Особенности проявления общего и социального интеллекта на этапе ранней взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:13, статья

Краткое описание

В данной статье показан уровень развития общего и социального интеллекта у представителей этапа ранней взрослости. Выделяются сложные проблемы, на которые следует обратить внимание. Особенно остро поднимается вопрос о развитии социального интеллекта, и входящих в его структуру компонентов.

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕГО И СОЦИАЛЬНОГО .docx

— 1.26 Мб (Скачать)

Ю.Э. Мамедова, А.А. Быченкова

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕГО И СОЦИАЛЬНОГО

ИНТЕЛЛЕКТА НА ЭТАПЕ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

 

В данной статье показан уровень развития общего и социального интеллекта у представителей этапа ранней взрослости. Выделяются сложные проблемы, на которые следует обратить внимание. Особенно остро поднимается вопрос о развитии социального интеллекта, и входящих в его структуру компонентов.

 

Ключевые слова: общий интеллект, социальный интеллект, ранняя взрослость.

 

Интеллект, как полагал В. Штерн, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт – это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным эквивалентом объекта, посредством «действия в уме». Благодаря этому решение некоторой проблемы субъект осуществляет здесь и теперь без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово, пробы, проверка гипотез осуществляются во «внутреннем плане действия» [1].

Само понятие интеллект обозначает совокупность всех познавательных процессов человека, таких, как память, мышление, ощущение, воображение. А, следовательно, это необходимые свойства для существования полноценной личности.

Социальный интеллект – способность человека правильно понимать поведение людей, которая, непосредственно, влияет на взаимоотношение и социальную адаптацию в обществе.

Методы психологической диагностики: свободно – культурный тест на интеллект Р. Кеттелла и методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда.

Исследование было проведено на базе Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма г. Краснодара. Выборка составила 56 студентов в возрасте 19 – 20 лет.

По результатам исследования общего интеллекта на этапе ранней взрослости было выявлено, что отклонений в развитии умственной деятельности не наблюдалось. Следовательно, данная категория людей обладает хорошими способностями, которые стимулируют нормальное развитие. Средний уровень имеют 25% участников данного исследования. Этот процент людей развивается в соответствии с возрастными нормами. У них хорошие интеллектуальные данные, которые они могут развивать и реализовать в дальнейшем. Обладателями высокого уровня интеллектуальных способностей являются 75% испытуемых данного возрастного периода. Это говорит о великолепных данных, которые можно развивать. Из них получаться прекрасные специалисты, которые будут хорошо ориентироваться в области своей профессии. Причинами таких способностей могут являться как врожденные качества, повышенная любознательность, так и помощь со стороны людей, которые их окружают, их забота и тяга дать ребенку как можно больше знаний (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Уровень развития общего интеллекта на этапе ранней взрослости

 

Вследствие изучения особенностей уровня развития социального интеллекта на этапе ранней взрослости были получены следующие результаты. При рассмотрении такого компонента, как субтест № 1 «История с завершением» средний уровень имеют 39% испытуемых. Такой результат свидетельствует о нормальном развитии данных людей в этой сфере. Они знают основы в поведении окружающих, понимают характер действий со стороны других. Уровень выше среднего составляет 59%. Люди с такими способностями могут хорошо разбираться в намерениях окружающих. Высоким уровнем обладают 2% подростков, участвующих в данном исследовании.

Исследование субтеста № 2 «Группы экспрессии» указывает на то, что есть определенный процент испытуемых возраста ранней взрослости, который обладает уровнем ниже среднего, а именно 8%. У людей с такими показателями возникают трудности в эмоциональной сфере. Они не умеют грамотно общаться на этом языке. Достаточно большое количество людей, которые обладают средним уровнем развития в этой сфере – 65%. Они обладают всеми необходимыми для нормальной жизни знаниями в этой области. Неплохо понимают выражения лица, смыслы жестов, но не замечают тонкостей, которые также необходимо учитывать. Результатом такой осведомленности в этой области является попытка научить детей необходимыми знаниями, или самостоятельный интерес в получении такого рода информации. Уровнем выше среднего обладают 27% лиц в возрасте ранней взрослости. Такие данные являются показателем своего рода талантов. Они без проблем считывают информацию, которую несут люди.

