Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:04, курсовая работа
Работа состоит из двух глав. В первой рассмотрены теоретические основы характеристики внимания, во второй - условия развития внимания у школьников.
При написании работы использовалась литература таких авторов как: Ананьев Б. Г., Бабич Н. И., Божович Л. И., Воронин А.Н., Выготский Л. С.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы характеристики внимания…………………………………...5
1.1Определение внимания, его функции……………………………………………….5
1.2Виды внимания и их характеристика………………………………………………...9
2.Условия развития внимания у школьников………………………………………….19
2.1 Процесс развития внимания………………………………………………………...19
2.2 Формирование внимания у младших школьников………………………………...23
2.3 Особенности развития внимания…………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………………….34
Глоссарий………………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………………...38
Приложения………………………………………………………………………………39
Иначе будет, если вызванный ученик записывает продиктованное предложение или решает задачу на обратной стороне поворачивающейся доски. Тогда каждый ученик некоторое время вынужден работать самостоятельно. Затем написанное на доске оказывают классу, и идет коллективная проверка того, что делано на доске и что написано в тетрадях учащихся.
Большое значение для развития внимания имеет понимание учеником того, чему его учат. Если что-либо для него неясно, внимание может ослабнуть. С другой стороны, настойчивое повторение учителем того, что дети хорошо поняли, также ослабляет их внимательность. Слишком легкая или слишком трудная работа плохо мобилизует внимание школьника. Поэтому учителю надо давать детям такие задачи, которые требовали бы от них усилий, но были бы им доступны.
Для развития произвольного внимания ученика надо воспитывать у него сознательное отношение к учению, чувство долга, ответственность за свою работу и поведение. Произвольное внимания особенно зависит от характера и воли ребенка. Поэтому в детях надо воспитывать не только интерес к учебному материалу, но и стремление побеждать свои слабости, преодолевать рассеянность, проявлять выдержку и прилежание даже тогда, когда работа неинтересна и трудна. К.Д. Ушинский писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, – делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».
При
правильно организованной работе учитель
использует непроизвольное, и произвольное
внимание школьников. Если он стремится
воспитывать только произвольное внимание,
процесс обучения будет связан с большим
постоянным напряжением ученика и станет
тяжелым, неинтересным трудом, лишенным
всяких радостей. Такой труд может вызвать
к себе отвращение.
Но если учитель своей целью поставит
только занимательность, привлечение
непроизвольного внимания, то ученик не
будет готовиться в школе к трудностям
жизни, у него не воспитается необходимая
выдержка, сила воли. Строя работу детей
так, чтобы привлекать оба вида внимания,
по возможности чередуя их, и вызывать
послепроизвольное
внимание, учитель успешно сможет решить
учебную, и воспитательную задачи.
Заключение
Необходимым условием усвоения знаний является внимание. У детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Это связано с тем, что в этом возрасте воля еще не развита, регулирующая деятельность второй сигнальной системы по отношению к первой недостаточна. Поэтому учителю начальных классов школы надо привлекать внимание учеников таким изложением материала, которое не требует от них большого напряжения.
Огромную роль в воспитании должного отношения к учебным занятиям и в предупреждении рассеянности играет личность учителя и прежде всего его глубокий интерес к тому, что он преподает, чем он хочет заинтересовать детей. Личный авторитет педагога – прочная основа воспитания у учащихся внимания и интереса на уроках, без которых невозможно усвоение учебного материала.
Задача
планомерного воспитания внимания в связи
с этим видится как постоянное формирование
новых действий умственного контроля.
Но и при таком формировании внимания
непременным условием является наличие
положительной мотивации основной деятельности.
Глоссарий
№ | Понятие | Содержание |
Воспроизведение | трудная для младшего школьника деятельность, требующая постановки цели, включения процессов мышления, самоконтроля. | |
Память младшего школьника | первостепенный
психологический компонент | |
Внимание | избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем. Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и причем той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания. | |
Виды внимания | В зависимости
от наличия сознательного выбора
направления и регуляции | |
Непроизвольное внимание (пассивное) | Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. | |
Произвольное внимание | Физиологическим
механизмом произвольного внимания
служит очаг оптимального возбуждения
в коре мозга, поддерживаемый сигналами,
идущими от второй сигнальной системы.
Отсюда очевидна роль слова родителей
или преподавателя для формирования у
ребенка произвольного внимания. Возникновение
произвольного внимания у человека
исторически связано с | |
Послепроизвольное внимание | Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного). | |
Формы внимания | Так как внимание
выступает стороной познавательных
процессов как деятельности, направленной
на объект, то, в зависимости от содержания
этой деятельности, выделяют:
внешнее внимание; внутреннее внимание; сверхинтеллектуальное внимание; потустороннее (чувственное) внимание; моторное (двигательное) внимание. | |
Одна из основных причин невнимания | недостаточная
умственная активность учащихся. Постоянная
мыслительная деятельность, поддерживаемая
в младших классах | |
Концентрация | удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта. | |
Распределение | Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов. | |
Физиология внимания | Эксперименты с рассеченными полушариями головного мозга показывают, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела; при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое — поддержку общего уровня настороженности. |
1 | Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. - М., 1992 г. |
2 | Акимова М. К., Козлова В. Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. - Обнинск, 2003 |
3 | Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. - М., 2008. - Т. 2. |
4 | Бабич Н. И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников // Вопросы психологии. - 1990. -№ 2. |
5 | Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1999 г. |
6 | Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 2005. |
7 | Воронин А. Н. Методики диагностики свойств внимания // Методы психологической диагностики. - М., 2003. - Вып. 1. |
8 | Воронин А.Н. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Просвещение, 2007 |
9 | Выготский Л. С. Воображение и творчество в школьном возрасте. - М., 2002. |
10 | Вейн А.М. Внимание человека. – М.: Просвещение, 1973 |
11 | Гальперин Введение в психологию. – М.: МГУ, 2006 г. |
12 | Практикум по возрастной и педагогической психологии. - М., 2008. |
А |
Информация о работе Особенности развития внимания в ходе учебной деятельности