сто с лишним назад, во времена антисанитарии и низкого уровня медицины. Но сами потребности младенцев не претерпели изменений, и любящие руки им нужны не меньше. Хотя, конечно, умирают они реже.
Ношение ребенка на руках – тоже элемент ухода, и делать это нужно обязательно.
Известный
детский психоаналитик Д. В.
Винникотт ввел особый термин
для этого стиля
Для ребенка день его рождения скорее не радость, а наоборот испытание. В процессе рождение ему пришлось покинуть удобное и безопасное гнездышко и принять неизвестный ему новый мир, необъятный и неизведанный. А малыш, чтобы восстановить баланс, хочет всегда быть возле мамы.
Чувствовать её тепло, слышать сердцебиение, ощутить привычные покачивания. Поэтому очень важно носить младенцев на руках как можно чаще. У ребенка, которого носили на руках так часто, как он в этом нуждался, выработается правильное отношение к окружающему его миру (мир безопасен, мир интересен), так как у него будет ощущение защищенности, так как он знает, что как только ему будет нужно — мама рядом. Такие малыши, как ни странно, наоборот, вырастают более самостоятельными и сами хотят изучать всё вокруг.
1.3 Влияние общения на развитие ребенка
Вы когда-нибудь наблюдали, как ведут себя с младенцем разные мамы в поликлинике, ожидая очереди на прием к педиатру? Одна мама осторожно кладет малыша на пеленальный столик, разворачивая одеяльце и пеленки, ласково разговаривает с ним, ее движения нежны и неторопливы. Она все время сосредоточена на ребенке, пытается развлечь его, играет, показывает игрушку. Если малыш расплакался, мама берет его на руки, успокаивает ласковыми словами. Другая мама ведет себя иначе. Ее движения резки и торопливы, выражение лица суровое или безразличное. Молча распеленав младенца, она стоит рядом и не обращает на него никакого внимания. Если ребенок начинает капризничать, она высказывает недовольство, требует: "Прекрати нытье!". Взяв младенца на руки, трясет его, как неодушевленный предмет, ей и в голову не приходит приласкать малыша, отвлечь его разговором или игрушкой.
Если поставить себя на место ребенка, то нетрудно представить, что у первой мамы малыш чувствует себя любимым, нужным, защищенным, а у второй - одиноким, предоставленным самому себе, досадной помехой для окружающих.
Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребёнка – кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в постоянных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Перемещаясь в пространстве благодаря взрослому, ребёнок имеет возможность видеть большее количество предметов, дотягиваться до них, а затем схватывать. От взрослого исходят также основные слуховые и осязательные впечатления.
Долгое время рекомендовалось кормить ребенка строго по часам, а не по его потребности. В детских учреждениях всем детям предписывался единый режим сна и бодрствования. Но в последние годы даже врачи отказались от рекомендаций строго соблюдать режим. Во-первых, существуют большие индивидуальные различия в потребности в пище, сне и бодрствовании у разных детей. Во-вторых, у одного и того же ребенка в разные дни могут быть различные интервалы между кормлениями, а насильственное включение в режим часто оборачивается для малыша дополнительным стрессом.
С психологических позиций, при таких воспитательных установках ("не брать на руки, не укачивать, не давать соску, не реагировать на плач лаской, кормить по часам, а не по потребности") ребенок первых месяцев жизни не только переживает физиологический и психологический дискомфорт, но и испытывает дефицит общения со взрослыми.
Дефицит общения создается по целому ряду причин. Во-первых, взрослые, не реагируя на плач ребенка, не беря на руки, не укачивая его перед сном, не разговаривая с ним, сокращают количество общения по времени. Во-вторых, не удовлетворяя насущные потребности младенца, о которых он сигнализирует плачем, не проявляя сочувствия, жалости, ласки в момент, когда малышу плохо, они лишаются возможности своевременно выразить ребенку свою любовь и нежность, и тем затрудняют формирование у него уверенности в родительской любви, защищенности, в своей "нужности" окружающим. И в-третьих, взаимодействуя с младенцем лишь по своей инициативе, действуя исходя не из интересов и потребностей ребенка, а по абстрактным правилам, взрослые лишают малыша возможности развивать собственную инициативу, так как не дают ему почувствовать себя причиной происходящего.
Не всякое взаимодействие взрослого с ребенком является общением . Например, если в ответ на плач малыша взрослый меняет ему пеленки, не выражая при этом ни взглядом, ни словом, ни жестом своего отношения к нему, то взаимодействие разворачивается (ребенок подал сигнал, взрослый отреагировал адекватными действиями), но в таком взаимодействии общение отсутствует. Если же взрослый во время пеленания разговаривает с ребенком, смотрит ему в глаза, улыбается, кивает, малыш в ответ тоже начинает улыбаться или гулить, взрослый отвечает ему ласковыми словами, то между ними осуществляется эмоциональное общение.
Бывает и так, что ребенок проявляет инициативу - ищет взгляд взрослого, улыбается, гулит, стучит ножками - но взрослый никак не реагирует на нее, в этом случае общение отсутствует. Общение не разворачивается и тогда, когда взрослый зовет ребенка, улыбается ему, а тот отвернувшись, смотрит в сторону. В обеих ситуациях инициативен только один из партнеров, другой не отвечает ему и не подстраивает свое поведение к обращению партнера. Таким образом, для общения необходимы четыре момента: внимание к обращению партнера, ответ на его воздействие, инициативное обращение к нему и чувствительность к воздействию партнера.
Такое общение возможно лишь при
наличии отношения взрослого
к ребенку не как к объекту,
а как к субъекту, то есть, существу,
наделенному собственной
Проведенные в последние десятилетия
исследования психологов и психиатров
показали, что детско-родительские
отношения в первые месяцы и годы
жизни ребенка имеют
Заключение
Какие же выводы следуют из этих данных?
Для гармоничного развития
ребенка, формирования здоровой
психики родителям следует
После рождения ребенка родители все время должна быть рядом с ним, должны все время любить его, улыбаться, нежно и весело разговаривать с ним; всегда должны быть готовы накормить, напоить, обогреть малыша, приласкать его. Мать при этом должна быть уверена в том, что делает очень важное дело.
Поскольку основной тип деятельности ребенка в младенческом возрасте - эмоциональное общение, первая потребность, которая формируется у ребенка -это потребность в другом человеке.На развитие этой потребности надо обратить особое внимание - с ребенком надо говорить, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый.Это сформирует у ребенка чувство доверия к миру, будет способствовать поощрению его исследовательской деятельности, что послужит основой для его гармоничного развития.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология Вашего младенца: у истоков общения и творчества. М., АСТ, 1996.
2.Доктор Рошель Кейсес. Приспособления для ношения детей (слинг) и нагрузка на позвоночник. Статья с сайта компании БИБИКОЛЬ (C) 2000
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968