Диагностика результата по субтеста № 3 «Вербальная экспрессия» отражает понимание человеком смысла речи. Средний уровень развития имеют 39% испытуемых. Данный результат свидетельствует о наличие знаний о вербальной экспрессии в приделах нормы. Они знают необходимые знаки в словесных формах, которые необходимо понимать каждому, но их количество недостаточно для полного избегания недопонимания. Возможно, зависит это от малой социальной просвещенности. Результат выше среднего показывают 43% участников данного возраста. Это указывает на хорошие способности распознавать словесные знаки и улавливать суть изложенного. Высоким результатом наделены 18% участников исследования. Они прекрасно, без особых усилий разбираются в этом компоненте социального интеллекта.

В результате исследования субтеста № 4 «Истории с дополнением» было выявлено, что низкий результат имеют 2% людей возраста ранней взрослости. Это говорит о практически полном непонимании ситуаций. Они не могут осмыслить, что происходит вокруг, а также им сложно адаптироваться к переменам. Результат ниже среднего имеют 8% исследуемых, это указывает также на проблемы в понимании ситуаций, которые вокруг происходят. Средний уровень развития составляет 82% испытуемых. Они развиваются в соответствии с нормой. Уровень выше среднего имеют 6% участвующих в исследовании. Они прекрасно знают, что вокруг них происходит. Высокий уровень развит у 2% людей, данной возрастной категории участвующей в исследовании.

В результате исследования социального интеллекта было выявлено, что 6% людей в возрасте ранней взрослости имеют уровень развития ниже среднего. Это говорит о неспособности данных людей в полной мере адекватно реагировать на жизненные ситуации. У них возникают проблемы во взаимоотношениях. Средний результат показали 71%, выше среднего было выявлено у 23%. Следовательно, большинство людей на этапе ранней взрослости обладают нормами, которые необходимы в жизни. Они не наделены высокими качествами в данной сфере, но способны избегать проблемы. Достаточно высокими результатами обладают лица, имеющие хорошие показатели по всем компонентам социального интеллекта. Они хорошо посвящены в данную проблему и знают, как и когда лучше поступить. Из полученных данных видно, что большинство участников имеют средний уровень развития социального интеллекта и его компонентов, это указывают на норму, но у таких людей могут возникать проблемы во взаимодействии с социумом. Так же есть испытуемые, которые имеют низкий и ниже среднего уровня развития социального интеллекта. Это указывает на проблемы в данной области, и о том что необходимо дополнительно обучать людей в данной сфере (рис. 2).

 

Рис. 2. Уровень развития социального интеллекта у представителей этапа ранней взрослости:

Субтест № 1 – «Истории с завершением», Субтест № 2 – «Группы экспрессии»,

Субтест № 3 – «Вербальная экспрессия», Субтест № 4 – «Истории с дополнением»,

СИ – социальный интеллект

 

В исследовании, проведенным нами, было обнаружено несколько интересных фактов. Общий интеллект на этапе ранней взрослости у преобладающего количества испытуемых оказался на высоком уровне. Из чего следует, что молодое поколение интеллектуально развито в данной сфере. При изучении социального интеллекта можно проследить, что наблюдаются трудности в развитии данной области. Большое количество участников данного исследования имеют средний уровень развития. Это свидетельствует о недостаточной информированности людей этой сфере. Считается, что социальный интеллект сформируется в процессе социализации, но данные указывают на то, что этого не хватает, необходимо внедрить основы социального знания в учебную деятельность.

 

Библиографический список

 

  1. Дружинин В. Н. Когнитивные способности. Структура, диагностика, развитие: научное пособие М.: ИМАТОН, 2001. 253 с.

 


 

 

© Мамедова Ю.Э., Быченкова А.А., 2013.


Информация о работе Особенности проявления общего и социального интеллекта на этапе ранней взрослости