Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:28, контрольная работа
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Однако,
наиболее удачная краткая формулировка
самой существенной (с точки зрения
автора эссе) особенности творческой
личности приведена В.Н. Дружининым: «У
творческих людей нередко удивительным
образом соединяются зрелость мышления,
глубокие знания, разнообразные способности,
умения и навыки и своеобразные "детские"
черты во взглядах на окружающую действительность,
в поведении и поступках».
3. Методы стимулирования проявления творческих способностей
В
ходе проведения многочисленных исследований,
посвященных диагностике и
Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации.
Под
внешней мотивацией творчества понимается
реакция социального окружения,
как положительная (поощрение вниманием,
признание, одобрение, а также материальное
вознаграждение), так и отрицательная
(резкая критика, наказание). Причем следует
отметить, что значимость внешней
мотивации проявляется наиболее
полно лишь в случае, если она
исходит от референтной группы. Существенность
влияния внешней мотивации
На основании анализа результатов исследований можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству:
- интериоризированные личностью ценностно-ориентационные установки;
- самооценка;
- стабильность эмоционального состояния.
Стимулирование проявления креативности возможно при внешнем воздействии на выделенные факторы, хотя, конечно, такое воздействие не гарантирует полного раскрытия творческого потенциала.
Здесь можно предложить использовать следующие методы стимулирования:
1) Минимизировать
отрицательное влияние
2) Поскольку
для проявления креативности
очень важно иметь высокую
самооценку, целесообразно воздействовать
на нее путем повышения
3) Исследователи
биографий творческих
Заключение
В рамках данной работы, наверное, невозможно охватить все концепции и подходы к исследованию творческого мышления (остались неосвещенными работы Л.С. Выготского, Ч. Спирмена, оригинальный подход В.М. Вильчека, и других). Однако, на основании анализа имеющихся в распоряжении материалов по проблеме, можно сделать следующие выводы:
– Большинство
авторов согласны, что в процессе
творческого мышления большая роль
отводится бессознательному. Предложены
различные схемы решения
– несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными.
Например, большинство исследований строятся с использованием творческих задач, в то же время до сих пор не существует единого мнения о том, какие же задачи считать творческими. Отечественным представителем информационного подхода Г.А. Голицыным предложен следующий критерий: если решение (или множество решений) задачи лежит за пределами множества исходных представлений (т.е. сферы сознания) субъекта, то именно такую задачу мы можем считать творческой. Существует и другой подход к определению творческих задач, предложенный современным исследователем творческого мышления Я.А. Пономаревым: "…класс задач, решения которых доступны машинному моделированию, не входит в класс творческих, к последнему могут быть отнесены лишь те, решения которых принципиально не поддаются машинному моделированию. Более того, невозможность моделирования решения таких задач может выступить одним из достаточно отчетливых практических критериев подлинного творчества".
Исследователи также до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие же личностные особенности считать основными для креативной личности. Наиболее часто современными исследователями упоминаются такие индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность.
В
последнем разделе автор
Список
используемой литературы
1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983. – 173 с.
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 182 – 195.
3. Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 210 – 231.
4. Дружинин В. Диагностика общих познавательных способностей. // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М..: Изд. Институт психологии РАН, 1997
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
6. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.: ил. – (Серия "Учебник нового века")
7. Мартьяненко В.Ф. Введение в философию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений – Мн.: БГУ, 1986 – 124. с.: ил.
8. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
10. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
11. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство "Наука", 1976. – 302 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: "Питер", 1999. – 720 с.: (Серия "Мастера психологии")