Особенности творческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:28, контрольная работа

Краткое описание

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по общей психологии Творческое мышление 2 курс.docx

— 38.50 Кб (Скачать)

     Однако, наиболее удачная краткая формулировка самой существенной (с точки зрения автора эссе) особенности творческой личности приведена В.Н. Дружининым: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках». 
 
 
 
 

3. Методы стимулирования  проявления творческих  способностей

     В ходе проведения многочисленных исследований, посвященных диагностике и развитию креативности, исследователи замечали, что препятствием к проявлению креативности могут выступать страх оказаться "белой вороной", склонность к  конформизму (Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон) , моральные запреты , однообразие решаемых задач .

     Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности  личности, но также от внутренней и  внешней мотивации.

     Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Причем следует  отметить, что значимость внешней  мотивации проявляется наиболее полно лишь в случае, если она  исходит от референтной группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается  мотивация внешняя.

     На  основании анализа результатов  исследований можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству:

- интериоризированные личностью ценностно-ориентационные установки;

- самооценка;

- стабильность эмоционального состояния.

     Стимулирование  проявления креативности возможно при  внешнем воздействии на выделенные факторы, хотя, конечно, такое воздействие  не гарантирует полного раскрытия  творческого потенциала.

     Здесь можно предложить использовать следующие  методы стимулирования:

1) Минимизировать  отрицательное влияние моральных  и культурных запретов могут  помочь, например, такие методы воздействия,  как расширение круга интересов  личности (например, через обучение), самоидентификация с другой личностью (позволяет взглянуть на проблему «другими глазами», при этом собственные ценностно-ориентационные установки отступают на второй план). Снятию влияния установок, сформировавшихся в процессе деятельности (например, влияния опыта выполнения аналогичной или схожей деятельности) может способствовать переключение внимания, смена деятельности.

2) Поскольку  для проявления креативности  очень важно иметь высокую  самооценку, целесообразно воздействовать  на нее путем повышения внешней  положительной и минимизации  внешней отрицательной мотивации.  Здесь следует оговориться, что  хотя отдельные исследователи (например, Дружинин ) считают внешнюю мотивацию оказывающей положительное влияние только на низкокреативных людей, в истории имеются примеры обратного. Известен факт, что нередко лучшие произведения искусства появлялись именно в результате работы «на заказ» (например, знаменитый Реквием В.А. Моцарта). Здесь также необходимо сказать, что, по всей видимости, не всегда правомерно противопоставление внутренней и внешней мотивации, в отдельных случаях они могут как бы перетекать друг в друга, и чисто внешняя мотивация в процессе деятельности может трансформироваться во внутреннюю. Не следует забывать и о том, что этот метод будет работать лишь в случае действительной необходимости повышения самооценки, в противном случае высока вероятность, что сработает правило де Чармса.

3) Исследователи  биографий творческих личностей  отмечают, что творчество проявляется  слабее, если в эмоциональной  сфере устанавливается относительно  продолжительная стабильность, и  наоборот, сильный всплеск творчества  нередко может вызвать посттравматический стресс либо положительный стресс (например, переживание эйфории влюбленности). В рамках рассматриваемых методов можно предложить такие методы воздействия, как, например, резкая смена обстановки, окружения, сферы деятельности (известно, что ученые, поэты, художники зачастую именно этим способом преодолевали свой кризис творчества). 

Заключение

     В рамках данной работы, наверное,  невозможно охватить все концепции и подходы к исследованию творческого мышления (остались неосвещенными работы Л.С. Выготского, Ч. Спирмена, оригинальный подход  В.М. Вильчека, и других). Однако, на основании анализа имеющихся в распоряжении материалов по проблеме, можно сделать следующие выводы:

– Большинство  авторов согласны, что в процессе творческого мышления большая роль отводится бессознательному. Предложены различные схемы решения творческих задач, однако большинство авторов  согласны, что в процессе такого решения задействуется как сознание, так и бессознательное, т.е. на разных этапах решения проблемы ведущая  роль переходит от одной структуры  к другой;

– несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными.

     Например, большинство исследований строятся с использованием творческих задач, в то же время до сих пор не существует единого мнения о том, какие же задачи считать творческими. Отечественным представителем информационного подхода Г.А. Голицыным предложен следующий критерий: если решение (или множество решений) задачи лежит за пределами множества исходных представлений (т.е. сферы сознания) субъекта, то именно такую задачу мы можем считать творческой. Существует и другой подход к определению творческих задач, предложенный современным исследователем творческого мышления Я.А. Пономаревым: "…класс задач, решения которых доступны машинному моделированию, не входит в класс творческих, к последнему могут быть отнесены лишь те, решения которых принципиально не поддаются машинному моделированию. Более того, невозможность моделирования решения таких задач может выступить одним из достаточно отчетливых практических критериев подлинного творчества".

     Исследователи также до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие  же личностные особенности считать  основными для креативной личности. Наиболее часто современными исследователями упоминаются такие индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность.

     В последнем разделе автор приводит свою возможную классификацию факторов, влияющих на возможности проявления креативности, а также некоторые  способы воздействия на них.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983. – 173 с.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 182 – 195.

3. Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 210 – 231.

4. Дружинин В. Диагностика общих познавательных способностей. // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М..: Изд. Институт психологии РАН, 1997

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")

6. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.: ил. – (Серия "Учебник нового века")

7. Мартьяненко В.Ф. Введение в философию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений – Мн.: БГУ, 1986 – 124. с.: ил.

8. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.

9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

10. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.

11. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство "Наука", 1976. – 302 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: "Питер", 1999. – 720 с.: (Серия "Мастера психологии")

Информация о работе Особенности творческого мышления