Особенности психического развития младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 19:36, доклад

Краткое описание

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период проис­ходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность система­тического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному измене­нию социальной ситуации развития ребенка.

Файлы: 1 файл

Особенности психического развития младших школьников.docx

— 27.27 Кб (Скачать)

Возрастные  ограничения в  развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого — недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности. Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого. Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.).

В этих случаях речь может идти о  недостаточном развитии у школьника  познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное  включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно  рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить  и поддержать познавательную активность ребенка. И тогда на помощь в организации  учебной деятельности ребенка и  поддержания его внимания к ней  приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др.

Во  всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности  на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия. Таким образом, повышение внимательности школьника напрямую связано с  развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной  сферы в целом, а также волевых  качеств. Решение этих непростых  воспитательных задач требует от родителей достаточного времени  и немалых усилий. 
 

Источники:

http://www.psihologu.info

http://www.semya-rastet.ru

http://www.eti-deti.ru 

Информация о работе Особенности психического развития младших школьников